Сегодня, чтобы получить высокотехнологичную помощь, не надо ехать в Москву или за границу. В Красноярском крае выстроена система здравоохранения. Здесь работает большая армия медиков. Среди них немало талантливых врачей, поистине творящих чудеса во спасение пациентов. Но в отрасли немало и проблем, которые накануне Дня медицинского работника мы обсудили с Вадимом ЯНИНЫМ, министром здравоохранения края.
Бессмысленное ожидание
Ольга Лобзина, «АиФ на Енисее»: Вадим Николаевич, в 2013 году была запущена всероссийская программа всеобщей диспансеризации населения, главная цель которой - профилактика и своевременное диагностирование рисков заболевания. Недавно российский министр здравоохранения Скворцова призналась, что не удалось избежать формального подхода. От себя (попытавшейся пройти диспансеризацию) добавлю: не везде выстроена система: толпы людей у кабинетов, обследование растягивается на недели, а то и месяцы. К примеру, чтобы получить талончик на флюорографию, пришлось просидеть 2,5 часа у кабинета врача (до этого более часа ждала, чтобы попасть в кабинет доврачебного осмотра). Почему за три года не смогли выстроить гибкую систему?
Вадим Янин: Согласен, сегодня в поликлинике происходит масса ненужных движений, в том числе и бессмысленное ожидание. Чтобы сделать флюорографию один раз в год, необязательно заходить за талончиком к врачу. Мы нередко сталкиваемся с тем, что, к сожалению, поликлиника не готова исполнять целевые задачи, в том числе диспансеризации. Отчасти мы виноваты сами. В течение многих лет система оплаты поликлиник была валовой: сколько человек пришло, столько визитов и оплатили врачу. И это привело к тому, что поликлиника перегружена. В итоге пациент, чтобы получить талон на флюорографию, сидит в очереди 2,5 часа. К сожалению, личная мотивация медработников в наших поликлиниках оставляет желать лучшего. И зарплата - не всегда главный стимул. В очередной раз хочу об этом сказать, как бы меня за это ни упрекали. Лишней и формальной работы в поликлинике много. Например, медики по-прежнему жалуются, что писанины много, но избавиться хотя бы от одного журнала не хотят.
- А может, руководство поликлиники тем самым хочет показать, что у них много работы? Хотя, справедливости ради, очереди ведь не возле каждого кабинета. Значит, где-то есть системный подход.
- Там, где людей слышат, не будут загружать совершенно не нужными посещениями, выпиской лишних бумажек. Доврачебный кабинет и кабинет неотложной помощи мы вводили для того, чтобы разгрузить участок, чтобы было больше времени на плановую работу с пациентами. У врача есть график на день, и он должен следовать ему. Принять по времени пациентов технически возможно. Так работают и частные клиники, и иные предприятия, предоставляющие услуги. Врачей с парикмахерами нельзя сравнивать, но по системе записи работают во всём мире практически все учреждения, оказывающие услуги. Бывает, что люди приходят без талонов, устраивают конфликты у дверей врача, опаздывают - значит, надо работать и с пациентами. К сожалению, отсутствие пациент-ориентированного подхода в медицине, именно в организации работы, выявляет несостоятельность некоторых команд. Есть вполне конкретное поручение губернатора по повышению доступности и качества работы поликлиник. Определён регламент, и руководитель учреждения обязан свой функционал исполнять. Минздрав сегодня выезжает в поликлиники, проверяет, советует, помогает - работа ведётся и в Красноярске, и в территориях.
- И есть результат?
- По сути, здесь лучший надсмотрщик - совесть и общество. Там, где руководитель, его команда заинтересованы в результате, изменения видны. Смогли же, например, в 14-й поликлинике Красноярска организовать электронную очередь, оповещение пациентов. Или, к примеру, межрайонная больница № 3 - крупнейшая на правом берегу. Они одними из первых организовали call-центр, где можно и записаться к врачу, и узнать распорядок работы, и получить консультацию. Сейчас активно внедряют медицинскую информационную систему, в перспективе это позволит вести электронную карту пациента. Хочу ещё раз напомнить нашим жителям - сегодня главврачи открыты для общения с пациентами. Информация о публичных встречах есть во всех регистратурах.
Смотри, что берёшь
- И всё-таки вернёмся к началу разговора. Что даёт диспансеризация, если проходить её неформально?
- Сама диспансеризация как программа была придумана ещё в Советском Союзе. Позже она была продолжена в рамках нацпроекта «Здоровье», но по достаточно формальным признакам. Сейчас диспансеризация другая. Установлены два этапа её проведения. Первый (скрининг) проводится с целью выявления признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития. Второй этап предусматривает дополнительное обследование с целью уточнения диагноза заболевания, если выявлены проблемы в здоровье. К факторам риска относятся повышенный уровень артериального давления, сахара и холестерина в крови, курение, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, гиподинамия, избыточный вес и ожирение. В 2015 году около 500 тыс. человек прошли диспансеризацию. Сегодня очень важно привлечь в поликлинику тех, кто к врачам не обращается. Некоторые из них потом приходят с запущенной стадией болезни, когда помочь уже сложно.
- А ещё мы сами ставим себе диагнозы и сами назначаем себе лекарства. И в любой аптеке тебе посоветуют, что взять для лечения…
- И это беда. К сожалению, у многих сложилось отношение к лекарству как к товару, как к хлебу, - чем больше, тем лучше. В каждом медучреждении есть классическая надпись на ящике с лекарствами: «Смотри, что берёшь». По сути, лекарства - это тот же скальпель, только химического действия, они направлены на коррекцию состояния организма. И доктор очень чётко должен понимать, зачем он назначает те или иные препараты. А если назначает комбинацию лекарств, это ещё большее искусство и талант врача. Подобрать так, чтобы оно было минимальным по вредным воздействиям, но максимальным по терапевтическим.
Миллион за врача
- Говоря о программе «Земский доктор»: сейчас идёт некая корректировка, при которой ставку сделают уже на фельдшеров. Как считаете, это правильно?
- Правильно. Хотя фельдшеры у нас тоже в дефиците. Посмотрите на карту (показывает на стене), вот наш край - огромная территория. Соответственно, за миллион в деревне надо покупать врачей соответствующих специальностей: терапевт, хирург, акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог. Тех, кто обеспечит экстренную помощь. Оттого, что нейрохирург туда поедет, жизнь в деревне не изменится. И у доктора полноценной практики не будет. И сам норматив как раз таких рамок не имеет. Кто хочет, тот и едет. В этом была недоработка программы. Мы, конечно, в крае сдерживаем этот процесс - набираем врачей только общего профиля.
Ещё один нюанс: миллион давался как подъёмные деньги для оседлости специалиста. Чтобы, приехав в деревню, он мог купить или построить там дом. Некоторые выпускники покупали дорогостоящие машины, потом их разбивали...
Другой момент: программа «Земский врач» предусматривает отработку в течение пяти лет. Но не учитывает службу в армии, декретные отпуска и пр. И по итогу жители села не получают специалиста. Поэтому, считаю, нужна корректировка условий. Что касается нашего края - мы потратили 317 млн на реализацию этой программы. 317 врачей направили в территории. В 2016 году расширен перечень населённых пунктов, увеличен возраст претендентов до 50 лет. В краевом бюджете нынешнего года запланировано 40 млн рублей на выплаты по этой программе. Это позволит дополнительно привлечь на работу в сельские населённые пункты и посёлки городского типа края 100 врачей. Это, конечно, важно для сельчан.
Спасать людей
- В преддверии профессионального праздника, какие бы события в краевой медицине выделили? На территории региона работают федеральные центры, здесь делают уникальные операции на сердце, пересадку почек…
- С точки зрения развития медицины Красноярскому краю есть чем гордиться. Мало регионов (Москву и Санкт-Петербург не буду брать), где по технологиям есть практически всё. Это и современнейший кардиоцентр, краевая больница, где делаются совершенно уникальные операции. Буквально вчера по центральному ТВ показывали такую, первую в России (красноярские кардиохирурги сделали коррекцию митрального клапана без вскрытия и разрезов. Новую технологию врачи называют революционной, так как она даёт шанс на жизнь самым безнадёжным пациентам. - Прим. автора).
Маленьких пациентов спасают золотые руки врачей детской больницы и перинатального центра. Продолжает развиваться онкоцентр, ядерная медицина. Открываются учреждения и в территориях края - и поликлиники, и ФАП (за 4 года мы открыли 97 таких модульных пунктов). А по-прежнему высокий конкурс в наш медицинский вуз говорит о востребованности медиков. Рад, что с этого года нам удалось в крае принять специальный закон для целевиков, который даёт и гарантированную стипендию, и поддержку в дальнейшей работе после выпуска. На самом деле, происходит очень много позитивных изменений в системе.
- Кризис повлиял на деятельность здравоохранения края?
- Как минимум, мы стали умереннее в планировании. Некоторые наши планы будут исполняться чуть дольше по времени, чем хотелось бы. Тем не менее, строительство тех объектов, которые заявлялись, продолжится. И основные технологии будем внедрять, и высокотехнологичную помощь оказывать не меньше, чем это делали до кризиса. А это самое важное - та помощь, которая реально спасает людей. И то, что в крае уже несколько лет сохраняется положительный тренд в демографии - в этом тоже есть немалая заслуга замечательных медицинских работников, которые трудятся в краевом здравоохранении.
Смотрите также:
- Может ли УЗИ навредить малышу, и надо ли греть уши синей лампой? →
- Кто на диспансеризацию? Контроль здоровья — залог успешной жизни →
- Вадим Янин: Эти хождения по кабинетам надо, конечно, убирать →