Приенисейскому краю не выпало такой жаркой боевой истории покорения, как его соседке, Западной Сибири. Пришедшие сюда русские застали разрозненные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться первопроходцам, «АиФ-Красноярск» рассказал известный краевед.
По следу первопроходцев
«Настоящим героем покорения Енисейского края стал промышленный люд, пришедший сюда раньше всех за пушниной, - рассказывает старший научный сотрудник Михаил Баташёв. - Казаки в Сибири были служилым сословием, и их появление обозначало приход на эти земли государственной власти. Пожалуй, единственный случай в истории, когда самоуправством казаков были покорены значительные территории, стало основание Албазинского уезда. А первыми в нашем крае были промышленники. Даты основания сибирских городов: Мангазея - 1601 г., Енисейск -1619 г., Красноярск - 1628 г. - подсказывают, что продвижение служилых людей шло по уже проложенным следам. И на месте будущих городов уже были либо станки, либо склады, либо зимовье первопроходцев».
Первые встречи с инородцами в Красноярском крае проходили по одному сценарию и не вызывали больших кровопролитий. Численность населения была не та, чтобы оказывать сопротивление внезапно появившемуся отряду в 200-300 человек, да ещё и с огненным боем. Чаще всего столкновение если и было, то ограничивалось изоляцией наиболее буйных из местных. Как считает учёный, единственным племенем, которое попыталось оказать хоть какое-то сопротивление, стали нижнеангарские тунгусы (эвенки). Соседствуя на юге с воинственными кыргызскими княжествами, а на востоке - с бурятскими военно-потестарными объединениями, тунгусы обладали большей организованностью по сравнению с другими сибирцами и, вероятно, воинственностью. Поэтому были и боевые столкновения. Тунгусы угрожали Енисейску. И даже писали русским воеводам, что пойдут до Кетского острога и тамошние остяки будут платить им дань. Сила тунгусов не была мифом и сохранила себя даже в географических названиях - реки Тасеева и Иркинеева не что иное, как подправленные имена военных вождей. Кстати, в 1621 году князья Ялир, Иркиней и Тасей первыми согласились добровольно платить ясак. Но уже через три года тунгусы Тасея напали на сборщика ясака, пятидесятника Савина, в то время, когда он с казаками ловил рыбу на реке Бирья (позже названной Тасеева). Погибли несколько казаков, а Савина загнали в избушку, где он отсиживался в течение шести дней.
Ясак, аманаты и пушнина
Сами по себе сибирские земли не представляли особенной ценности. И даже водившийся в округе соболь ещё не делал приобретённый край драгоценным. Без охотника-добытчика Сибирь оставалась пустыней, набитой золотом, которое некому собирать. Потому для регулярного сбора ясака (пушного налога) важно было удержать коренное население на земле. Одним из лучших способов считался привитый ещё монголами метод взятия аманатов (заложников). Для этой цели предпочитали старших сыновей влиятельных в племени людей. Поскольку содержание в остроге мало отличалось от тюремного, смертность среди аманатов была довольно высокой. Тем не менее, пока оставалась надежда, что наследник жив, ясак собирался регулярно и в полном объёме. «Объясачивание» (ему подлежали только мужчины) являлось важнейшей обязанностью и заслугой. От числа ясачного населения зависело и жалованье. Известны случаи, когда красноярские казаки ходили походами в Иркутский уезд ради ясачных плательщиков. За увеличение количества налогоплательщиков красноярцев награждал государь, после чего иркутяне шли отбивать население спорных территорий к себе.
«Злоупотребления при сборе пушного налога были почти нормой, жалобы на них шли в Москву белому царю и в итоге привели к тому, что без решения Боярской думы и государя смертную казнь в Сибири применять запрещалось, - резюмирует Михаил Семёнович. - Ничего подобного не было при покорении западных территорий США, даже через 300 лет».
При этом государство очень строго относилось к взиманию ясака. Воеводам строго-настрого поручалось изыскивать «пути промышленные и людей с мягкой рухлядью». При поимке промысловика у него немедленно следовало изъять 10% собранных мехов. Не отсюда ли пошёл сибирский обычай обходить пути привычные многокилометровыми крюками?
Век пограничной крепости
Продвижение русских на юг оборачивалось всё более жестокими столкновениями с кыргызскими племенами. До конца XVII века русские деревни и пашни так и не смогли продвинуться южнее устья Маны. Сам Красноярск неоднократно подвергался осадам. Ещё в середине XVII века (1665 год) кыргызский князь Иренек передавал красноярскому воеводе через посла:
«На Красном Яру скажи воеводе, чтобы с качинцев, и с аринцев, и с канских, и со землиц и улусов на Сенгу (джунгарского правителя) ясак велел давать, а будет ясаку не велит воевода дать, и я буду с калмыки, и с кыргызы, и с тубинцы, и с алтырцы под Красноярской острог и уезд с воинскими людьми войною».
Предупреждение было серьёзной угрозой. Иренек располагал примерно тысячью конных воинов. С учётом, что острог основали 300 казаков, соотношение сил уже 1 к 3. А надо было держать гарнизоны в окрестных острожках - хоть по 10 человек, а надо. Потому весь век Красноярск был не административным центром, а, скорее, пограничной крепостью. Долгое время лишь небольшие укрепления - острожки охраняли дальние подступы к Красноярскому острогу. С запада в 1641 году поставили Ачинский острог, вероятно, около современного села Сереж. В 1682 году этот острог был перенесён на место современного Ачинска. С востока в 1618 году построили Канский острог (на месте нынешнего села Комарово). В 1626 году острог также перенесли на место современного Канска. В 1645 году воздвигнут острог Караульный (теперь в зоне затопления Красноярского водохранилища). Гарнизоны этих укреплений состояли из ежегодно сменяемых казаков-годовалыциков. И лишь к концу XVII века основная территория Приенисейского края была присоединена к России. Однако вооружённое сопротивление енисейских кыргызов прекратилось лишь в начале XVIII века.