aif.ru counter
27.09.2016 10:41
1715

К 90-летию со дня рождения Андрея Поздеева: история жизни художника

«АиФ на Енисее» № 39 (1872) 29/09/2016
Андрей Поздеев был тружеником искусства.
Андрей Поздеев был тружеником искусства. © / Фонд Андрея Поздеева

27 сентября исполнилось бы 90 лет со дня рождения Андрея Поздеева. Художника-легенды. Его картины выставлены в Третьяковской галерее. А красноярцам посмотреть его работы практически негде. В городе нет ни одной постоянно действующей выставки работ Андрея Поздеева. Единственное место, где можно найти картины художника, - его творческая мастерская, где он работал последние 18 лет своей жизни.  

Дом художника

Поздеев не восходил по мраморным лестницам получать золотые призы, не приглашался на парадные приемы, не увенчивался лаврами. Он пережил голод и холод, был заключенным и солдатом, кочегаром и тружеником искусства. Но его живопись далека от крестного пути художника. Если она и касается жизненных невзгод, то представляет их в сложной иносказательной форме символов, придуманных самим художником, а следовательно, нуждается в расшифровке и в напряженной работе воображения. Это все, что оставил нам в наследство наш современник, ходивший по улицам города вместе с нами.  

В мастерской на ул. Ленина до сих пор живет душа художника.
В мастерской на ул. Ленина до сих пор живет душа художника. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Дом, где сегодня живет творчество художника, - на первый взгляд обыкновенная многоэтажка в центре Красноярска. Лишь приглядевшись, можно заметить, что на последнем, седьмом этаже необычно высокие окна в пол. Это мастерские художников.  

Дом построен специально для них. И в 1980 году Андрею Геннадьевичу дали здесь квартиру на 6-м этаже. А этажом выше он получил мастерскую. Выбирал сам, ему нужна была большая стена и максимальный отход от нее для того, чтобы писать картины большого формата. Как раз в это время художник задумал библейскую серию, для которой было необходимо большое панно. В итоге написал 15 работ. Две сегодня находятся в Третьяковской галерее: «Пир шутов» и «Сотворение мира», одна - «Голгофа» - в музее Церетели. Остальные работы хранятся в КИЦе, их выставляют изредка по праздникам.  

Мастер рядом со своими работами.
Мастер рядом со своими работами. Фото: Фонд Андрея Поздеева

«Он очень любил эту мастерскую. Однажды в разговоре с друзьями выяснилось, что эта мастерская - графическая. В ней прострельный свет: окна на восток и на запад, и довольно темная. Возникли разговоры об Альбрехте Дюрере (известный немецкий график) и о том, что у него мастерская была вся черная, чтобы лучше были видны белые листы. Андрей Геннадьевич загорелся и начал красить мастерскую в черный. Покрасил пол, одну из стен и пришел в ужас - получилось очень депрессивно. Стену тут же перекрасил в белый, а пол с тех пор так и остался черным. Вообще, эту мастерскую мы стараемся сохранять в том виде, в котором она была при художнике. Кисти, тюбики с краской, предметы быта, атмосфера», - рассказывает Валерия Гурьянова, президент фонда имени Андрея Поздеева и друг семьи.

Калтат - одну из серий художник посвятил любимым Столбам.
Калтат - одну из серий художник посвятил любимым Столбам. Фото: Фонд Андрея Поздеева

Секрет Поздеева

 Андрей Поздеев родился в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Учился плохо. А вот рисовал с пяти лет. В 4-м классе получил приз на краевом конкурсе за рисунок, на котором был изображен Пушкин. В начале войны за то, что уехал к маме с работы на комбайновом заводе, попал на 6 месяцев в тюрьму, где оформлял стенгазеты и делал трафареты для татуировок.

В 17 лет ушел на фронт, воевал на Восточном фронте. Писал для офицеров, которые посылали картины своим женам. Потом его комиссовали, и он отправился в Туру лечиться. После переехал в Минусинск, где работал в Мартьяновском музее. Вернувшись в Красноярск, поступил в художественную школу в класс Андрея Прокопьевича Лекоренко. По сути дела, учился сам: рисунку, смешиванию красок, графике.

Всю жизнь Поздеев работал с российскими красками. Даже когда начали появляться зарубежные, говорил: «Я не знаю их свойств, не знаю, как они смешиваются». Он создавал необычные цвета. Даже черный был у него не плоским и однородным, а составным. И художники, которые сегодня пытаются копировать его работы, находя их не очень сложными по композиции, пребывают в растерянности. Его рисунки легко можно расчертить сеткой и перенести на холст. Но когда дело доходит до подбора цвета, картина распадается.

Одна из главных тем творчества - цветы.
Одна из главных тем творчества - цветы. Фото: АиФ/ Светлана Хустик.

