300 красноярских педагогов уволили по новому закону

Фото: АИФ

   
   

Призрак педофилии

Началось все с того, что президент РФ Дмитрий Медведев предложил очистить российские школы от лиц, судимых за педофилию. Спущенное сверху указание подверглось творческому переосмыслению законодательных органов. С 1 апреля 2012 года в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки, которые запрещают работать в образовании лицам, судимым практически по любой статье, даже если судимость снята или погашена.

«Новация трудового законодательства заключается в том, что для увольнения педагога теперь не нужно решения суда, - говорит Марк ДЕНИСОВ, уполномоченный по правам человека Красноярского края. - Достаточно факта возбуждения уголовного дела. У нас есть обращения людей, чей конфликт с законом произошёл 19 лет, 31 год назад. Они уволены, несмотря на заслуги, регалии, звания. Речь идёт о сотнях педагогов из отдалённых посёлков края, где их и так немного». По словам Денисова, многие школы сейчас начинают перестраховываться и вынуждают к увольнению своих сотрудников, не дожидаясь сигнала из прокуратуры.

В аппарате уполномоченного рассказывают такой случай: учитель с многолетним стажем повздорила с соседкой, женщины подрались. Последовал суд, но дело закрыли по примирению сторон. Однако если есть факт возбуждения дела, педагог уже не может дальше работать. И её в школе вынудили уйти по собственному желанию.

Доходит до абсурда: под увольнение попадают заслуженные работники образования, чьи заслуги отмечены на самом высоком уровне. К таким, например, относится бывший директор

Краснотуранской детско-юношеской спортивной школы Константин Щербина. В июне президент РФ присвоил ему звание почётного работника физической культуры, а уже в сентябре по представлению прокуратуры из школы, которую он фактически основал и в которой проработал всю жизнь, его «попросили».

Скелеты в сейфе

«Двадцать лет в декабре будет с того инцидента, - говорит Константин ЩЕРБИНА.

- Ехал по делам на «Москвиче», вижу, впереди грузовик за-

несло, он дорогу почти полностью перегородил, попробовал сбоку объехать, а там две девицы идут. Позже выяснилось, что это были одиннадцатиклассницы, но по их виду об этом догадаться было сложно. Скорость была минимальная, но гололёд, еле затормозил. Выскочил из машины, наорал на них: мол, нашли, где ходить. Одна отошла, а вторая начала огрызаться. Я её взял за шкирку и с дороги спихнул». А через четыре дня к Щербине пришёл следователь. На суде одна из девушек рассказала, что педагог с дороги сгонял её пинками, а её подруга это подтвердила.

Итог - полгода исправительных работ, которые выразились в отчислении 20% от зарплаты в пользу государства. «Доказывать сейчас ничего уже не буду, - говорит бывший директор. - Но я никого не пинал. Матюгнулся, был грех, но ведь мог же запросто сбить их! Меня потом, когда домой приехал, ещё долго трясло…».

Другой случай в этом же районе: директора одной из школ, отца троих детей, уволили за незаконное хранение оружия - по этой статье он был осуждён в 1995 году. Причём у него не обнаружили схрон взрывчатки, и пулемёт «Максим» на сеновале он тоже не хранил. Просто пошёл на охоту с ружьём, которое ему досталось от покойного отца. А тот его покупал много лет назад, когда правила продажи были другие. Навстречу попался участковый - и, пожалуйста, два года условно. Детский тренер спортивной школы из Богучанского района Евгений Долгов о том, что судим, вообще узнал, когда ему об этом сообщила прокуратура. «Все случилось в конце 90-х, - вспоминает он. - Я тогда и в педагогике-то не работал, денег не платили, пришлось уйти в грузчики. Был инцидент у местного кафе. Зачинщиком не был, но мне вменяли в вину легкие телесные повреждения. Сказали, что дело будет закрыто по амнистии, я что-то подписал и благополучно забыл».

Под одну гребёнку?

На данный момент в крае из образовательной сферы по требованию прокуратуры уже уволено около 300 работников. Проверки продолжаются, и их число будет расти. Спору нет, в школах нет места педофилам, ворам, убийцам, наркоманам. Но вот каков процент их в общем числе из нескольких сотен уже уволенных в крае педагогов?

Фактически прокуратура получила право уволить из школы любого, кто имел хоть какие-то проступки в глазах закона. Вот только известно, что в России судить по закону и судить по справедливости, увы, не всегда означает одно и то же. Можно ли равнять того, кто приторговывал героином, с тем, кто, фигурально выражаясь, бензин ослиной мочой разбавлял? Ведь как говорил один известный телеперсонаж: то - бензин, а то - дети…«Убеждён, что эта охота на ведьм не имеет ничего общего ни с защитой прав детей, ни с Конституцией России», - считает Марк Денисов.

Комментарий

Любовь МАРТЫШИНА, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Красноярского края:

- Я считаю, неуместно говорить о том, что ведётся какая-то кампания. Смысл поправок в Трудовой кодекс - защита детей. Если гражданин желает работать в сфере образования, он обязан соответствовать нормам морали, иначе чему он может научить? Когда его поступкам дана правовая оценка, не имеет значения, сколько лет назад было совершено преступление, двадцать или тридцать. Общественность имеет право обсуждать законодательство, инициировать поправки, но пока закон есть, плохой он или хороший, прокуратура обязана требовать его соблюдения.

Смотрите также: