Примерное время чтения: 7 минут
545

Искусство «топорной» работы. Как увидеть красоту в дереве?

«АиФ на Енисее» №39 (1924) 28/09/2017
В творчестве и бензопила в помощь.
В творчестве и бензопила в помощь. / Владислав Соболев / Из личного архива

Обыкновенный железобетонный гараж они превратили в мастерскую. Здесь два творческих человека из обычных чурбаков делают настоящие произведения искусства. А главным помощником им служит бензопила. Все секреты мастеров узнал корреспондент «АиФ-Красноярск».

Два товарища

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись внутри, - это запах. Мастерская пропитана сотней ароматов, но они не отталкивают, а наоборот, просят вдохнуть глубже. Может быть, просыпается память предков, живших в деревянных домах. Страшненькие синие батареи отопления и выставленные на них деревянные панно с тонкой резьбой не то картин, не то икон. Два рабочих места с хорошим светом. Оба предназначены для работы с глиной. Несколько моделей в разной степени готовности позволяют заглянуть в путь творческих метаний авторов. Бензопила, топор и несколько профессио­нальных наборов для резьбы по дереву.

Владиславу 43 года, был предпринимателем, но вдруг потянуло к искусству, и мужчина поступил в художественную школу на вечернее отделение для взрослых. Начал рисовать, лепить, попробовал резать. Понравилось. Нашёлся товарищ по увлечению, но вскоре остыл и бросил. На смену ему пришёл новый сподвижник. Познакомились по Интернету, сравнили увлечения и решили творить вместе.

Владислав в 43 года поступил в художественную школу на вечернее отделение для взрослых. Фото: Из личного архива Владислава Соболева

37-летний Михаил Соболев приехал в Железногорск из Подмосковья. В отличие от Владислава он резьбой занимался уже 17 лет. Давно окончил Богородское художественное училище. Но конкуренции между новыми друзьями нет. Молодой творческий тандем конкуренция начнёт раздирать ещё не скоро, если вообще начнёт, надеются новые друзья. А тут и подоспело время для проверки творческих сил. В августе супруга Владислава нашла в Интернете сообщение о конкурсе ремёсел в Томске, «День топора», и от его имени отправила заявку. И пришлось двум мужикам, которые только познакомились, пробовать свои силы сразу в конкурентной борьбе.

Проба пера в «день топора»

«На самом деле, этот конкурс только называется «День топора», - подхватывает рассказ Михаил. - Огромная парковая территория разгорожена на разные зоны. Здесь столярный, там - гончарный, чуть дальше - ткацкий, ещё дальше - кузнечный. Всё рядом. Все вместе, а никто никому не мешает. В этом году праздник ремёсел стал 10-м по счёту, юбилейным, и на него собралось 140 тыс. гостей, 200 мастеров из 22 стран мира».

На работу столярам давалось бревно и пять дней в придачу. Творите что хотите! Первый день командам отвели на обустройство рабочего места. Примерно в это время железногорцы начали понимать, куда их занесло.

«Когда стали выкладывать инструмент, случайно глянули по сторонам и обомлели, - смеётся Владислав. - У нас что? Топор, бензопила да набор стамесок. А у соседей… По три бензопилы, да все разные. Стамесок нет ни у кого! У всех тонкие инструменты для резьбы, чуть ли не на заказ сделанные. Короче, оказались мы, как с кувалдой на конкурсе часовщиков. Спасибо капитану соседей, сборной Чувашии, Евгению Акимову. Потом, уже когда мы подружились, он так и сказал: «Вижу: сумасшедшие какие-то приехали, что они этими железяками наворочают?» - вот и взял нас под своё крыло. Главное, инструментами поделился. В итоге мы в призёрах оказались».

Конкурсная работа ребят называется мудрёно - «Двойственность твоего мира». Закутанная фигура женщины, напоминающая мумию. У её ног клубок ниток, символизирующий жизненный путь. Половина лица светлая, молодая, вторая - обожжённая, чёрная, а в голове ещё и ступени, как этапы опыта. В качестве приза железногорцы получили деньги и приглашение на «Лукоморье» - конкурс, который проходит в Ангарске. Основной материал там - корнепластика.

Конкурсная работа называется мудрёно - «Двойственность твоего мира». Фото: Из личного архива Владислава Соболева

Кедр, орех и карагач

Самым дорогим призом для сибиряков, конечно, стал опыт. Благодаря общению с профессионалами порой узнавали за час то, до чего раньше доходили своим умом, но неделями. Узнали и про существование команд, которые на таких конкурсах кормятся. И, конечно, насмотрелись на чужую фантазию.

«Мне очень понравилась китайская конкурсная работа, - делится Владислав. - Вотк­нутый в пень топор, рукоять которого обвивает, но не прикасаясь к ней, дракон. Тонкая работа».

«Красноярец сделал шикарный образчик, - вторит Михаил. - По мотивам сказки «Серебряное копытце». Дедушка и внучка, и очень чётко передано настроение каждого. Добрый старик, и робкая девочка выглядывает из-за него с широко открытыми от удивления глазами. Богородчане сделали красивую пластику: мужик борется с медведем. Запечатлён момент, когда человек перебрасывает через себя зверя! Резали они композицию из трёхметровой колоды. Здоровенная штука вышла».

Вернувшись из Томска, по-другому взглянули на свои работы, но огорчаться не стали. Много достойного. Панно по мотивам Альбрехта Дюрера Владислав резал месяц, и всё равно остался доволен. Дерево ведь очень благодарный материал.

Вернувшись из Томска, ребята по-другому взглянули на свои работы, но огорчаться не стали.Фото: Из личного архива Владислава Соболева

«Когда я начинал работать, очень переживал, - делится Соболев. - После неудачного скола волосы на себе рвал. А потом поработал годик-два, научился подклеивать. Критичные ошибки - редкость. Второй шанс чаще всего есть».

После конкурса ребята ощутили себя востребованными. Заказы пришли даже из Питера - на вишнёвое панно 70х80 и скульптуру по мотивам «Игры престолов» - Дейнерис с драконом. Кстати, приехав в Сибирь, Михаил открыл для себя наше дерево и смог сравнить его с другими сортами.

«Я до этого никогда не резал кедр, - восхищается он. - Не ожидал от него такого сотрудничества в резьбе. Очень легко обрабатывается. Возможно, у каждого резчика есть любимое дерево. Карагач очень хорош - твёрдый, трудно режется, но хорошо передаёт детали. Орех имеет очень красивую фактуру, но дороговат. Груша практически не имеет текстуры, и это хорошо для панно с большим количеством мелких деталей. Иначе текстура скрыла бы их. Надо просто услышать и увидеть дерево».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах