Слово «кризис» стремительно ворвалось в нашу жизнь, захватив все сферы. Кризис в политике, в культуре, в экономике - и вот оно уже подобралось к самому сокровенному: к семье. Теперь в моде суррогатное материнство, гражданские или того хуже - однополые браки. «Семейные отношения переходят на совершенно иной уровень развития, к которому современное общество пока ещё не готово», - считает Антонида ЛУКИНА, кандидат философских наук.
- Ещё Фридрих Энгельс в своей знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал о том, что семья - это преходящая форма человеческой общности. Она меняет форму своего существования в зависимости от социальных, экономических, культурных изменений. Раньше семья держалась на экономической общности, её укрепляли религиозные устои, а сейчас все от семьи ждут блага, а вкладывать в неё не хотят или не могут. Конечно, всему есть свои причины: интенсификация жизни, разная работа супругов, когда они крайне редко встречаются, экономическая независимость женщин, возросшее чувство собственного достоинства у людей. Всё это повышает требовательность к условиям жизни в семье. А ресурсов жизненных на то, чтобы жизнь в семье обустраивать, у человека остаётся всё меньше и меньше.
Телевизор - замочная скважина
- Но ведь испокон веков женщина прежде всего была матерью. А сегодня мы не хотим портить беременностью карьеру, фигуру и хотим пожить для себя. Почему женщина забывает о своей главной миссии?
- А кто сказал, что это главная миссия? Это как раз один из устоявшихся канонов, идущих от Домостроя. В современном обществе меняется отношение к деторождению, меняется ценность ребёнка в семье. Если раньше рожали столько, сколько бог дал, то сейчас существует очень хорошая система профилактики беременности, можно рассчитать, сколько детей мы хотим и когда. А для удовлетворения потребности в продолжении рода вполне достаточно одного ребёнка. Вкупе с возросшей требовательностью общества к материальному благополучию и массовой пропагандой женской успешности мы получаем такой результат. Максимум - один ребёнок и замотанная мама, для которой он выступает чаще как обуза и помеха в реализации карьеры.
- Тогда скажите, почему стали выставлять напоказ суррогатное материнство?
- Потому что мы полностью утратили чувство стыда. Это социальный эксгибиционизм, начиная от первых передач «За стеклом», «Дом-2», «Каникулы в Мексике». Телевизор - это огромная замочная скважина, к которой мы прильнули и смотрим. А для Аллы Борисовны это возможность пиара, чтобы о ней не забывали.
Папа и папа - это аномалия
- Зато западные страны захлестнули гей-парады, первые лица государств не стесняясь признаются в нетрадиционной сексуальной ориентации, а у однополых браков прав на детей больше, чем у традиционных семей. Как оградить нас от этих веяний времени?
- С точки зрения воспроизводства человека и человечества однополые браки - это аномалия. Для производства детей, к счастью, надо только двух людей разного пола. Подобные аномалии случаются на переломе эпох. Например, на стыке XIX и XX веков среди богемы были распространены наркотики, доминирующее место занимали упаднические настроения. И сейчас, мне кажется, мировая культура переживает кризис или переход к каким-то новым формам развития и существования.
Я не большой специалист по однополым бракам, но сейчас растёт поколение людей, многие из которых не видят нормальных образцов гендерного поведения. Когда одинокая мама воспитывает ребёнка, не факт, что он правильно понимает мужские и женские роли в обществе. Ему трудно устанавливать отношения с противоположным полом, со своим проще. Это отказ от возможных сложностей, своеобразная социальная трусость.
Как уберечь? Я согласна, пропагандировать это нельзя ни в коем случае. Пропаганда детской порнографии, насилия, однополых отношений - это преступление. Но у нас очень любят смаковать все эти извращения. Если посмотреть процентную долю рассказов о них на телевидении и сравнить с процентной долей рассказов о нормальных семьях, то последние явно проиграют.
Ощущение, что уже полстраны нетрадиционной ориентации. Поэтому я считаю, лучший способ - меньше обращать на них внимания. В подростковом возрасте гомосексуальные пробы, как пишет известный российский социолог Игорь Кон, имеют почти все мальчики. Со временем это проходит, как корь. Это тот возраст, когда много что пробуют. Попробовали - и забыли. Только если не мусолить и не запрещать. Подростку из чувства протеста хочется всегда делать то, что запрещено. Поэтому всякая борьба выливается в пропаганду.
Ничего общего
- Есть такой анекдот. Внук спросил деда: «Почему раньше, когда супруги разводились, для семьи это был позор?» На что дед ответил: «Потому что раньше, внучек, сломавшуюся вещь чинили, а теперь выбрасывают». Показательно, правда? Нам, как со сломанным телевизором, легче найти нового мужа, чем пытаться наладить отношения с тем, что есть сейчас.
- Мы действительно перенесли на семью потребительское отношение ко всему. Ведь семья требует большого труда, на который способны далеко не все. Люди меняются. И то, за что мы любим человека в 18 лет, нас может уже не радовать в 25 и оказаться противным в 40. Гармоничные браки - те, в которых люди меняются одновременно друг с другом. Но я не думаю, что это благо, когда двое взрослых, ненавидя друг друга, живут вместе. Жизнь от нас требует всё больше и больше. И поэтому, как мне кажется, смена партнёра будет происходить чаще, чем нам бы этого хотелось.
- У моей мамы 56 троюродных братьев и сестёр. Она каждого знает и почти со всеми поддерживает отношения. Но это редкость. В большинстве случаев дети не знают своих родственников дальше бабушки и дедушки. Мы теряем корни...
- Знаете, какая самая банальная причина этого? Уменьшение рождаемости. Если у вас один ребёнок, у него никогда племянников не будет, а у его детей не будет тётушек и дядюшек. Исчезают целые ветви родственных отношений. При этом люди активнее разъезжаются в другие регионы и даже страны, поддерживание таких отношений требует времени. Появились новые возможности. Есть выбор: ехать в отпуск к родственникам или в Турцию на море. И даже в рамках одного города происходит социальный и культурный динамизм. В результате со своими друзьями, с которыми у нас есть общие интересы, мы общаемся больше и чаще, чем с родными. А жаль, ведь у нас есть общие воспоминания, безусловно, дорогие нам. Но - нет времени. Как у Вознесенского: «Быть человеком - некогда!».