Цветы охапками

Сказать точно, сколько картин оставил Поздеев, не берется никто. Он писал 72 года. Много работ дарил друзьям и знакомым, они до сих пор то и дело выплывают где-нибудь на дачах. Некоторые уничтожал. Если они, по его мнению, не выполняли ту задачу, которую он ставил в начале работы. Валерия вспоминает, как художник писал картину «Вознесение»:  

«Это черно-белая работа, состоящая из треугольников. Совершенно абстрактная: нечто ромбовидное вдруг взмывает вверх. Равномерная и симметричная как по вертикали, так и по горизонтали. Он писал ее, когда один глаз уже был поражен катарактой. Очень спокойно и аккуратно кисточкой закрашивал примыкание черного с белым, что-то при этом говорил».  

Но если смотреть на эту картину, она полна не только экспрессии, но и сакральности, потому что это Вознесение Христа. Перед ней хочется остановиться, как в церкви перед иконой.

Наверное, каждый из нас при упоминании о Поздееве представляет его цветы. Сложно найти художника, который так трепетно и нежно изображал розы, георгины, гладиолусы, астры, лилии и сирень. Когда появились деньги, покупал букеты охапками, так как писал только с натуры. От этих картин как будто веет сладковатым ароматом.
Еще одна известная тема - Столбы. Им посвящена целая серия - «Калтат». Калтат - это речушка в заповеднике, куда он приезжал на несколько дней и с упоением работал.  

Серия «Люди»
Серия «Люди» Фото: Фонд Андрея Поздеева

В конце жизни он вновь вернулся к работе с натурой. Произошло это после картины «Ева». На фиолетовом фоне светлая фигурка с рыжими волосами. Девушка для того, чтобы позировать ему, отращивала волосы три года. А вообще, он не выбирал людей для натуры. Часто это происходило случайно. У мастера осталось много портретов людей, которые вообще бывали в его мастерской всего один раз в жизни случайно.

Бедный, но свободный

Поздеев - уникальный художник еще и потому, что до конца жизни остался верен лишь своем искусству. Его было невозможно заставить писать, ему было нельзя заказать работу. Он абсолютно не продавался никому и ни за какие деньги. Говорил: «Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным». И многие художники, которые работали на заказ, очень ему завидовали. Хотя выстоять было сложно, времена были тяжелые. И наверняка, если бы он жил ближе к Москве, его, за это желание быть свободным, просто бы уничтожили. Пытались и в Красноярске. 

«Многие годы не было не только персональных выставок Поздеева - его картины вообще не выставлялись. Худсовет их отбирал, печатал каталоги выставок, где были и его работы, но на выставки они не попадали. Цинично отмечали: «Ты, Андрюша, выпадаешь, твою работу как повесишь, так непонятно, что рядом вешать, - все блекнет», - вспоминает Валерия.

Два близких человека всегда были рядом.
Два близких человека всегда были рядом. Фото: Фонд Андрея Поздеева

Жил очень аскетично. Краски, холсты, материалы - все это было в долг. Доходов практически не было. Спасала пенсия по инвалидности и зарплата жены Валентины Михайловны, учителя русского языка и литературы. Никакого звания не было. Единственная награда - это серебряная медаль.

Другом, соратником, верным помощником и любимым человеком для художника была супруга. Каждый день ровно в два часа он спускался из мастерской на обед. Когда Андрей Геннадьевич был слаб после болезни, она, сама хрупкая, маленькая женщина, таскала его кассетницу, в которой находились картонные листы бумаги и этюды. А по вечерам читала ему Пушкина и Кафку, которых он очень любил. Сегодня она и Валерия Гурьянова занимаются наследием художника. Валерия в семье Поздеевых давно. Ученица Валентины Михайловны часто бывала в гостях, помогала художнику, убиралась в мастерской, мыла окна, просто была рядом. Когда в 1998 году художника не стало, они с Валентиной Михайловной решили создать общественный фонд его имени. Его главная задача - сохранение творчества художника.  

Так получилось, что в миллионном городе сегодня нет места, где бы можно было организовать постоянную выставку работ Андрея Поздеева. В юбилейный год в течение недели будет показано около 500 его картин: «Цветы», «Начальный период», «Заключительный период», «Печатная графика». И у нас с вами есть уникальный шанс их увидеть. Возможно, единственный.

Абстракция Поздеева
Абстракция Поздеева Фото: Фонд Андрея Поздеева

Расписание работы выставок:

Уже открылись и работают выставки:

«Цветы Андрея Поздеева»

Дом художника, пр-т Мира, 56

«Картины Андрея Поздеева»

На Подмостках, ул. ак. Вавилова, 25

Предстоит открытие:

27 сентября

«Путь художника»

Художественный музей, пр-т Мира, 12

Открытие в 17:00

29 сентября

«Цвет жизни»

МЦ «Площадь Мира», пл. Мира, 1

Открытие в 19:00

30 сентября

«Печатная графика»

Каменка, ул. ак. Павлова, 21

Открытие в 19:00

1 октября

«Цветы для Поздеева»

Школа им. А. Г. Поздеева

пр-т Мира, 115-а, стр. 1

Открытие в 15:00

Цветы Андрея Поздеева | Фотогалерея

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество