Найти останки и установить личность неизвестного солдата – большая удача для поисковиков. Отыскать родственников после окончания войны, которая отгремела больше 75 лет назад, к сожалению, теперь тоже сложно. А узнать, о чём думал человек во время боя, о чём мечтал и какие строил планы, каким он был – значит вернуть погибшего бойца из небытия. И иногда это получается.
Дружба по переписке
О судьбе гвардии капитана Николая Степановича Тупичко «АиФ на Енисее» писал почти год назад. Его останки участники отряда «Аванпорт-поиск» обнаружили в санитарном захоронении вблизи Пиллау (сейчас это город Балтийск). Дальше шла работа по поиску родственников погибшего.
«Красноярские поисковики, среди которых были сотрудники музея «Мемориал Победы», отыскали ближайших родственников Николая Тупичко, проживающих в Хакасии. О поиске родных капитана написали сразу несколько интернет-изданий. В редакцию одного из них пришло письмо от жителя Москвы с информацией о том, что в его семье хранятся письма Николая Степановича, написанные им в годы Великой Отечественной войны Валентине Харитохиной, бабушке жены обратившегося. Хозяин писем передал эпистолярное наследие на хранение в музей», – рассказала сотрудница музея «Мемориал Победы» Елизавета Стручева.
Всего сохранилось 64 письма. Большинство из них – это, конечно, послания Николая Валентине. Одно – с известием о гибели, от товарища бойца. И два письма – от Валентины.
По словам Елизаветы Стручевой, которая написала научную работу, именно такое эпистолярное наследие позволяет исследовать «человеческую» сторону войны. Скорее всего, переписка началась в 1942 году по инициативе Валентины. Тогда девушек призывали поддержать бойцов и слать им приветы на фронт.
«Валя, ты пишешь о том, что не будем терять переписку и дружбу. Я с этим вполне согласен и думаю, что между нами это не должно получиться. Так ведь, Валя, да?» – в первых письмах у Николая есть сомнения, но дальше он сообщает, что не против и жениться.
«Потемнела фотография в бою»
Боец пишет чаще всего, находясь в лесу, а также «из землянки», «из боя», «у костра», «в поле», «на земле врага», «пристроившись на кирпичиках разбитого немецкого дома», «сидя на НП» (носилки плащевые), «на обеде». В основном это треугольники, но были и письма в конвертах и почтовые карточки. По его посланиям можно понять, где он в конкретный момент воюет: в Белоруссии, на Немане, в Восточной Пруссии. «Подошёл почти что вплотную к берлоге зверя, скоро зайдём в неё и будем уничтожать в его собственной норе», «…знаю, <…> что этот год буду встречать на чужой земле, в логове фашистских зверей, где я нахожусь и по сей день», – так пишет Николай о вражеской земле. Письма, прежде чем попасть к Валентине Харитохиной, как и другие с фронта, проходили обязательную военную цензуру, о чём свидетельствует специальный штамп на конвертах. Одно из них проверку не прошло – в письме от 27 октября1943 года цензором было зачёркнуто место прибытия подразделения, о котором писал автор.
Николай писал в основном на обычных листах. Но есть, например, послание на листе нотной тетради. А для письма от 15 августа 1943 года он использовал бланк немецкой почты Feldpost, вероятно, трофейный: ранее Тупичко рассказывал Валентине о продвижении войск, побеге немцев, освобождении нескольких десятков населённых пунктов и взятии немецких трофеев, среди которых могли находиться и пустые бланки полевой почты.
Много раз в письмах Николай пишет про фотографии, сетует, что не может отправить свою, так как на фронте сделать её негде. И очень радуется, когда получает снимок от Валентины: «Потемнела фотография в бою, тем милее она сердцу моему».
Несколько раз капитан говорит в письмах о своих сибирских корнях: «Продолжаю громить немцев по-своему, по-сибирски, а сибиряки – это особый народ в бою, смелый и решительный».
Внукам героев
Николай мечтал дойти до Берлина, а оттуда ехать в Москву к Валентине. Но встретиться молодым не пришлось. Последнее письмо фронтовик отправил в марте 1945 года, в апреле он скончался от ран. А позже Валентине написал его товарищ: «Коли не стало, мечта встречи пропала навсегда».
Останки Николая Степановича Тупичко были перезахоронены 3 декабря 2020 года в День Неизвестного солдата в посёлке Русское Калининградской области. А письма, которые 75 лет хранились в семье Валентины, помогли восстановить его судьбу, боевой путь.
«Как жаль, что папа не дожил – в прошлом году умер. Он был бы очень рад, что нашлась могила брата. Многого про дядю мы и не знали – его фронтовой путь, подвиги, награды. Всем родным отправила информацию, какой героический у них дед. Очень важно, чтобы молодёжь знала: они – внуки героев. Думаю, что дети съездят на могилу и малышей свозят, покажут и расскажут, как воевали их прадедушки. Огромное спасибо поисковикам за то, что возвращают в семьи погибших героев. Это благородное дело!» – рассказывала племянница погибшего бойца Ольга Владимировна корреспонденту «АиФ на Енисее». Теперь она и её родственники ещё лучше смогут узнать своего героя.