Примерное время чтения: 8 минут
538

Масло на брезенте. Как картина Вагнера попала в сельский музей в Сибири

«АиФ на Енисее» №9 (2310) 25/02/2025

В центре большого посёлка Мотыгино, расположенного на севере Красноярского края, высится добротный деревянный сруб. Почерневшая от времени древесина, роскошные резные ставни, фантазийный мезонин под крышей напоминают о старине. Этот купеческий дом, памятник деревянного зодчества конца XIX века, хранит прошлое не только посёлка, но и всего района. И со­временность здесь нередкий гость: приезжают передвижные гостевые выставки из столицы региона, проходят творческие встречи с художниками и писателями.

Но главное богатство хранится в кладовых и экспозициях, где собрано в общей сложности около 9 тыс. раритетов и предметов быта ангарцев, переселенцев, местных знаменитостей и простых селян. С историческим прошлым сибирской деревни знакомят директор районного краеведческого музея Ирина Лебедева и главный хранитель фондов Галина Бурковская.

Безлапотники

«Музей хранит и изучает памятники истории и культуры Нижнего Приангарья, – рассказывает Ирина Лебедева. – Один из наших основных разделов так и называется – "Ангарская изба".

Здесь собраны предметы местного быта и создаётся цельный рассказ об укладе жизни крестьян. Это и маслобойки, и рубель – старинный прибор, похожий на деревянную тёрку, который использовался для глажки, утюги, коромысла.

Орудия труда рассказывают о том, как жили на берегах Ангары в старину: не только занимались лесозаготовкой, распашкой огородов, собирательством даров сибирской тайги, но в первую очередь жили охотой и рыбалкой. Здесь собрана целая коллекция неводов, серпов и совков для сбора ягод. А ягод здесь всегда было полно: самая целебная – брусника. Заготавливали и другие варенья-коренья.

Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Интересно, что у кого чис­ленность рода была больше, те семьи оказывались более зажиточными. Потому что многодетным легче было возделывать участки, раскорчёвывать деляны, вести хозяйство, – уточнят директор музея. – Но в целом все жили примерно одинаково. Социального расслоения не было. Здесь не было, к примеру, лаптей, в отличие от Центральной России, откуда родом было большинство переселенцев в наши северные широты. И не только потому, что не было лыка для лаптей, которое обдирают с липы (это дерево здесь не растёт), но и из-за практичности и сурового климата. Ходили в более долговечных чирках – ловких сапожках. Это традиционная кожаная обувь русских старожилов с голенем-опушнем и оборками».

Первые поселения-остроги

До прихода русских эта территория была заселена тунгусскими поселенцами – предками современных эвенков. Кочевники охотились, рыбачили, разводили оленей. В начале XVII века на Ангаре возник­ли первые поселения-остроги. Служилые люди осваивали новые земли в Приангарье, с ними ехали и крестьяне, которые оседали на этих землях, пригодных для земледелия и скотоводства. Нередки были браки между эвенкийскими женщинами и русскими мужчинами.

Купеческий дом — памятник деревянного зодчества конца  XIX века.
Купеческий дом — памятник деревянного зодчества конца XIX века. Фото: мотыгинский краеведческий музей

В Мотыгинском районе было много деревень – Татарка, Кулаково, Подкаменная, Кондаки, Сметанино, Рыбное, Мотыгино, Денисово, Пашино, Зайцево, Бык, Верхотурово, Потоскуй, Кукуй, Пандиди, Погорюй. Так возникла своеобразная самобытная группа населения – ангарцы. Именно эти племена вызывают особый интерес.

По словам Галины Бурковской, местная культура формировалась под влиянием и коренных жителей, и приезжих, которые освоились на Севере благодаря «золотой лихорадке» в 1860-х годах. «Коренные жители, ангарцы, были низкорослы, темноволосы, – рассказывает хранитель музея. – Их было на берегах Ангары мало, но они уникальны».

Они были отрезаны от мира тайгой и создали похожий на другие регионы уклад жизни, развивали ремёсла. Например, строили дома без единого гвоз­дя, изготавливали сельхозинвентарь, выделывали шкуры.

Интересно, что и язык их был своеобычным. Например, ангарцы не говорили «сходить», а чаще употребляли более «быстрые» глаголы: «сбегать на охоту», «наткать», «порыбачить». Всё живо! Этой редкой субкультуре в музее посвящён отдельный раздел. 

Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Живые полотна

Из более современных экспонатов музейные хранители выделяют одну картину. Она написана маслом… на сшитом из двух кусков брезента полотне! В музей необычное полотно без названия принёс местный житель. На брезенте написана маслом красивая девушка на высоком берегу Ангары на фоне парохода. Понятно было только одно: она написана мастером и датирована примерно серединой 1940-х годов.

Но загадка создания брезентовой картины была раскрыта. Её автором оказался известный художник, учёный и философ Георгий Карлович Вагнер. Попал он в ссылку в Мотыгино в смутные 1930-е, причём второй раз уже в 1949 году. Потомок немецкого композитора Рихарда Вагнера (по линии отца) и русского мореплавателя Головина (по линии матери) был обвинён, когда пытался защитить от сноса московскую Сухаревскую башню, будучи студентом Рязанского художественного училища. Ссылка закончилась для него после шестнадцати лет лагерей, в 1956 году.

А как родилась картина, ставшая жемчужиной музейной коллекции? В 1946 году ссыльный художник случайно увидел на берегу Ангары местную девушку. Та ему так понравилась, что он захотел её изобразить. Но она оказалась строгих правил, была помолвлена с другим парнем и наотрез отказалась. Вагнер написал её по памяти и подарил брезентовую картину красавице. А уже её потомки преподнесли полотно в дар землякам. И до сих пор дальние родственники Вагнера из разных регионов России и других стран приезжают в Мотыгино, чтобы сфотографироваться на фоне раритета.

Дом с мезонином

В музее собраны и другие редкости: старинные церковные книги, утварь из Петербурга и даже парижские журналы мод. Все они доходили до Сибири вместе с переселенцами.

Фото: мотыгинский краеведческий музей

Особая звезда музея – старинный латунный самовар, он ещё и рекордсмен по наградам. Кипятильный прибор нашли местные школьники-краеведы в 1968 году. Как выяснилось, история самовара сама по себе необычна. Его изготовили на рубеже XVIII–XIX веков на фабрике богатого самоварщика, кустаря-медника Василия Помыткина, в Пермском крае. На латунном красавце, дожившем в целости и сохранности до наших дней, стоит 13 клейм о наградах международных конкурсов промышленной и дизайнерской красоты того времени. Среди них Всероссийская промышленная выставка 1896 года, Парижская выставка 1900 года, Петербургская и Нижегородская выставки начала XX века. А ещё его украшает почётная гравировка «Первый сорт».

Кроме привезённых издалека сокровищ, Мотыгинский район может похвастаться и своими, природными. В районе добывается множество ценных горных пород. Считается, что местные недра хранят всю таблицу Менделеева. И этому посвящена большая экспозиция минералов и образцов полезных ископаемых. Это и бокситы, которыми богата местная земля, и свинец, и цинк. Но вот золота, главной кладовой которого в крае служит весь район, нет. В музее просто невозможно его хранение.

А главной ценностью являются люди. Их много: и те, кто прославил район, и те, кто создавал музей, и те, кто до сих пор добровольно пополняет его коллекцию. Работают в этом музее всего шесть сотрудников. Они любят свой район и бережно хранят его историю.

Прочитать о послеке Мотыгино можно здесь.

Кстати
Музей в Мотыгино основан энтузиастами. Идея создания первой коллекции родилась в 1964 году. Статус «краеведческий» культурное учреждение получило в 1990 году. Ещё через два года к нему добавилось звание «Народный музей». Само здание сохранилось от купца Фадея Гарцевича, это важная историческая достопримечательность. Дом срублен, как говорили в Сибири, в «обло»: когда снизу, вдоль вышележащего бревна, вырубается полукруглая чаша по диаметру нижнего бревна. Такая рубка называлась «сибирской чашей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах