«Я благодарен судьбе за возможность жить, трудиться и творить здесь, на красноярской земле», - скромно сказал Арэг Саркисович Демирханов во время вручения ему звания Почётного гражданина Красноярского края. Сейчас, когда слова «главный архитектор города» стали не более чем разменной чиновничьей должностью, красноярцы могут гордиться - у них есть Главный Архитектор, построивший Красноярску его лицо.
Жизнь как легенда
Арэг Саркисович родился в семье журналиста и партийного работника ровно за 9 лет до войны. В Великую отчественную отец воевал на Кавказе, а юный Арэг мотался с матерью по стране, от фронта к фронту. «Приходилось и санитарные поезда мыть, и урожай собирать. Подчас самым старшим мужчиной в окружении был 12-летний мальчишка. Нам нечего было есть. Я даже курить начал с голоду. Накуришься, одуреешь - и вроде не так есть хочется. Бросил только 50 лет спустя».
Свой приход в архитектуру считает естественным ходом событий: единственно возможной реакцией на военные разрушения считал для себя только строительство. Благо, в Сибири всегда было море работы по специальности, а профессия была одной из самых престижных. И начал молодой архитектор с разработки генплана целого города - Амурска. На вопрос, что бы он поменял в своей жизни, будь такая возможность, Демирханов отвечает всегда одинаково: «Ничего бы не поменял. Ведь сразу после института я отправился на самую окраину страны, на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре. Это мой город-ровесник! Там я справлял своё 25-летие, там получил первую награду - именные часы».
Потом была разработка планировки Игарки, Кызыла, Абакана. С 1964 года Арэг Саркисович работает в краевом центре, гордо говорит, что Красноярск никогда не был архитектурной провинцией! Город и горожане всегда отличались отличным вкусом, поэтому вместе с коллегами Демирханов активно включился даже не в строительство, а в созидание. К этой статье мы готовили список самых ярких работ мастера, но он по размеру больше самой статьи!
Гордость мастера
Главный архитектор гордится комплексом филармонии: Малый зал с уникальной акустикой он посвятил Ивану Шпиллеру, фанатично преданному музыке, Большой - Михаилу Годенко и его ансамблю.
«Я сделал этот зал, чтобы портал сцены открывался не по нормативам, в десять метров, как горлышко от бутылки, для акустики - а в двадцать метров! Чтобы был виден весь ансамбль Михаила Семёновича!» Причём само здание даже сейчас, после реконструкции и добавления ещё одного, банкетного зала - напоминает плывущий по Енисею огромный белый парусник и одновременно открытый рояль.
А стоящее рядом здание бывшего Музея имени В. И. Ленина (ныне Музейный центр на Стрелке) построено совсем в другом стиле, напоминающем революционный кубизм. Интересно, что красноярский музей Ленина - последний построенный в Советском Союзе, тринадцатый по счёту. Ходит легенда, что Арэг Демирханов согласился спроектировать здание с одним условием: сначала он объедет с осмотром все подобные музеи в СССР. Более того, вместе с сотрудником КГБ они посетили не только крупные города России, Узбекистан, но побывали даже в Монголии. Однако уже через два года после возведения революционный музей Ленина стал Культурно-историческим центром.
Драма архитекторов
Как-то в интервью «АиФ на Енисее» архитектор признался, что сейчас город переживает не лучшие времена: его разъедает бездумная высотная застройка, загромождающая лучшие виды и перспективы, в том числе на жемчужину Красноярска - реку Енисей. Считает трагедией, если гостиничный комплекс перекроет вид с открытой всему миру Театральной площади, спланированной им, построенной и благоустроенной в несколько этапов (основной длился с 1967 по 1978 год, а финальный - до 2008-го). Здание речного пароходства строилось, например, 16 лет. А электронные часы на здании администрации были переделаны из прямоугольных цифровых, модных в начале восьмидесятых годов, в современные стрелочные, в начале этого тысячелетия.
Арэг Демирханов считает принципиально неверным и вредным продажу земельных участков, особенно если на них стоят памятные и важные для городского облика здания, например, речной вокзал. Но верит, что когда-нибудь горожане образумятся. «Мне повезло с заказчиками - и с Павлом Федирко, и с Петром Пимашковым. Это не подхалимаж. Во главе любого архитектурного проекта стоит или власть, или капитал, или, если повезёт, архитектор.
Хороший журналист может написать гениальный текст огрызком карандаша на салфетке. Архитектору для своих идей требуются миллионы рублей. Например, Пётр Первый заказал Петербург. Красивый город получился, верно? Так что большая удача, если заказчик - просвещённый и образованный человек... Здание речного пароходства, например, задумывалось, когда вокруг стояли деревянные домишки. Никто не верил, что высотка нужна как доминанта будущей Театральной площади. И только через 30 лет строительство завершилось качественным оформлением фасадов. А просто раньше ни денег, ни материалов не находили, экономили… Знаете, в чём драма людей нашей профессии? Если художник что-то не дорисовал, он может спрятать картину в мастерской и никому не показывать. А тут стоит громада у всех на глазах, а люди говорят: что же ты, Арэг Саркисович, не додумал?..»
При этом архитектор в шутку называет себя «армянином сибирского розлива», но ощущает человеком мира. «Для меня высшее преступление - делить людей по национальному признаку. Достоинства разных национальностей для меня - поклонение, я художник, мне не интересно, когда все на одно лицо».