«Главное - выйти на трассу». Как автостопщики проехали от Сибири до Крыма

Самой интересной в поездке оказалась дорога. © / Ирина Малютина / Из личного архива

Пара молодых красноярцев решили добраться до Черного моря автостопом. Какие трудности ожидали путешественников, и чем они были вознаграждены, «АиФ-Красноярск» рассказала Ирина Малютина.

   
   

С каждым перекрестком ближе цель

Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Тольятти-Волгоград-Ростов-на Дону-Краснодар-Анапа-Севастополь. Мы проехали на попутках через полстраны. Поняли, какая она огромная и какие в ней разные люди. Решили, что живем в самом лучшем месте и стали бесконечно уважать дальнобойщиков.

26 дней, 11 500 километров, 85 машин и 5 500 потраченных рублей. Так выглядит наше путешествие в цифрах. А если рассказать - получается целая жизнь, прожитая на трассе.

Отправиться в путешествие автостопом для меня и моего друга Ильи было делом принципа. Куда – уже второстепенно. Хотелось прокатиться через всю Россию. Я не была на море, поэтому решили в Крым. До этого мы ездили автостопом на Байкал и в Туву. Так что небольшой опыт у нас был. Сложнее всего было объяснить родным, что хотим поехать именно так. Нам до последнего предлагали купить билеты на поезд.

С собой в дорогу взяли палатку, спальники, котелок, газовую горелку. Из еды: чай, кофе, сгущенку, тушенку, консервы, печенье, крупы. И деньги на билеты на поезд – на всякий случай. 

В путешествии автостопом - самое сложное первый раз выйти на трассу. Многим психологически не комфортно остановить машину и попросить о чем-то. Но мы дали себе установку, что не бомжи, ни в чем не нуждаемся и не просим милостыню. А просто таким образом путешествуем. Первое время неловко от того, что постоянно приходится общаться с чужими людьми. Но к этому привыкаешь. Дорога одна и на ней все живут по единым правилам.

   
   
Готовили прямо в кабине. Фото: Из личного архива/ Ирина Малютина

Выдвинулись утром в субботу. В 9.30 уже были на трассе за Емельяново. Место оказалось не очень удачным. Пришлось вызвать такси и доехать до сворота на аэропорт, где была широкая обочина. Уже через 3 минуты нас подобрал парень на легковушке и довез до Зеледеевского кольца. Недалеко, но лучше проехать 10 км, чем простоять 30 минут. Ведь с каждым перекрестком остается все меньше километров. На кольце мы практически сразу же поймали вторую машину до Ачинска. Затем застопили блогера из Москвы. Он рассказал, что ездит по России и разоблачает мошенников, которые устраивают подставные аварии на дорогах, зарабатывая на страховых выплатах. С ним проехали почти 500 км до Кемерово.

Между мелкими деревнями двигались не быстро, но, выехав на оживленную трассу, все стало гораздо шустрее. За 200 км до Новосибирск, в «Тойоте Виста» с девушкой за рулем, мы поняли, что будем в городе уже поздно. А на улице ливень, в палатке не поспишь. Родители волновались, писали в WhatsApp: «Где вы», «На чем едете». Связались с тетей Ильи, которая живет в Новосибирске и через 4 часа уже были у нее.

Первый день прошел на одном дыхании. За 10 часов проехали 800 км. На трассе почти не стояли, только выходили из одной машины, сразу останавливали другую. Даже не ели ни разу. Поняли, что голодные, только когда зашли в квартиру.

Раньше встанешь – дальше уедешь

Чем раньше выйдешь на дорогу, тем больше шансов поймать хорошую машину. Это правило работало всегда. За Новосибирском мы впервые остановили фуру и проехали на ней весь день. После Омска водитель встал на стоянку, и мы разбили палатку прямо перед его машиной. Утром вышли на дорогу, пока он еще спал. «Мелкими перебежками» добрались до Ишима. И у поворота на Уфу нас подобрал дальнобойщик Серёга. Почти сутки он был наш ангел-хранитель. Мы доехали с ним до Челябинска. Он собирался ночевать на трассе. Но нас в Челябинске ждали очередные родственники. Поэтому Серега по рации связался с дальнобойщиками и попытался пересадить нас на другую машину. Никто не откликнулся. И тогда он повез нас в Челябинск сам. Города не знал, по навигатору, проехал по самому центру, собрал все знаки «грузовым машинам нельзя», дождался, пока подъедут родственники, и передал нас из рук в руки.

Порой ожидание затягивалось. Фото: Из личного архива/ Ирина Малютина

Так мы поняли, что с дальнобойщиками ехать быстрее, надежнее и безопаснее. Они профессиональные водители. За ними следят диспетчера, остановка, стоянка, ночевка – все по графику. И, как оказалось, иногда нуждаются в нас даже больше, чем мы в них. Почти все дальнобойщики говорили, что берут попутчиков, чтобы не уснуть за рулем. Один признался, как однажды ехал уже вторые сутки подряд и молился, чтобы его кто-нибудь остановил. Вдруг видит, на обочине люди голосуют. Остановился, никого. Едет дальше, опять голосуют, останавливается – никого. На третий раз понял, что это глюк, решил не испытывать судьбу и встал на ночлег. 

Единственный минус – они почти не останавливаются «в кустики». Могут поесть арбуз и ехать подряд 700 км. В какой-то момент мы поняли, что терпеть и скромничать нет смысла и надо просто попросить. Останавливали без проблем. 

Полгода в пути

На одной из стоянок мы застряли. От отчаяния я запела: «Леха-Леха-Леха, мне без тебя так плохо» и тут на тебе, останавливается фура, а в ней Леха. Мы-то сразу узнали, как его зовут, на стекле кабины висела таблички с именем. Он же, только посадил нас, начал болтать без умолку. Про себя, дорогу, политику. Нам и рта не дал раскрыть. Как оказалось, давно ни с кем не разговаривал. Выговорился и только тогда спросил, как нас зовут и откуда мы. В пути он услышал, как я договариваюсь с родственниками из Тольятти, чтобы нас встретили.

- Не, сегодня не успеем. Давайте ко мне, переночуете, у меня дом, баня.  

В Крыму остановились у друзей. Фото: Из личного архива/ Ирина Малютина

Раздумывать было особо некогда. Подъехали к дому уже за полночь. А там его домашние ждут, стол накрыт, баня затоплена. Он, оказывается, три месяца дома не был. И наутро опять уезжал на полгода. Они с женой почти не спали, она его и подстригла, и вещи перестирала, собрала с собой еды. Леха пожалел, что не встретился с сыном. Тот также ездит дальнобойщиком, и они соревнуются, кто больше накатал. Утром довез нас до аэропорта и поехал колесить дальше.  

«Каучсерфинг» из родственников

Перед поездкой мы загрузили приложение «каучсерфинг» (англ. couch — кушетка, ложе и surfing — путешествие). Это такая социальная сеть, где люди, которые хотят приютить путешественников, предлагают бесплатную ночевку. Но получилось так, что пока мы ехали, наши родители создали свою сеть из родственников, друзей друзей и родственников друзей почти во всех крупных городах, которые мы проезжали. Договариваться заранее не было смысла. Ведь не известно, в каком городе нас застанет ночь. Это помогало экономить силы, время и ресурсы. А уж сколько родни мы узнали, с которой никогда в жизни не виделись и вряд ли бы встретились. 

Дальнобойщики шутили, что у нас мамы – опытные логисты, лучше любого диспетчера.

Мы сразу решили (и родителям обещали), что по ночам ехать не будем. Но иногда приходилось. Однажды поздно вечером нас высадили в месте, где со всех сторон болото – палатку не поставишь, отелей нет. Решили ловить машину, Илья надел светоотражающий жилет, я светила на него фонариком. Остановилась фура. У водителя сроки поджимали, он ехал всю ночь. Мы спали по очереди, один все время разговаривал с ним. Зевали в сторонку, чтобы он не заметил.

Крым: жара и соль

На шестой день мы долго не могли поймать машину в Краснодаре. И тут останавливается «Газель», которая едет в Анапу, до нее всего 130 км. Так захотелось быстрее на море. Водитель довез нас до Джемете (пляжный район в Анапе). Палатку поставили прямом на берегу и ночью же первый раз искупались. Утром Илья вспомнил, как отдыхал там с родителями в гостевом доме у Максима и нашёл его. Максим выделил нам комнату – отдохнуть, помыться и набрать питьевой воды.

Уже на другой день мы были на Крымском мосту. Нас угораздило остановить машину, в которой ехал строитель, и он высадил нас прямо на середине моста. Вокруг велась бурная стройка – рядом возводят железнодорожный мост. Но от морских пейзажей дух захватывало.

Первая стоянка в Крыму получилась в Судаке. Мы прожили в палатке трое суток. Уже на вторые поняли, что на морском берегу не очень комфортно. Жара, соль, ветер, спрятаться от палящего солнца негде. Ночью было страшно, палатка под огромной скалой, вокруг ни души. Успели пообщаться с местными жителями.

Вот она цель - море. Фото: Из личного архива/ Ирина Малютина

Промучившись в Судаке, мы поняли, что надо двигаться дальше. Родители предложили в Севастополь, там живет подруга мамы Ильи Марина. И это оказалось настоящим спасением. Мы смогли сбросить наконец рюкзаки, вымыться и отоспаться. А после спокойно прогуляться по городу, съездить в Балаклаву, где раньше была база подводных лодок и искупаться в самой чистой воде у мыса Фиолент. Вообще-то планировалось, что мы разобьем там лагерь. Но семья Марины оказалась настолько гостеприимной, что нас не отпустили в палатку.

Когда дорога снится

За всю дорогу до юга у нас ни разу не попросили денег. Всем было понятно, что мы едем автостопом. Но в Краснодарском крае ловить машины гораздо сложнее. Там люди заточены на сезон и их цель – заработать денег. Пару раз крутили у виска, увидев нас на трассе. Один остановился, а когда понял, что мы хотим бесплатно, дал по газам и уехал на пустом микроавтобусе.

Но гораздо чаще водители старались о нас позаботиться. С одним военным мы ехали недолго. Но он успел угостить нас чебуреками и всучить перцовый баллончик.

Так получилось, что в пути у меня был день рождения. В этот день мы остановили грузина Володю. И это оказалось лучшим подарком. Не пустил нас ночевать в палатку – выдал подушку, одеяло и уложил на верхнюю полку в своей фуре, сам спал на нижней.  

В пути жили заботами дальнобойщиков. Фото: Из личного архива/ Ирина Малютина

Дорога обратно оказалась сложнее и дольше - 10 дней. Очень тяжело было перед Сызранью. Поздно вечером нас высадили у кафе, но местные жители напугали змеями, и мы не решились ставить палатку. Просидели за столиками до утра. Илья спал, положив голову на стол, я смотрела сериал. Два раза ехали с турками. Один из них не говорил на русском, мы общались через переводчик в телефоне. Увидев на карте, где Красноярск, он буквально за голову схватился. 

К концу пути уже накопилась усталость. Глаза закрываешь, и видишь дорогу. Можно было сесть на поезд. Но, во-первых, хотелось довести до конца эксперимент: как получить максимум удовольствия, потратив при этом минимум денег. Оказалось, это вполне возможно. Мы не голодали и не мерзли. Самым тяжелым был недосып. 

Деньги тратили в основном на сотовую связь, пять раз на такси, чтобы подъехать к лучшему месту, пару раз на еду в кафе по дороге и воду в Крыму. В остальном питались тем, что было с собой, у родственников и друзей, где ночевали и очень часто нас угощали водители.

Во-вторых, поняли уже, что поездом будет скучно. Самым интересным в путешествии оказалась именно дорога. Мы прямо кожей ощутили масштаб страны, увидели разницу между ее концами. И то, какие разные в ней люди. Поняли, что живем в лучшем месте – у нас есть и жаркое лето, и морозная зима. Стали бесконечно уважать работу дальнобойщиков. Никогда раньше не задумывались, как она важна. И очень обидно, что их тяжелый и опасный труд недооценивают. Один из них рассказал нам историю, которую видел своими глазами. С уральских гор спускалась американская фура. И вдруг у нее отказали тормоза. Водитель стал кричать в рацию, чтобы те, кто впереди, съезжали на обочину. И тут один из водителей сообщил в рацию, что навстречу едет автобус с детьми. А там свернуть некуда, справа обрыв, слева скала. Он только успел сказать: «Мужики, не поминайте лихом» и свернул в обрыв. Машину разорвало на кусочки.

За время пути нам пришлось ехать на рефрижераторе, закинув рюкзаки в морозильную камеру (сами бы туда с удовольствием сели, так как была жара), на грузовике с песком, сидя по очереди на полу - в нём только одно пассажирское сиденье, на «Газели», у которой от перегруза на ходу отлетело колесо. И даже чинить автомобиль в пути. Но оно того стоило. Увидеть столько, сколько увидели мы, было бы невозможно, даже путешествуя на своей машине.

В цифрах:

- 26 дней были в пути;

- 6 дней туда;

- 10 дней обратно;

- 11 500 км. проехали;

- 85 машин сменили за это время;

- 3-4 машины в день приходилось менять;

- 5 500 рублей потратили всего.