За решёткой: как создаются тюремные нарды и шахматы

Фото Максима Романова

Красноярск, 6 июня — «АиФ на Енисее».

   
   

Экскурсия в тюрьму

Серьёзная женщина внимательно сверяет мой паспорт и пропуск. Имя заносят в журнал учёта посещения учреждения. Через железную дверь заходим в объединение исправительных колоний № 36. В нём - рецидивисты, люди с абсолютно разными судьбами, сроками, профессиями. Ощущения: страх, волнение, интерес, неуверенность…

Огромная территория поделена на множество секторов, каждый из которых отделён забором и добротной дверью. Многоэтажки, где живут заключённые, одноэтажные здания, вышки наблюдения с вооружёнными сотрудниками, магазин.

- Здесь и деньги есть? - спрашиваю я у Александра ПОПКОВА, заместителя руководителя ОИК-36, который проводит для меня «экскурсию».

- Есть, но они на лицевых счетах, - говорит Александр Александрович. - На них можно в магазине что-то купить, сигареты например. Каждый работает, получает зарплату. В основном это деревообработка, металлообработка, авторемонт, швейное производство.

Мимо проходит строй осуждённых - все в тёмно-синих костюмах, а не в чёрно-белую полоску, как рисовало моё воображение. У мужчин я явно вызываю интерес - около 20 пар глаз уставились на меня. Но взгляд у них такой, что невольно вздрагиваешь. Женщины в этом заведении бывают крайне редко.

Мужская атмосфера

Мы направляемся в мастерскую резчиков по дереву, чтобы увидеть, как же создаются популярные среди красноярцев нарды, шахматы и потрясающие шкатулки. Перед одноэтажным скромным зданием - площадка пять на пять метров, истоптанная по кругу тяжёлыми мужскими ботинками. А над головой чистое весеннее голубое небо.

   
   
Фото Максима РОМАНОВА

 - Вот здесь и работают наши ребята, - говорит Александр Александрович и приглашает меня в мастерскую. Небольшая, на первый взгляд уютная и светлая комната. По периметру несколько рабочих мест, на каждом - следы недавней деятельности: стружка, незаконченные творения, даже корабль, большой, ждущий парусов и отплытия, вокруг наборы инструментов. Пахнет свежим деревом. Троих мужчин мы застали за работой, остальные же вскоре столпились у двери. Всё внимание приковано ко мне, из-за чего становится некомфортно. Один зек откровенно разглядывает меня с головы до ног, второй смотрит безразлично, даже с пренебрежением. Напряжённую обстановку разряжает Дмитрий АХМАТЫНОВ, самый разговорчивый из присутствующих. Он тут же начинает рассказывать про свою работу - около месяца художник вырезает гордого орла. Каждая деталь тщательно продумывается, кропотливо вытачивается. Скоро птицу можно будет покрыть лаком и отправить в полёт.

- На свободе я работал с мебелью, но так искусно вырезать научился только здесь, - рассказывает Дмитрий. - Это не просто хобби, это творчество, за которым я провёл почти весь срок, - и, немного помолчав, мечтательно добавляет: - Вот выйду, пойду в мебельную компанию дорогую резную мебель делать, перспектива у меня есть.

Сейчас Дмитрия переводят в колонию с поселением, то есть с более мягкими условиями. А это - первый шаг к свободе.

- Как сейчас помню одни из моих первых работ - шахматы и икона… - задумавшись, отвечает он. - Я домой их делал. Шахматы отцу подарил на юбилей, икону - матери. Считаю, что такие вещи должны быть дома обязательно.

Фото Максима РОМАНОВА

Помогала любимая

- Всему можно научиться, - говорит Андрей ШАХУРОВ, невысокий мужчина среднего возраста, очень серьёзный, от взгляда которого мне становится немного не по себе. - Было бы только желание.

Голос у него тихий, речь размеренная, каждое слово тщательно обдумывает.

Сам Андрей из Забайкалья. Первый раз попав за решётку, он познакомился с мастером резьбы по дереву. Дело это быстро увлекло. И уже на воле пригодилось: делал на заказ предметы интерьера, настольные игры, рассказывает мужчина.

- С тех пор прошло уже 10 лет. Однажды в колонии делал кухонный гарнитур, полностью резной, - говорит Андрей. - На него ушёл всего месяц, это очень маленький срок - вдохновение было.

- А я-то и рисовать не умею, - признаётся Дмитрий. - Даже никогда не думал, что буду вырезать из дерева. Не знаю, как у меня это получается? Но орёл-то выходит!

- А у меня бы получилось? - интересуюсь я у Андрея, вырезающего нарды.

- На свободе у меня была любимая женщина, она мне всегда помогала, мы вместе вытачивали из дерева изделия, - разговорился Шахуров. - У неё хорошо получалось. Вместе участвовали в выставках, даже занимали призовые места.

Для многих резьба становится делом жизни. Фото Максима РОМАНОВА

Молчаливый корабль

На другом столе идёт масштабная работа - возводится внушительного размера корабль. Уже видны тонко прорезанные детали, миниатюрные пушечки на палубе, каюта капитана, лавочки.

- Работы ещё много, на месяц точно. В последнюю очередь поставим мачты и сошьём паруса, - показывает корабль Роман ЯКУНИН.

Рядом лежат заготовки под изделия, уже готовые шкатулки, сверкающие свежим лаком, тут же небольшая, удивительно тонкой и искусной резьбы рамочка.

Познакомиться с другими художниками не удаётся. Один молчит, другой отвечает невыносимо односложно. Повисает неловкая пауза. Обстановка становится натянутой. От гнетущей атмосферы, тяжёлых взглядов у меня на спине выступает пот, хочется поскорее уйти.

Один лишь Дмитрий весело улыбается и интересуется, когда же я вернусь сюда вновь? И дарит мне деревянных средневековых стражей, с мечами, щитами и в боевой амуниции - будущие фигуры шахмат. 

Смотрите также: