Женщина -сама картина
- Сергей Петрович, у вас в мастерской много портретов. Помните, когда написали первый?
- В училище, наверное. Потом стал профессионально заниматься. Я не люблю пошлые портреты - меня от этого коробит. Мне хочется, чтобы были какие-то двойные, тройные смыслы. Портрет при дневном освещении может звучать мажорно, а вечером, напротив, приобрести что-то сокровенное - с таким портретом ты можешь делиться своими тайнами. Человек взрослеет, проходит время, и портрет начинает жить своей жизнью.
- А если видите отрицательные качества модели?
- Художественный образ отрицательного героя мне интересен, а бытовая сварливость не вдохновляет.
- Отрицательный образ - это, например, какой?
- Падший ангел, жестокий завоеватель, деспот; ведьма, колдунья. В таком смысле коварность мне интересна.
- Среди ваших работ больше женских портретов.
- Женщина - сама как картина. Мне интересны женщины, которые очаровывают, в них есть изящество, тонкость. Они разнообразны: могут быть и жертвенными, и утопичными. Сибирские красавицы Сурикова на самом деле никуда не делись.
- А какие женщины интересны больше: современные или исторические персоны?
- Те, которые живут рядом со мной - мои современницы. Прошёл долгий период, когда в женщине видели не женщину, а какого-то робота. Это произошло после перестройки. После глобального разрушения в стране будто бы окошечко открылось.
Очарование современников
- Что думаете о ваших современниках-художниках? Можете назвать какие-то яркие имена?
- Большое видится на расстоянии. Возможно, сейчас мы не можем назвать какие-то фамилии, но спустя время эти люди, сидящие и работающие на чердаках (в метафоричном смысле, конечно), выйдут из тени. Сейчас такая эпоха - и в этом нет ничего плохого. Я уверен, что если бы в это новое время жил тот же Суриков, то его работы были бы другими.
- Возвращаясь к разговору о новом времени. Какое оно?
- Новое время не такое однозначное, но оно открыло другую сторону людей. Человек вдруг вышел из шеренги, снял униформу, у него появилась индивидуальность, возможность быть не похожим на других. В наше время даже жанр портрета приобретает иное звучание. Раньше была забота о государстве, коммунизме, теперь человек озаботился своими проблемами. Обнажилась скрытая до этих времен новая сущность. Пройдёт время, а портреты останутся - сейчас таких людей полно на улицах, но через 20-30 лет они будут другими.
- И всё-таки в чём же очарование русских людей?
- Наши люди, как цветы. Их можно сорвать, а можно подойти и залюбоваться их прожилками, лепестками… Портрет - один из приёмов боготворения, и я искренне горжусь нашими людьми.
История в портретах заслуженного художника Сергея Горбатко
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ на Енисее 03/10/2012Также вам может быть интересно
- Ачинский художник признаётся в любви к родным местам
- Красноярская мастерица делает сказочных персонажей из колготок
- Галина Саламатова: «Уметь любить - это талант и постоянная работа над собой»
- Без мата, как без пыли. Эксперт-лингвист - о том, что ругаться надо уметь
- На стороне добра. Красноярец - о том, как относиться к жизни с позитивом