В тёплой юрте музея «Улуг Хуртуях тас» мы пьём чай. Такой, наверное, нальют только здесь. В нём запах степных трав, прогретых жаркими лучами солнца. Вот этот напиток — истинный эликсир здоровья, пьёшь — и напиться не можешь: как вкусно и полезно. Всего три растения — душица, белоголовник и веточка пихты.
Леонид Горбатов — научный сотрудник музея, кандидат исторических наук и... шаман.
Древнее, чем китайский
Марина Алехина, корреспондент krsk.aif.ru: Леонид Васильевич, по какому календарю живёт хакасский народ?
Леонид Горбатов: Советский этнограф, исследователь истории и этнографии народов Сибири и Центральной Азии, доктор исторических наук Леонид Потапов утверждал, что хакасский календарь более древний, чем китайский.
Такой же точки зрения придерживался востоковед, историк, этнограф, профессор Николай Кюнер. В своих научных работах он писал: когда послы Древнехакасского государства прибыли в Китай, они рассказали о своих традициях и о том, что живут по календарю, созданному на основе наблюдений за периодичностью движения Солнца и Луны.
В древнем хакасском двенадцатилетнем календаре каждый год носит имя животного и, согласно народным представлениям, имеет свои особенности. Китайцы заинтересовались, изучили и переняли его, поменяв в названии годов нескольких животных. Так, например, хакасский год Человека — в китайском год Обезьяны, год Журавля — год Свиньи, а вместо Дракона — Ящерица. 2025 год совпадает в обоих календарях — царствовать будет Змея.
Шаман по крови и духу
— Что готовит Чылан чылы (так называют Новый год в Хакасии)? И можно спросить у духов, что нас ожидает?
— Вы же в Хакасии родились, знаете, что в день осеннего равноденствия (22 сентября) духи уходят на небо, чтобы там пережить зимнюю стужу, и мы не тревожим их своими просьбами. Есть среди них и холодные духи, которые остаются, ходят по домам и приносят людям несчастья и болезни. Но если к ним относиться по-доброму, то всё у вас будет спокойно. Поэтому гневить их не будем. Пейте лучше чай.
— Кто ваши родители?
— Отец из семьи ссыльных белорусов. Мать — хакаска. Именно по её линии я и получил дар шаманизма. К бабушке и маме постоянно обращались за помощью, исцелением. Но они не афишировали свои знания. И учили молчать нас, детей. Теперь понимаю: чтобы сохранить судьбу, а может, даже жизнь. Я до сих пор верю, что есть три мира и многое другое, что с детства впиталось. О шаманской болезни, после которой просыпается дар, никто тогда не говорил.
— Как поняли, что вам это дано?
— В подростковом возрасте вдруг появились какие-то другие ощущения, даже не знаю, как точнее о них сказать... Одно время не мог ничего запоминать, стало сложно учиться в школе. Вместо этого в голове стали проявляться знания, которые, по сути, всегда были внутри меня. Как будто ты главное знаешь, остальное — лишнее, ненужное, много суеты, каких-то дел, которыми не стоит заниматься. Так продолжалось два-три года.
Я стал видеть внутреннюю суть людей, понимать природу заболеваний. С болезнью ведь можно разговаривать и даже договориться с ней. Каждая болезнь — это своего рода дух, и она сама знает, чем её лечить, чем убрать. Я научился свой взгляд на мироздание переводить в нужный контекст реалий.
Стихия сильнее человека
— Наука развивается стремительно. Как на это смотрят духи?
— Происходит глобализация. Общая, без преувеличения, уже планетная жизнь, представления, взгляды, ценности и приоритеты, чувства проникают в каждого из нас. Кажется, всё под глобальным контролем.
Я же считаю, что наши природные духи, божества сильнее, чем общие иллюзии человечества. И доказательство тому — катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС (подобных примеров по всей земле великое множество). Вода обладает собственным сознанием, она показала: что бы человек ни думал, стихия сильнее. Мы видим лишь внешние проявления, не зная сути: много какой-то лжи, несправедливости. Согласно же традиции, в жизни есть место правде и даже... чуду!
Учёные просчитывают будущее, делают прогнозы, но это дело неблагодарное, те же футурологи часто попадали пальцем в небо. Между тем наша природная сила, сила сознательных стихий очень мощная. Она даёт нам подсказку, что делать можно, а чего нельзя. И всегда, когда человек забывается, а мы склонны к этому, как только маломальский комфорт ощутим, природные боги дают нам знак.
И шаманы — посредники между духами и людьми — востребованы новым миропониманием. Потому что сегодня лишь он может видеть объёмный мир, у него есть ключик к языку духов. Шаманом быть сложно. И ответственно.
— Как можно описать это состояние?
— Состояние, скорее, ближе к трансу. Возникают образы, иногда слова, иногда звуки...
Сегодня идёт сближение науки и, скажем так, сакральных знаний, понимание неоднозначности и объёмности бытия. Шаманизм долгое время оставался непознанным вообще. А человек чего боится и отрицает? Того, чего не знает. Шаманизм может дать очень многое. Той же медицине. Вспомним, как долго не признавали китайское иглоукалывание.
Хакасский народ издревле понял, насколько точны такие знания. Ведь каждый человек, каждое поколение старается сохранить суть.
В соседней Республике Тыва, к примеру, много монгольской медицины, есть определённое влияние тибетской. У нас же гораздо больше своего, потому что было огромное количество шаманов, причём каждый со своей специализацией: шаман-лекарь, шаман-воин, шаман-звездочёт, шаман, лечивший пением, костоправ, травник и так далее. Это всё надо было показать, доказать, научно обосновать.