Ябдана с Мадонной. Художник из Сибири показал, чем живут северные народы

Работы художника хранятся в частных коллекциях 15 стран мира. © / Сергей Нерозя / АиФ

Крайний Север – суровое место. Выжить в условиях вечной мерзлоты по плечу не каждому. Здесь живут люди с твёрдым характером и силой воли. Но и им не чужды эмоции, проявление тепла и заботы. Особенно когда речь идёт о семье.

   
   
Фото: Фонд культурных инициатив

Красноярский художник Константин Войнов познакомился с бытом коренных народов и передал свои впечатления о загадочной тундре в серии картин «Этника Сибири».

Жизнь на грани

Как признаётся Константин Семёнович, северный цикл – это результат художественного погружения в очень своеобразный мир, наполненный первозданной музыкой природы и человеческой историей. Многие годы творческой жизни художник посвятил теме Севера. 

«Прикосновение к теме сибирской этники дало возможность создавать на холсте, может быть, и идеализированный, но наполненный чистотой простых человеческих чувств и отношений мир. Жизнь на краю света, можно даже сказать – на грани. Здесь самое важное не заслонено грудой ненужных вещей. Любой предмет – сокровище, во всём есть смысл, каждая деталь – информация. Именно здесь понимаешь ценность человеческой жизни. Нет необходимости заучивать фразы из разряда «не убий», «не укради». Сами обстоятельства заставляют жить по заповедям. Иначе просто не выжить. Жизнь в условиях Крайнего Севера – это постоянно действующая экстремальная ситуация», – говорит художник.
Работы из цикла северной жизни включают порядка 50 картин. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

«Этника Сибири» включает около 50 картин. Причём изначально у автора не было идеи писать историю отдельной семьи. Сюжет родился в процессе работы. В итоге получился целый рассказ. 

Северная Мадонна и священная люлька

Всё в нашей жизни начинается с момента рождения. Об этом рассказывает одна из картин художника – «Северная Мадонна».

На ней изображена женщина, кормящая младенца. Особого внимания заслуживают детали – деревянная люлька, одежда, украшения, которые служат оберегами для малыша. Прежде чем приступить к написанию картины, художник проделал большую работу.

Это не только работа карандашом и кистью, а полное погружение в историю. Автор подробно изучал быт, традиции нганасан – самого северного народа Евразии, живущего на полуострове Таймыр.

В картинах рассказана история мальчика с момента рождения до взросления. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Первые три дня после появления на свет ребёнок находился за пазухой у матери. После обрядов очищения его укладывали в специальную люльку «лапса». Изготавливал её глава семейства либо дедушка. Северяне верят, что это укрепляет связь между поколениями. Такая люлька служила колыбелью для всех детей, которые были рождены в этой семье. Кстати, её нельзя было выбросить, продать или подарить, так как она сохраняла в себе жизни всех ребятишек рода. Если ребёнок умирал в период нахождения в колыбели, то последнюю выбрасывали или оставляли на месте захоронения. Считалось, что она уже не будет способствовать жизни следующих детей.

   
   
Рабочий стол мастера. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Ребёнок родился, он под защитой матери. За пологом чума минус 50 градусов, а под крылом мамы тепло. Этот чум для него целый космос, но в жизни наступает момент, когда приходит пора выйти за его полог и познакомиться с этим миром.

Так родилась картина «Мир светлый». Обратите внимание на чум, он весь из лоскутков. Во время работы над картиной художник обращался к архивам краеведческого музея, научные сотрудники предоставили фотографии первых экспедиций на Север. На них был изображён подобный чум. Столько поколений родилось и выросло в нём!

Имя – оберег от злых духов

Тундра зимой – это пустыня. Интересен контраст безжизненного пространства и обычной жизни. Он отображён в картине «Трапеза в снегах». Здесь уже подросший малыш вместе со своими родными пробует пойманную отцом рыбу.

«Одна из последних работ – «Дедушка». Бытует мнение, что северные народы не выражают привычных для нас эмоций по отношению к детям. Мне выдалось пожить в стойбище оленеводов и увидеть своими глазами, как всё обстоит на самом деле. Так вот, ничего подобного. Именно это хотелось передать на холсте, те трогательные эмоции, которые дедушка испытывает к своему внуку. Тем более мне и самому близка эта тема. Не так давно я тоже стал дедушкой, поэтому смог пропустить всё это через себя», – рассказывает Константин Семёнович.

В этой работе мастер показал, как умеют проявлять эмоции северяне. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Глядя на картины, всё больше погружаешься в историю жизни мальчика, изображённого на них. Видя его путь с момента рождения до взросления, задаёшься вопросом: а как зовут главного персонажа?

«Выбору имени придаётся особое значение. До сих пор при рождении младенцу присваивают какое-нибудь неблагозвучное имя. На русском они звучат как «хромой», «кривой». Цель одна – чтобы злые духи не польстились на красивое. Когда ребёнок подрастал и набирался сил, ему давали настоящее имя. За мной мальчишка там бегал, его все Славкой звали. Меня осенило: а ведь есть и другое имя! Оказалось, его звали Ябдана, что значит «счастливый».

В каждой картине чувствуется полная вовлечённость автора в материал. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Впервые серия картин «Этника Сибири» была представлена в 2010 году на персональной выставке в честь юбилея автора. Тогда она вызвала огромный резонанс. Интерес к этой теме не утихает и сегодня. И это понятно, ведь общечеловеческие мотивы: семья, дружба, любовь – всегда будут задевать за самое живое.

Досье
Константин Войнов родился в 1960 году в д. Усолка Дзержинского района Красноярского края. В 1983 году окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. В 1989-м – факультет живописи Красноярского государственного художественного института, мастерскую члена-корреспондента Российской академии художеств, народного художника России А. М. Знака. Заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств. Произведения художника хранятся более чем в 20 государственных, зарубежных и российских музейных коллекциях, а также в частных коллекциях 15 стран мира.