Самое страшное для артиста – не видеть реакции от зрителя. Аплодисменты - это своего рода знак качества, поддержка. Что же испытывают артисты, когда в ответ наталкиваются на звенящую тишину? Показанный в Красноярске спектакль «12» вызвал разные чувства как у театральной труппы, так и у зрителей.
Отвечая на вопросы журналистов, известный российский режиссёр, сценарист, постановщик и просто легендарный артист Никита Михалков рассказал, как удаётся удержать внимание публики, зачем нужен мат и почему не боится говорить правду со сцены.
Премьера спектакля «12» Михалкова состоялась в Большом театре в 2021 году. По сюжету 12 присяжных решают, виновен ли чеченский мальчик в убийстве своего приемного отца. Поначалу решение кажется им однозначным, но находится человек, который первым решается высказать противоположную точку зрения. Продолжительная дискуссия демонстрирует не только личные переживания героев, но и общественные проблемы. Пьесу Михалков написал вместе с драматургами братьями Пресняковыми.
Спустя три года спектакль был показан на красноярской сцене. Билеты на премьеру зрители раскупили за считанные дни. В итоге, вместо двух запланированных показов пришлось вводить дополнительный.
Тишина бесценна
Кристина Смурова, krsk.aif.ru: Никита Сергеевич, почти 3,5 часа шёл спектакль и всё это время была полная тишина. И лишь в конце зал взорвался аплодисментами. Для театральной постановки это не совсем стандартная история?
Никита Михалков: Тишина – главный критерий удачной работы. Аплодисменты можно купить, они могут быть из вежливости, но тишина – бесценна. Она либо есть, либо нет. Интересная штука, ведь в каждом регионе зритель по-разному реагирует на спектакль. Иной раз овации звучат внутри действия, артиста это стимулирует. А тут -тишина.
Когда первый раз столкнулись с этим - волновались. Один монолог, другой – тихо. Думаю, может в зале нет никого. И потом в финале – прорывает. Артисты тоже задавались вопросом: Что не так? Говорю: всё идеально! Ведь аплодисменты – это разрядка, выход накопившейся эмоции и совсем другое, когда зритель держит её до конца. Сосредоточен до финальной точки. Это высшая награда.
- Удерживать внимание публики одними только монологами – задача не из простых. В чём секрет?
- В «12» мы не играем, а проживаем эту историю. Каждый персонаж ни на секунду не перестаёт жить в своём образе. Ожидая своего монолога, герои продолжают показывать характеры. В первом акте мой герой сидит спиной к зрительному залу, и я могу следить за игрой коллег. Ни разу не было, чтобы, набрав высоту кто-то из ребят отвлёкся. Это важно, ведь короля играют слуги. Без пауз, постоянно нагнетая и удерживая энергию – это тяжёлая работа.
Серьёзный разговор
- Вы трижды брались за тему «12». Впервые в театральном училище, потом был фильм, теперь спектакль. Почему возвращаетесь к этой теме?
- Она актуальна во все времена. По сути, проблемы остались те же. Это редкий, честный разговор с людьми. Вопрос тратить или нет своё время на другого человека – вечен. Собственное честолюбие, амбиции, личные неприязни, слепое следование принципам… Вечная дилемма.
Каждый зритель, будь он в директорской ложе или на балконе, найдет что-то важное для себя, что его затронет. Люди соскучились по серьёзному разговору. Были случаи, когда зрители настолько включались в процесс, что выкрикивали своё мнение из зала, тянули руки во время голосования присяжных. Кинокартина и спектакль – это совсем разные жанры. Присутствие зрителя внутри истории – вот, что важно и это возможно только в театре.
- Что касается эффекта присутствия. На протяжении всего действия артисты были отгорожены от зала специальной сеткой.
- Это технически необходимо. Спектакль сопровождается множеством спецэффектов. Потом такая близость может сыграть плохую роль. Это могло спровоцировать нас играть, а не проживать всё действие. А эту историю нельзя играть. Зритель как будто подсматривает за происходящим. Высший пилотаж суметь невидимое сделать видимым при этом оставаясь невидимыми!
Есть сцены, когда герои стоят спиной к зрителю и зал не видит их реакцию, но при этом важно не отключаться из процесса. И до конца проживать свою роль. Очень тонкая работа, но она нужна для целостности картины. У меня есть возможность режиссёрским взглядом наблюдать за работой коллег и на многих моментах до сих пор наворачиваются слёзы. Это важно, когда ты сопереживаешь, даешь энергию артисту, который сейчас в центре внимания.
Мат и страх говорить правду
- Несколько раз со сцены звучали нецензурные высказывания. Можно ли без них обойтись и как в целом вы относитесь к мату?
- Ненавижу густой мат, который становится способом общения. И в то же время уверен, что русский язык настолько богат, но в какие-то мгновения не обойтись без таких выражений. Когда это не имеет смыла и является лишь бравадой – это омерзительно. Обратите внимание на реакцию зрителя, они всегда очень тонко чувствуют эту грань. У нас мат используется очень точечно. Всего 4 раза за 3,5 часа. Такой приём придает эффект живого общения. Есть ситуации, когда это выглядит пошло и нагло, а есть, когда это органично, часть русского языка. Тонкая грань.
- Ваш герой произносит очень сильный монолог, не боясь со сцены высказываться о политике, власти, справедливости. И люди поддерживают его позицию. Приходилось слышать негативные отзывы от чиновников, например?
- Это потрясающе, когда дыхание спектакля совпадает с дыханием регионов. В Хабаровске был случай, в зале присутствовал только что назначенный глава края Михаил Дегтярёв. После фразы моего героя про вице-губернатора, о котором мы узнаем после назначения, зал взорвался аплодисментами. После показа он сказал: да, дали вы им почву!
Чтоб не обиделся Шекспир
- Никита Сергеевич, вы больше приверженец классики или за эксперименты?
- Знаете, у нас есть несколько спектаклей из цикла «Метаморфозы». Так вот, после окончания одна зрительница говорит: «Спасибо, это новое слово!» А что тут нового? Эксперимент, это если взять «Трёх сестёр» и сделать их другой ориентации. Но такое фигурирование рядом с классиком не вызывает уважения. Вообще все вопросы мироздания давно уже поставлены в русской литературе. Мне нравится высказывание: «Играйте Гамлета, как хотите, но делайте это так, чтоб не обиделся Шекспир».
- Вы много ездите с гастролями, где больше нравится выступать – столица или провинция?
- Уверен, что основа страны – это русская провинция. Чем дальше от Садового кольца, тем чище, естественней. Это и есть моя страна. С удовольствием побывали в Чите, Владивостоке, Хабаровске, Туле, Рязани.
- Для Красноярска ваш приезд стал настоящим событием. Билеты раскупили за пару дней. Планируете в ближайшее время ещё к нам приехать?
- Лично я с удовольствием приеду. Хотелось бы показать зрителю детский спектакль, несколько работ из цикла «Метаморфозы», а также постановку по творчеству Бертольда Брехта, работа над которой сейчас идет. Я всегда с особой радостью приезжаю в Красноярск. Здесь моя кровь, истоки. Помню, перед первым съемочным днём в «Цирюльнике» решился на беспрецедентный шаг - попросил директора Музея-усадьбы Сурикова пустить на ночлег в дом прадеда, на которого похож как две капли воды. Необычные ощущения тогда были. Поэтому приглашайте. Буду рад новым встречам!