Крайний Север – суровое место. Выжить в условиях вечной мерзлоты по плечу не каждому. Здесь живут люди с твёрдым характером и силой воли. Но и им не чужды эмоции, проявление тепла и заботы. Особенно когда речь идёт о семье.
Красноярский художник Константин Войнов познакомился с бытом коренных народов и передал свои впечатления о загадочной тундре в серии картин «Этника Сибири».
Жизнь на грани
Как признаётся Константин Семёнович, северный цикл – это результат художественного погружения в очень своеобразный мир, наполненный первозданной музыкой природы и человеческой историей. Многие годы творческой жизни художник посвятил теме Севера.
«Прикосновение к теме сибирской этники дало возможность создавать на холсте, может быть, и идеализированный, но наполненный чистотой простых человеческих чувств и отношений мир. Жизнь на краю света, можно даже сказать – на грани. Здесь самое важное не заслонено грудой ненужных вещей. Любой предмет – сокровище, во всём есть смысл, каждая деталь – информация. Именно здесь понимаешь ценность человеческой жизни. Нет необходимости заучивать фразы из разряда «не убий», «не укради». Сами обстоятельства заставляют жить по заповедям. Иначе просто не выжить. Жизнь в условиях Крайнего Севера – это постоянно действующая экстремальная ситуация», – говорит художник.«Этника Сибири» включает около 50 картин. Причём изначально у автора не было идеи писать историю отдельной семьи. Сюжет родился в процессе работы. В итоге получился целый рассказ.
Северная Мадонна и священная люлька
Всё в нашей жизни начинается с момента рождения. Об этом рассказывает одна из картин художника – «Северная Мадонна».
На ней изображена женщина, кормящая младенца. Особого внимания заслуживают детали – деревянная люлька, одежда, украшения, которые служат оберегами для малыша. Прежде чем приступить к написанию картины, художник проделал большую работу.Это не только работа карандашом и кистью, а полное погружение в историю. Автор подробно изучал быт, традиции нганасан – самого северного народа Евразии, живущего на полуострове Таймыр.
Первые три дня после появления на свет ребёнок находился за пазухой у матери. После обрядов очищения его укладывали в специальную люльку «лапса». Изготавливал её глава семейства либо дедушка. Северяне верят, что это укрепляет связь между поколениями. Такая люлька служила колыбелью для всех детей, которые были рождены в этой семье. Кстати, её нельзя было выбросить, продать или подарить, так как она сохраняла в себе жизни всех ребятишек рода. Если ребёнок умирал в период нахождения в колыбели, то последнюю выбрасывали или оставляли на месте захоронения. Считалось, что она уже не будет способствовать жизни следующих детей.
Ребёнок родился, он под защитой матери. За пологом чума минус 50 градусов, а под крылом мамы тепло. Этот чум для него целый космос, но в жизни наступает момент, когда приходит пора выйти за его полог и познакомиться с этим миром.
Так родилась картина «Мир светлый». Обратите внимание на чум, он весь из лоскутков. Во время работы над картиной художник обращался к архивам краеведческого музея, научные сотрудники предоставили фотографии первых экспедиций на Север. На них был изображён подобный чум. Столько поколений родилось и выросло в нём!Имя – оберег от злых духов
Тундра зимой – это пустыня. Интересен контраст безжизненного пространства и обычной жизни. Он отображён в картине «Трапеза в снегах». Здесь уже подросший малыш вместе со своими родными пробует пойманную отцом рыбу.
«Одна из последних работ – «Дедушка». Бытует мнение, что северные народы не выражают привычных для нас эмоций по отношению к детям. Мне выдалось пожить в стойбище оленеводов и увидеть своими глазами, как всё обстоит на самом деле. Так вот, ничего подобного. Именно это хотелось передать на холсте, те трогательные эмоции, которые дедушка испытывает к своему внуку. Тем более мне и самому близка эта тема. Не так давно я тоже стал дедушкой, поэтому смог пропустить всё это через себя», – рассказывает Константин Семёнович.
Глядя на картины, всё больше погружаешься в историю жизни мальчика, изображённого на них. Видя его путь с момента рождения до взросления, задаёшься вопросом: а как зовут главного персонажа?
«Выбору имени придаётся особое значение. До сих пор при рождении младенцу присваивают какое-нибудь неблагозвучное имя. На русском они звучат как «хромой», «кривой». Цель одна – чтобы злые духи не польстились на красивое. Когда ребёнок подрастал и набирался сил, ему давали настоящее имя. За мной мальчишка там бегал, его все Славкой звали. Меня осенило: а ведь есть и другое имя! Оказалось, его звали Ябдана, что значит «счастливый».
Впервые серия картин «Этника Сибири» была представлена в 2010 году на персональной выставке в честь юбилея автора. Тогда она вызвала огромный резонанс. Интерес к этой теме не утихает и сегодня. И это понятно, ведь общечеловеческие мотивы: семья, дружба, любовь – всегда будут задевать за самое живое.