Красноярская земля таит в себе много интересного. Буквально на днях археологи сделали новое открытие в боевой истории столицы края. Учёным открылась острожная стена XVII века, первого и самого тяжёлого столетия, когда решалось, быть ли на земле городу Красноярску. О самых интересных находках археолог рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».
Месть Мессершмидта
Всё началось с того, что на площади Мира одной организации понадобилось провести незначительные работы - проложить электрический кабель да вырыть пару колодцев для уличного освещения. По современному законодательству, даже такие мелочи в историческом центре города нельзя делать без предварительной археологической разведки. Учёные заложили три небольших раскопа на месте предполагаемых работ. И уже через несколько дней поняли: повезло!
По описанию, которое оставил потомкам немец Даниэль Мессершмидт, с момента основания острога эта территория служила для торговли с инородцами. Кстати, немец, отправленный Петром I для изучения и описания Сибири, Красноярском остался весьма недоволен. Он писал в своём дневнике, как после сдачи ясака русские опаивали инородцев и, отвлекая их внимание, не стеснялись прямой кражи мехов, которые просто перекидывали через частокол, а сообщники с другой стороны их подбирали.
В Красноярском остроге Мессершмидту пришлось задержаться, пережидая половодье, и европеец был шокирован свободой нравов в городе, причём как мужской, так и женской. Он не понимал, как простой казак может ударить воеводу за то, что тот должен рубль и не отдаёт, а на следующий день оба пьют мировую. А уж наличие в церкви бочки с пивом просто повергло его в шок.
Впрочем, некоторые историки усматривают в этих записях месть немца. Пока он жил в Красноярске, в остроге открылся скотий мор, и жители быстро смекнули, кто мог стать его причиной. Конечно, чужой человек, непонятный немец, который собирал гербарий, делал чучела и вообще вёл себя не как христианину положено. Понятно, что колдун и чернокнижник. Так что из Красноярска в итоге Мессершмидту пришлось бежать.
Украинский след Красноярья
«Так что нам базарная площадь сразу стала поставлять богатый нумизматический материал, - продолжает Юрий Анатольевич. - Много монет XIX века, а также копейка времён Михаила Фёдоровича и четыре монеты правления Алексея Михайловича. Чем они интересны? В царствование Тишайшего государя чеканили серебряные деньги, потом перешли на медные. Про Медный бунт в любом учебнике написано. Так вот, после него вернулись к серебряным деньгам, но чекан уже имел специальную отметку - клеймо! Это время датируется 1660-1670 гг. А история острога говорит нам, что в тот век Красноярск пережил восемь крупных нападений. Самые страшные пришлись на 1667 и 1679 годы. Так вот, в слое земли нашлись чешуйки - копейки, изготовленные уже после бунта. В этом же слое у нас обильные находки мушкетных пуль и три наконечника кыргызских стрел - два железных и один костяной. Велика вероятность, что эти предметы относятся к самой страшной осаде 1679 года и подвигу Василия Многогрешного».
В тот год перед Красноярском встал вопрос физического выживания. Иренек-хан (Ереняк) во главе енисейских кыргызов сжёг 16 окрестных деревень, вырезал все наблюдательные посты и взял острог в осаду. В первых столкновениях и штурмах гарнизон потерял 194 человека - треть всего личного состава. Гонцы отправились в Енисейский острог за помощью. Кыргызы продолжали штурмовать город, несмотря на прорвавшееся подкрепление. Впервые в истории Сибири, чтобы сдержать ярость нападавших, казаки пошли на крайний шаг. Из аманатной избы были извлечены все заложники, дети местных князьков, их вывели на стену и повесили на глазах у врага. Но даже такая жестокость не помогла. Осада снята не была. И тогда красноярцы применили «секретное оружие» - выпустили из тюрьмы Василия Многогрешного.
«Василий был братом гетмана войска Запорожского Демьяна, - рассказывает Гревцов. - Дослужился до чина черниговского полковника. После ложного оговора вместе с братом был доставлен в Москву, где за «измену» должен был лишиться головы. Уже на плахе государь помиловал братьев, но приговорил их к ссылке: Василия в Красноярск, Демьяна - в Селенгинский острог. Даже в тюрьме с них не снимали цепей. В тяжёлую минуту красноярцы выпустили профессионального вояку из затвора и попросили командовать обороной. О результатах его службы даже кыргызы сложили эпос, в котором зарекались воевать с полковником Васькой Многогрешным».
Согласно челобитной, которую красноярские казаки отписали царю, он «урежал полки», лично сражался с «государевыми изменниками», «бился явственно, не щадя головы своей», «пушкаря заставливал и указывал и сам прицеливался». «И мы, служилые люди, видели всем полком его, Васильеву, службу, что он, Василий Многогрешный, великому государю служил и добра во всём хотел». Прощённый государем Василий служил в Красноярске до 1694 года. В последний раз водил полки против Тубинского княжества в 1693 году. Почуяв приближение смерти, Многогрешный на свои деньги купил в остроге дом и устроил в нём приют для инвалидов и стариков. Кстати, брат Демьян в тюрьме также не усидел, лично спас царского посла от джунгар и стал одним из героев заключения Нерчинского мира, установившего восточную границу России. Между прочим, известна и судьба доносчика, из-за которого братья попали в Сибирь. Свои дни он закончил в Якутском остроге.
Бревно XVII века
«Продолжая работать в траншее, на третьем условном горизонте мы вышли на уровень, соответствующий дневной поверхности XVII века, - досказывает археолог. - Обнаружили огород с плетнём. А затем ров и кусок острожной стены! Ясно видны следы частокола, а вот здесь были ворота. И часть воротного столба уцелела! Из XVII века».
План города, так называемая «карта Ремезова», хоть и не отличается большой точностью, позволил определить место раскопа. И сейчас у Красноярска есть реальная возможность обзавестись местом собственной боевой славы! Не за горами 400-летие города. Почему бы не сделать на площади Мира подземную галерею? Направление стены определено, работы можно продолжить и получить уникальный исторический объект самой героической эпохи Красноярска.
«Мне, археологу, удивительно, как можно не оценить это место? - недоумевает Гревцов. - Найдена точка в центре города, которую полили своей кровью первые красноярцы. Неужели надо доказывать, что её необходимо сберечь? Мировой опыт есть. Сделать по принципу подземного перехода застеклённый участок, хотя бы 5 на 5 метров, и там же поместить стеллажи с находками. Что надо доказать? Значимость? Воспитательный момент? Придумали поставить памятник Дубенскому на месте ставки Татыша, посреди стана противника! А бились-то наши предки на Стрелке. Такой комплект в одном месте - стена, наконечники, пули. Нужно ещё что-то доказывать?».
Смотрите также:
- Основав Красноярский острог, Андрей Дубенский оказался под следствием →
- Потомки казаков. Чьи предки пришли в Красноярск четыре века назад? →
- Красноярск глазами известных писателей →