Красноярские старики всё чаще становятся жертвами собственных детей

Фото: Анатолий Белоногов

Чужие люди

Сын обокрал мать

   
   

Тамара МИХЕЕВА, пенсионерка из Красноярска, упала в своей квартире и пролежала на полу 12 часов. Левая сторона тела оказалась парализованной после одного большого и трёх маленьких инфарктов. Теперь всё своё время женщина проводит в постели. С одной стороны у дивана лежат лекарства, с другой - продукты и вода. А рядом ведро и стул - самодельный туалет.

- Я не болела, копила деньги и готовилась сделать в квартире ремонт, - вспоминает 65-летняя женщина. - Вечером ещё на лавочке с соседками сидела, а ночью - инфаркт. Поначалу ещё ходила. Потом сын вышел из тюрьмы, обещал ухаживать за мной. Я пожалела и прописала его в квартире. А он стал пить, воровать деньги, устраи­вать скандалы... Выгнала, он сказал: «Помрёшь, квартира всё равно мне достанется».



Фото Ксении Якубовской

В соцслужбе Кировского района сиделку предлагают на весь день. Но где взять такие деньги? Пенсия 8 900 р., а сиделка - 100 рублей в час. Соцработник не готовит, только продукты приносит, пришлось нанять женщину, которая на час-два заходит, пока варит обед, со мной разговаривает. Попросила в соцслужбе найти хорошую женщину, чтоб жила у меня и ухаживала. Ведь есть же люди, у которых нет жилья. Хотела сына выписать из квартиры - надо, чтобы мои интересы кто-то в суде представлял. В соцслужбе отказались. Звонила нотариусу - сказали, надо оплатить его приезд. Но кто ему откроет, если я не встаю? Да и нет у меня больших денег. Все накопления сын украл. Что делать, где найти заступника?

Выкинули из квартиры

У Екатерины МАЛАХОВОЙ другая беда - не может вписать сына в квартиру. Всхлипывая и рыдая, 82-летняя бабушка по телефону объясняла свою ситуацию:

   
   

- Я четвёртый год лежу. За мной ухаживает сын - стирает, готовит, убирает в квартире. В 2000 году мне неудачно сделали операцию. Пока три месяца лежала в больнице, муж умер. Долго не могла прийти в себя. Тем временем в моей квартире оказались прописаны дочь, зять и внучка. А сына - выписали. Как она это провернула - не знаю. Она даже хотела квартиру на себя записать, да не получилось. Я слёзно просила дочь прописать его обратно. Отказалась. А ведь у неё есть своё жильё.

Екатерина Фёдоровна прошла четыре суда. По словам пенсионерки, адвокат требовала с неё 150 тысяч рублей. Бабушка отдала накопленные 24 тысячи, но всё равно проиграла.

- Где только ни была - в прокуратуре, у депутатов! Никакой помощи. Довели - не могу разговаривать, пить, есть, спать. Мать и отец погибли в войну, скиталась по людям чужим. И холод, и голод пережила - и дожила вот до такого, когда родная дочь на суде сказала, что я сумасшедшая и меня надо в дурдом сдать.

Но бывает ещё хуже. Валентина и Андрей СИДОРОВЫ (фамилия изменена) оформили дарственную на квартиру на сына. Уехали в мае на дачу, а когда вернулись в августе - обнаружили в квартире чужих людей. Пока старики занимались огородом, сын продал их «двушку». «Пришли к нему, а он даже дверь не открыл, - с горечью вспоминает отец. - Сказал, что деньги ему были срочно нужны. А на вопрос, где нам жить, послал на дачу. У нас летний домик, печи нет, зимой там нельзя жить. Просили хоть часть денег вернуть, чтоб дом утеплить. Ответил, что денег уже нет, и попросил не нервировать его больше по этому поводу». Стариков приютила племянница. Они признаются, что не хотят идти в суд. Все ещё верят, что у сына проснётся совесть, и он пустит их к себе жить или вернёт деньги.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ГЛИСКОВ, адвокат, депутат горсовета Красноярска:

- Ко мне как-то обращался за помощью дедушка, ветеран Великой Отечественной войны. Сын бил его, из дома выгонял. Я предложил выселить нерадивого сына, а старичок в ответ: «Ну как же я родного сына на улицу выкину?» Такая вот отечес­кая любовь. В идеале надо правильно оформлять все документы. Например, можно документально закрепить, что право проживания в квартире или доме сохраняется за родителями до конца жизни. Либо договор может предусматривать выплаты на содержание пожилого отца или матери. Но когда речь идёт о родственниках - всё на взаимном доверии. А зря. Думаю, лучше до поры до времени ничего не переписывать на детей. Это будет стимулом для них вести себя хорошо. Тео­ретически можно выселить сына, который бьёт и ворует, посадив его в тюрьму. Но кто ж своё дитя посадит? Опять же теоретически нуждающиеся пенсионеры могут подать в суд на взыскание алиментов с нерадивых детей. Но в моей практике такого не было. Надо понимать, что если родственники специфического контингента и у них нет доходов, то сложно будет с них что-то взыскать. 

Надоели детям

В Красноярском крае существует 34 стационарных учреж­дения социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых). И те, кто там проживают, не всегда одиноки и больны. Бывает, что они просто надоели своим детям.

В Красноярском доме-интернате № 2 для граждан пожилого возраста и инвалидов сегодня 108 жильцов. По словам Натальи КОРНИЦКОЙ, заведующей отделением «Милосердие», никто из них не признаётся, что их бросили родные.

- О таком не рассказывают. Стыдно ведь. К одним приезжают родные с подарками, к другим - нет. Но никто не обвиняет близких в том, что те их бросили. Да и какими бы дети ни были, родители всегда найдут оправдание их поступкам. Но ситуации бывают разные. Иногда дети просто не могут ухаживать за тяжело больными стариками. Особенно когда требуется специальный уход. У кого-то действительно нет родных. Есть такие, которые сами изъявили желание сюда переехать, потому что им было тяжело одним, - и физически, и морально, и финансово. Либо детям и внукам не до них. А в таком возрасте хочется общения. У нас есть активные старушки и старички, всем интересуются, со всеми общаются. Даже заводят романы и создают семьи. Каждую неделю мы устраи­ваем тематические показы, рассказываем о художниках, поэтах и т. д. К нам приезжают с концертами различные коллективы, да и сами наши пенсионеры своими силами что-то готовят. Конечно, есть и замкнутые жильцы. Они сторонятся других и ни с кем не общаются.

Наталья Павловна рассказала, что по интернату ходит особая байка. Однажды в дом привезли мужчину. День проходит, второй, а он всё рыдает в подушку. На третий день другие постояльцы стали его утешать. Кто-то спросил: «Почему же ты так убиваешься?» «Когда этот дом открывался, я своего отца сюда сдал. А теперь и мои дети меня сюда привезли».

* * *

Ещё в 2010 году депутаты горсовета Красноярска предложили законопроект пожизненной ренты для пенсионеров и инвалидов. Он предполагал их содержание за счёт городского бюджета. Взамен старики отписывали бы свои квартиры городу. «К сожалению, наш проект ничем не закончился, - рассказывает Ирина ИВАНОВА, депутат горсовета и одна из инициаторов законопроекта. - Админист­рация города не готова была его принять, считая экономически не выгодным. Вкладываешь сейчас, а прибыль получаешь много позже. На мой взгляд, такой подход не совсем правильный. Это актуально и важно. Такой проект может улучшить качество жизни пожилых людей и инвалидов, оградить их от мошенников. В Новосибирске и Москве такая система работает и востребована».

МНЕНИЕ

Их жизнь невыносима

- Из трёх человек, что приходят ко мне на встречу, двое - обижены своими детьми. Такого насилия над стариками, как в последнее время, я не встречала даже в лихие 90-е годы. Проще сплавить людей в дом инвалидов или делать их жизнь невыносимой, попрекать куском хлеба, чем заботиться о них. Мы вошли в рынок, но поставили крест на всём, что раньше было хорошего. В результате не имеем ни национальной идеи, ни моральных принципов. Поэтому старики становятся самыми незащищёнными и выброшенными из жизни людьми - при здоровых работоспособных детях. И чтобы что-то отсуживать, нужны силы, а у большинства их нет.

Марина ДОБРОВОЛЬСКАЯ, депутат ЗС края

Поджечь родителей

Почти каждый месяц в крае происходят убийства пожилых людей. Самое страшное, что чаще всего они гибнут от рук близких людей - детей, внуков, племянников. Мотивы преступления одни и те же: деньги, квартира, неприязнь - ведь с пожилыми людьми непросто. Конечно, большинство таких «детей» пьют, употребляют нар­котики либо сидели в тюрьме. Однако и вполне благополучные дети, у которых есть своя квартира, семья, работа, не всегда готовы заботиться о родителях.

Такая трагическая история произошла в Красноярске в конце 2012 года. 31-летний мужчина поссорился со своими пожилыми родителями - он не хотел работать, жил на средства пенсионеров. Изрядно выпив, сын взял хранившуюся в доме бутылку со смесью бензина и машинного масла, разлил её в комнате и на одеж­ду родителей и поджёг. При пожаре погибла мать, отцу удалось спастись.

Под жестокую руку молодого убийцы попал и ветеран Великой Отечественной войны. 24-летний житель села Белогорка Манского района забил пенсионера до смерти из-за того, что тот отказался занять ему денег. После этого убийца забрал деньги, телефон и юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945». А тело ветерана сбросил в подполье.

Вопиющий случай всколыхнул Красноярский край в начале октября. Ночью в посёлке Элита Емельяновского района от рук молодых людей погиб 63-летний мужчина. Парни, распивавшие на улице алкоголь, разбили пенсионеру голову в ответ на просьбу не шуметь. От полученных травм мужчина скончался.

Один среди чужих

В 62 года я остался без крыши над головой. Ни детей, ни родственников, ни друзей…

Конечно, виноват, что до такого докатился, теперь хочется всё изменить, а как быть, не знаю... Изгоем в обществе стал после того, как в 2002-м в аварии погиб единственный сын. Запил, с женой развёлся, дом, где жил с семьёй, был записан на тёщу. А после её смерти перешёл в руки к племяннику, которому я стал мешать… Заставил уйти и выписаться из квартиры.

Фото Евгении Петровой

 Добрые люди приютили на даче, посоветовали обратиться в соцзащиту - может, какое жильё или комнату в доме престарелых выделят. Написал заявление в Свердловский район, мне сказали, что сначала нужно пройти медицинскую комиссию. Глянул на список - наверняка в космонавты требований меньше. Анализы все платные, а срок годности справки - две недели. Ну, надо так надо…

Путёвка пришла только через два месяца в Ирбейский район, с. Агул.

До районного центра добрался только поздно вечером. Автобусы по району уже не ходят, вокзал закрыт. В кармане - жалкие гроши, оставшиеся от мизерной пенсии, номер в гостинице стоит так же, как в Красноярске. Выручил таксист, который за 600 руб. согласился довести до Агула.

Дом-интернат находится на краю деревни. Старое двух­этажное деревянное здание с железными решётками на окнах. Сразу вспомнил стариков, заживо сгоревших в подобном доме престарелых, и мурашки пробежали по телу. Внутри вроде неплохо, но анализы мои просрочены, не принимают… Утром, думаю, поеду в райцентр - может, там разрешат врачей пройти. Но даже переночевать не пустили: иди, говорят, куда хочешь… а на улице март, холодно ещё....

Вышел, куда идти не знаю, неподалёку увидел свет в кочегарке, постучался, мужчина разрешил переждать ночь. От него-то я и узнал, что живут здесь только бывшие бомжи и зэки, делать в деревне нечего. Одна дорога - снова запить…

Пожилые люди и в семьях-то бывают никому не нужны, а одинокому и пожаловаться не на кого…

О. Шамыгин, Красноярск

Приют для стариков

Нередко случается так, что на рубеже жизни старики остаются одни: они либо просто не нужны своим детям и внукам, либо у них не осталось родных. В этих случаях старикам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставляется место в учреждениях социального обслуживания. Как попасть в интернат для пожилых людей, рассказала Ирина МИРОШНИКОВА, заместитель министра социальной политики Красноярского края.

- Всего в органах социальной защиты населения состоят на учёте более 580 тысяч граждан пожилого возраста, это 20% от общей численности населения Красноярского края. Из них одиноко проживают 176 тысяч граждан и 124 тысячи супружеских пар пожилого возраста.

В стационарные учреждения социального обслуживания направляются женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II групп по их личному заявлению в случае частичной или полной утраты способности к самообслуживанию, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Путёвку выдаёт министерство социальной политики края по медицинским и социальным показаниям в порядке очерёдности. Обязательным условием для предоставления места в доме-интернате является отсутствие медицинских противопоказаний для помещения в учреждение и отсутствие детей трудоспособного возраста, которые обязаны ухаживать за своими престарелыми родителями. Пенсионеры, страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, принимаются на соцобслуживание в психоневрологические интернаты.

Для того чтобы попасть в дом-интернат, необходимо предоставить следующие документы: личное заявление гражданина, документы, удостоверяющие личность, медицинское заключение о состоянии здоровья. Кстати, с перечнем документов можно ознакомиться в органах социальной защиты населения по месту жительства или на сайте министерства по адресу: szn24.ru.

Ежемесячное содержание одного пожилого человека в интернате составляет 23-26 тысяч рублей. Частично оплата за питание, коммунальные услуги, мягкий инвентарь взимается с клиента, но она не может превышать 75% от пенсии гражданина и, разумеется, не покрывает всех расходов на содержание. Оставшуюся, и большую, часть расходов покрывает краевой бюджет.

Сейчас более 7,5 тысячи человек проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые находятся во всех муниципальных образованиях края. Ежегодно около 25 тысяч человек пользуются различными услугами отделений соцобслуживания на дому - такой вид помощи наиболее востребован у одиноких людей пожилого возраста, проживающих в сельской местности.

КСТАТИ

С 2010 года в Красноярском крае создаются приёмные семьи для людей пожилого возраста. В 24 муниципальных образованиях края создана 61 приёмная семья, в том числе 29 - с инвалидами I группы. Стоит отметить, что граждане, создавшие приёмную семью с пожилым человеком, получают ежемесячное государственное вознаграждение - от 6,8 до 11,1 тысячи рублей. Сумма зависит от географического положения населённого пункта. Если приёмную семью создают с инвалидом I группы, размер денежного вознаграждения повышается на 50%. Приёмные семьи являются альтернативой стационарному социальному обслуживанию, в связи с чем снижается очерёдность в дома-интернаты для людей пожилого возраста. Очень важно, что пожилой человек проживает в привычных для него условиях, в домашней обстановке.

Смотрите также: