Унесённые индустриализацией. Почему в деревне жить выгодно, но некому?

Деревня © / Дмитрий Овчинников / АиФ

С 1926 года количество сёл и деревень в Красноярском крае сократилось более чем в четыре раза. Несмотря на то что в сельской местности легче выжить в годы экономических депрессий и социально-экономического кризиса, люди всё равно будут уезжать в города, считает Максим Прохорчук, кандидат географических наук, доцент.

   
   

Города «высосали» сёла

- Максим Викторович, в прошлом году краю исполнилось 80 лет, хотя его история уходит на несколько столетий назад. Как регион изменился с момента формирования?

- Географически край изменился: с 1930-х годов появилось около десятка новых городов и примерно половина посёлков городского типа. Число горожан увеличилось с 470 тыс. до 2,2 млн. Изменилось расселение: если до революции в основном жили в южных земледельческих районах, вдоль крупных рек, вблизи Транссибирской железной дороги и Московского тракта, то развитие промышленности и транспортного строительства привело к появлению очагов населения в Приангарье, на Таймыре, в горно-таёжных районах Восточного и Западного Саяна. Развитие горнодобывающей промышленности привело к появлению посёлков, которые перерастали в города, к примеру Бородино и Норильск. В советские годы расселялся народ в удалённые таёжные и северные районы.

- Умирает ли сегодня деревня?

- Если в 1926 году в крае 88% людей жили в сельской местности, то в 2015 году - всего лишь 23%. Нельзя сказать, что деревня умирает, но точно сокращается численность сельчан и привлекательность для проживания.

В советское время, когда создавали новый крупный завод, вставал вопрос, кто его будет строить. Одним из резервов стали сёла, откуда народ активно уезжал. Сегодня этот процесс значительно затормозился, потому что в городах не создаются широкомасштабные предприятия, да и сельская местность края уже не может дать столько людей. Города «высосали» население из деревень. К тому же раньше, когда создавались предприятия, новым горожанам предоставляли жильё в виде общежитий или малосемейных комнат, коммуналок. Сейчас решение жилищной проблемы, как правило, ложится на мигранта. Ещё одна причина исчезновения сёл и деревень - строительство ГЭС и переселение жителей из зоны затопления.

Остановка роста

- Когда начался основной отток из деревень и сёл?

- До того, как в Красноярском крае с 1960-х годов началась активная индустриализация, сельское население преобладало. В 1939 году в сельской местности проживало 72% жителей края, в 1959 году - 51% и в 1970 году - 38%. С 1926 по 2010 годы количество деревень в крае уменьшилось более чем в четыре раза. Причины - коллективизация, начавшаяся в 1920-е годы, когда мелких крестьян собрали в колхозы, и в 1930-е годы - ликвидация удалённых «неперспективных» деревень. Ведь проще и эффективнее, чтобы народ проживал компактно. Создавались условия, чтобы люди стягивались в города и крупные сёла.

   
   

- А сейчас как обстоит дело с ростом городов?

Коллаж АиФ/ Артур Кромер.

- Сейчас нет такого активного роста. Многие города, возникшие ещё до революции, такие как Канск, Енисейск, Артёмовск, затормозились ещё до перестройки. Отсутствие новых производств, устаревший жилой фонд, низкий уровень благоустройства приводили к оттоку их жителей. В 1970-1980-е годы росли Красноярск и молодые города - Железногорск, Сосновоборск, Лесосибирск, Талнах, потому что в них строились новые предприятия и жильё.

Удалённое хозяйство

- В России процесс городской урбанизации (переселение из сёл в города) сменялся обратным - дезурбанизацией - несколько раз: в 1920-е, в послевоенный период и в начале 1990-х годов. У нас так же было?

- Да, было, но это не носило массовый характер. В начале и середине 1990-х уезжали из городов, потому что там остановилось производство, и части бывших сотрудников заводов и фабрик не оставалось ничего, кроме как переселиться к родственникам в деревню либо продать квартиру и купить в селе дом, чтобы прокормиться. Не секрет, что сельская местность в годы социально-экономического кризиса более выживаема, чем городская, она даёт людям опору в лихую годину. Можно посадить картошку, развести скотину, прожить лесом, рыбалкой. Правда, это носит временный характер, и многие вернулись.

- Сейчас очередная волна кризиса, в ответ санкциям в крае продвигают фермерство. Можно ждать ещё один этап возрождения сёл?

- Сегодняшнее сельское хозяйство сильно отличается от того, что было даже 20 лет назад. Современные технологии не требуют такого количества рук, как раньше. Зачастую у фермера или рабочего квартира в городе или недалеко от него, и ездит он в пригород на птицефабрику или в поле на своей машине.

- Как-то по федеральному телеканалу город Шарыпово назвали селом. Есть параметры, по которым отличают город от большого посёлка?

- Есть, но жёстко им никогда не следовали. В России официально к посёлкам городского типа относятся населённые пункты при крупных заводах, шахтах, станциях, транспортных объектах, где живёт не менее 3000 человек. Городом в России может считаться населённый пункт, в котором не менее 12 тыс. жителей, из которых не заняты в сельском хозяйстве больше 85%.

У нас в крае городами вполне могли бы стать посёлки городского типа Берёзовка, где более 20 тыс. человек (хотя в этом нет необходимости), и Шушенское с населением 18 тыс. человек. Однако сегодня многие из таких наоборот переходят в разряд сельских поселений - сельчанами быть выгодней, ведь можно получать надбавку к зарплате, компенсацию за дрова, уголь, ниже налоги.

Американская мечта

- К Красноярску присоединяют посёлок Солонцы, хотят продолжить Емельяновским районом. Город разрастается - это положительный процесс?

- Столице края это выгодно, она увеличит налоговую базу, получит новые территории для застройки. Молодёжь приветствует городскую жизнь, ведь улучшится транспортная доступность, социальная инфраструктура, в том числе и развлекательная. Но людей старшего возраста и тех, кто купил там участок для отдыха, устраивает сельский статус посёлка.

В нашем крае система расселения считается не самой совершенной, поскольку начала развиваться только после войны. Один город резко доминирует, а следующие за ним сильно отстают по численности. Разница между Красноярском и вторым городом - Норильском - почти в 8 раз! В развитых и давно освоенных регионах страны распределение по величине более ровное.

- В последние годы жителей города потянуло на землю. Как растёт число дач?

- Здесь происходит иная трансформация. Те дачные участки, которые были выделены в советское время, с лимитом в шесть соток, без благоустройства, с грунтовой дорогой, молодого горожанина не привлекают. Много дач в таких посёлках заброшено, например, в Крючкове. Современные красноярцы хотят за городом жить или отдыхать, поэтому ищут комфортную территорию с электричеством, красивым ландшафтом и без свалок.

Вокруг краевой столицы возникли десятки коттеджных посёлков. Если в советское время красноярцы стремились получить хорошую городскую квартиру, теперь многие люди с достатком хотят воплотить в жизнь «американскую мечту» - свой благоустроенный дом с лужайкой. Это явление называется «субурбанизация» - ускоренное развитие пригородов, и оно невозможно без автомобилизации населения. Ведь работы в посёлках за чертой мегаполиса, как правило, нет, это типичные спальные районы, откуда люди каждый день ездят на работу, поэтому автомобиль нужен не один, а фактически каждому взрослому члену семьи.

Досье:
Максим ПРОХОРЧУК. Родился в Новосибирске в 1972 году. Окончил КГПУ им. В. П. Астафьева. Доцент кафедры географии и методики обучения географии КГПУ и кафедры географии СФУ, кандидат географических наук. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Посёлки городского типа: проблемы и пути развития (на примере Красноярского края)». Женат, есть дочь.

Смотрите также: