«Нашему фермеру приходится буквально разрываться: и мясо производить, и снабжением, и переработкой, и сбытом заниматься. Неудивительно, что после наплыва в начале 90-х сельским хозяйством среди частников занимаются только самые преданные делу энтузиасты», - размышляет профессор Красноярского государственного аграрного университета Анатолий БЕРЕЖНОЙ.
Пасынок богатых родителей
- Сейчас фермерские хозяйства в Красноярском крае - как нелюбимые пасынки в богатом семействе: поддержка им достаётся по остаточному принципу. Что можно с этим сделать?
- Будем справедливыми, в последние годы, хоть и небольшими суммами, но поддержка фермерам всё-таки перепадает. Но внимание им нужно не только в виде денег. Изрядно хромает организация фермерского хозяйства в Красноярском крае. Скажем, если хлопоты по финансовым, налоговым отчётам, сбыту в крупном хозяйстве распределены среди сотрудников управленческого аппарата, то фермер вынужден справляться в одиночку. Ему нужно и за коровкой присмотреть, и корм заготовить, и в банк выехать, в налоговую, за стройматериалами съездить, потом на рынок. Вы не думали, почему, если в 90-е годы в нашем крае был наплыв фермеров, то сейчас остались только самые преданные делу энтузиасты? Вокруг Красноярска всего 10 человек! Не смогли люди выдержать сочетание труда внутри хозяйства и внефермерские связи с государственными структурами, которых у нас так много.
- То есть государству стоит задуматься о найме сторонних бухгалтеров, продавцов и снабженцев для фермеров?
- Идеальный вариант - организация фермерских кооперативов.
- Ведь краевые власти частных сельхозтоваропроизводителей к этому и призывают! Есть программы по поддержке кооперативов. Почему же фермерское хозяйство в крае еле дышит?
- Во-первых, не так много образованных фермеров. Во-вторых, хозяйства разбросаны. Плюс, многие просто не в курсе, в каких случаях выгодно создание кооператива, как его организовать… Я видел, как налажена эта система в США - в начале 90-х удалось побывать на 35 американских фермах. Обязанности распределены чётко. Один выращивает, скажем, хлопок, свёклу, виноград. Отдельно снабженческий кооператив. За ними завоз горючего, стройматериалов и так далее. Есть кооператив, который занимается переработкой, есть такой, который забирает продукцию у фермеров, доставляет её в пункты розничной торговли. И в СССР были позитивные организационные меры в отрасли. Скажем, той же проблемы сбыта продукции у хозяйств не существовало. Действовала инспекция по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, которая связывалась с хозяйствами, получала план производства, составляла план продаж, решала вопрос транспортировки продукции на элеваторы, молокозаводы, мясокомбинаты. Но с переходом на рыночные, так сказать, рельсы какой-то идиот, по-другому не сказать, ликвидировал заготовительные органы в нашей стране. И сейчас все операции - по производству, снабжению, переработке и сбыту - наши фермеры вынуждены делать сами.
Чужое молоко?
- Есть надежда, что ситуация исправится?
- Если удастся активизировать фермеров, продумать реальные механизмы, которые сделают привлекательным фермерское дело, то да. Я бы предложил всерьёз задуматься над созданием фермерского кольца вокруг Красноярска. Это никуда не годится: в столицу агропромышленного региона молоко везут из Кемерова, Новосибирска, Томска, мясо также от соседей. Куда там! Есть даже зарубежные поставки свинины и говядины в Красноярский край! И их уже больше половины. Для края с изрядным агропотенциалом это абсурд! Поэтому идеальный вариант - чтобы такой крупный город, как Красноярск, был окружён фермами. Думаю, это может быть несколько сотен фермеров, чтобы прокормить горожан свежим мясом и молочными продуктами.
- А реально создать фермерское кольцо вокруг Красноярска?
- Конечно, реально! Но нужно выработать подход. Я поддерживаю идею опытного животновода, фермера Валерия Похабова, которую он озвучил в интервью «АиФ на Енисее» в №24. О создании курсов фермеров, на которых ребята должны получить все необходимые практические навыки по работе с животными, плюс по бухгалтерскому учёту, налогообложению, банковскому кредитованию. Платить стипендию. И уже в процессе обучения формировать модель будущего хозяйства с привязкой к конкретному месту. Студенты, обучаясь, уже должны понимать, где будут располагаться их фермы. Вокруг Красноярска земли много. Пригородные хозяйства имеют излишки пашни, на которых можно разместить фермеров. Близость к городу позволит до минимума снизить транспортные издержки. Фермы можно создать в Емельянове, Емельяновском районе, Берёзовке, Сухобузимском. Но за это нужно браться. И сделать это должно наше родное министерство сельского хозяйства. А оно, увы, уделяет наибольшее внимание тому продукту, которое легче всего добывается, - зерну.
Пока ситуация не внушает оптимизма. Я внимательно слежу за статистикой. Каждый год поголовье только сокращается. Животноводство - это нелёгкий труд в отличие от выращивания зерновых, где 100-процентная механизация. Поэтому многие и уходят из животноводства в производство зерна.
Десятки тысяч мёртвых деревень
- Думаете, за десятилетия опустения деревень воля сельчан к сельскохозяйственному труду не выхолостилась?
- Есть ещё такие ребята, которые не спились и не скололись в деревнях. Их и нужно привлекать, активно поддерживать. Конечно, множество деревень после закрытия колхозов-совхозов поумирали. В целом с карты России в последние 20 лет исчезло 17 тысяч сёл.
- И в Красноярском крае пашни зарастают. Насколько необратимы перемены?
- Если землю не обработали, в первый год растёт пырей. В следующем осот и другие сорняки. На третий год уже деревца. Раз деревца - всё. Кто на таком поле уже будет пахать? И таких гектаров в крае миллион.
- На том же миллионе гектаров в одном из районов соседней Республики Тыва крупные хозяйства и частные владельцы, чабаны, занимаются животноводством. Совокупное стадо достигло численности 173 тысячи голов!
- А у нас звучат торжественные доклады о якобы благополучном положении сельского хозяйства в Красноярском крае. Руководство щеголяет перед Москвой: у нас лучше, чем у других! Разве это аргумент? Давайте будем честными перед самими собой. Если у других умерло всё, а у нас только умирает, это всё-таки не значит, что мы хорошо работаем.
За теми же радостными отчётами о перепроизводстве зерна стоит суровая правда: корма у нас много не только потому, что умеем выращивать зерновые, а ещё и оттого, что скотины всё меньше и меньше.
Вообще, складывается впечатление, что людям во власти, отвечающим за развитие экономики, не до села. Если проследить выступления по СМИ, мысли всех их заняты, в основном, обсуждением кандидатур и самого процесса выборов. Вообще, за многие годы я не видел, чтобы губернатор выработал твёрдый курс на развитие сельского хозяйства. Чтобы держал на контроле ситуацию, выяснял: почему столько агропредприятий закрылось, а люди стали безработными?