Ежегодно в мире от рака умирает 7 млн человек, из них более 300 тыс. в России, в Красноярском крае - 6 тыс. Онкология стоит на втором месте среди причин смертности в нашем регионе. По сложности и важности для человечества проблема рака не знает аналогов. А потому качество и доступность помощи онкобольным зависит от того, насколько эффективна будет стратегия, которую может предложить сегодня медицинская система обществу, - считает Вадим ЯНИН, министр здравоохранения края.
Три звена в борьбе
Ольга Лобзина, «АиФ на Енисее»: - Вадим Николаевич, на прошлой неделе состоялось долгожданное событие - открытие краевого онкоцентра. Запустили пока три новых корпуса. Реконструкция диспансера началась в 2011 году и стоила краевому бюджету 8 млрд рублей. Нет претензий к строителям? И когда введут в строй остальные объекты?
Реконструкция действующего центра проходит в три этапа и предполагает создание единого комплекса зданий и сооружений: стационарные отделения круглосуточного пребывания больных на 460 коек, дневные стационары, пансионат на 100 мест и поликлиника на 650 посещений в смену. Общая стоимость проекта - более 12 млрд руб. Весь комплекс мы должны запустить в 2017 году.
Строительство этого жизненно важного для региона объекта находилось под пристальным вниманием краевых властей. В день открытия онкоцентра губернатор края Лев Кузнецов провёл большое совещание с главными врачами районных и городских больниц по развитию онкологической службы в крае, где обсуждалось создание единой онкологической службы на территории края. Ведь только работающие вместе три звена - профилактика, оперативная диагностика и правильная тактика лечения заболеваний - должны помочь врачам и пациентам в победе над болезнью. По аналогичному принципу сегодня организована система перинатального мониторинга беременных со всего края, которая уже показала свою эффективность.
- По прогнозам ВОЗ, к 2015 году смертность от онкологических заболеваний в мире достигнет 84 млн человек. Страшные цифры...
- Не сочтите за цинизм, но жизнь - это существование белкового тела, которое заканчивается его смертью. Таков закон природы. Умирают люди от болезней, а не от старости. Но смерть возникает по определённым причинам: будь то сердечно-сосудистая недостаточность, инфаркт миокарда, онкологические заболевания, пневмония или любая другая инфекционная патология… Когда появляются проблемы в биологии клеток - они начинают стареть. При делении дают сбой, который приводит в том числе и к возникновению рака. И чем старше население, тем больше рост новообразований, которые при длительном развитии дают большую смертность от онкологии.
Задача современной медицины - по возможности продлить жизнь и сделать её качественной. Люди в развитых странах живут всё дольше и дольше. И доля медицины в этом чрезвычайно высока.
Что влияет на здоровье?
- Понятно, что за долгую жизнь мы много болячек приобретаем, а многочисленные стрессы провоцируют развитие раковых клеток. Но в числе онкобольных есть и молодые люди. Какие факторы больше влияют на состояние здоровья? И какое место занимает в этом экология?
- Структура смертности в последние годы не меняется: на первом месте - болезни системы кровообращения (41,1%), на втором - рак (15,4%), на третьем - внешние причины (10,7%). Новообразования могут появиться в любом возрасте, однако около 80% онкобольных старше 50 лет. Максимум заболеваемости приходится на 65 лет. Каковы причины? Неправильный образ жизни, вредные привычки, избыточный вес, курение, генетическая предрасположенность и т. д. Вопреки устоявшемуся мнению загрязнение атмосферы приводит всего лишь к 1-4% всех раковых заболеваний. 22% - смерть от рака лёгких. Из них 70% связано с курением. А диагностика этого вида очень сложна, как правило, выявляется в запущенных стадиях. На втором месте - рак желудка и молочной железы. Ряд инфекционных заболеваний - гепатит В, С, вирус папилломы тоже приводят к онкологическим заболеваниям. Сам по себе рак - это многогранная болезнь, которая не вызывается одним универсальным агентом, их много. И всё это нужно учитывать в антираковой стратегии.
- И в чём она заключается?
Отложенная операция
- Вы говорите о первичном осмотре на уровне поликлиник. Тогда каковы задачи у центра?
- При выявленном раке по возможности оказать радикальную помощь, которая приведёт к стабилизации состояния и качественной жизни. А новый диспансер - это современный центр с высокотехнологичным оборудованием и квалифицированным персоналом. Есть возможность оперировать менее травматично, назначать более эффективные лекарственные препараты, делать радиотерапию так, чтобы не облучать другие органы.
В 2013 году умерло 5 830 онкобольных. Причём 80% из них - в трудоспособном возрасте. Поэтому задача первичного звена - увеличить выявляемость рака 1-й и 2-й стадии. Когда мы совершенно точно говорим: не надо бояться этой болезни, она лечится. Но и на больных с 3-й и 4-й степенью нельзя ставить крест, тем более новые технологии дают шанс.
- Наши читатели часто жалуются, что им приходится месяцами ждать очереди на операцию и химиотерапию. С расширением возможностей онкоцентра удастся решить эту проблему?
Донорство - не криминал
- Не могу не спросить про детскую онкологию, которая по смертности тоже идёт на втором месте. Имея такие технологии и уровень здравоохранения, что надо сделать для того, чтобы мамы больных раком детей не собирали миллионы для лечения за границей, а спасти их могли на родине?
- Действительно, пока в России мы не можем предоставить все возможности для излечения. Но надо делать какие-то шаги, чтобы ситуация стала другой. В 2013 году в крае умерло 860 детей. На первом месте стоят внешние причины (убийства, утопления, автокатастрофы - и чаще всего в этом виноваты взрослые). На втором - онкология: ежегодно от рака умирает около 30 детей. В основном это лейкозы, но бывают и опухоли. Чем моложе организм (у детей иммунная система по-другому устроена), тем быстрее протекает болезнь.
Ряд технологий в России, например детское донорство, практически не развиты, только первые шаги делаем. В нашей стране пересадка сердца ещё как триумф медицины воспринимается, хотя за рубежом это входит в тиражирование и решены законодательные вопросы.
- Наше общество любое донорство воспринимает как криминал...
- Это неправильно. Когда нельзя подавить росток клетки, вызывающий лейкоз, мы можем его убить, а на его место пересадить другой. Он даст новый клон клеток, которые не будут убивать организм. Пересадка костного мозга - это не операция с разрезами. Это набор биологической массы, которая вводится внутривенно. Если донором не может стать родственник, приходится обращаться в европейские и международные организации. Услуга - не безвозмездная. Потом - наши возможности радиотерапии не всегда равноценны тому, что можно подобрать в западных странах. Это касается протонной терапии, которую мы сейчас вместе с федеральным металлургическим агентством рассматриваем для развития в Красноярске. Частицы протона - тоже вид лучевой радиотерапии - позволяют детские опухоли лечить. В России пока таких центров нет. Только в качестве экспериментальной площадки терапия в Обнинске.
Ещё один момент в зарубежном лечении - то, что там появляются инновационные препараты, которые проходят стадии экспериментальной апробации, либо уже прошли, но ещё не разрешены в России.
Тем не менее большую часть наших маленьких пациентов можно лечить в России. Просто степень доверия нашего общества к медицине, к сожалению, невелика. Есть объективные и субъективные причины такого отношения. И не всегда врачи виноваты. В начале 2000-х я был главврачом больницы - заведующая гематологии увольнялась каждый раз, когда в отделении умирал ребёнок. Такое пережить сложно, там работают мужественные люди. К смерти нельзя привыкнуть, чтобы там ни говорили про медиков.
- Но и за границей иногда за деньги берут безнадёжных больных, зная, что не спасут. А люди распродают всё, нередко остаются без квартир…
- Для большинства стран это бизнес, который приносит немалые доходы, как бы цинично это ни звучало. Порой обещаний больше, чем возможностей. А родителей понять можно, они цепляются за любой шанс... Конечно, случаются чудеса. Но очень часто пишут об единичных случаях, когда вылечили, и не пишут, сколько умерло, отдав огромные деньги. Такой статистики никто не ведёт.
Курящих - увольнять
- Последнее ваше заявление о том, что будете увольнять курящих главных врачей, вызвало активное обсуждение в сетях. Не боитесь вызвать на себя гнев своих коллег?
- Не боюсь. Хотя эти слова принадлежат не мне. Это была реплика одного уважаемого доктора на совещании, посвященном проблемам онкологии в крае. Но СМИ приписали авторство мне. Хотя я действительно считаю, что главврач не должен курить. А таких - подавляющее большинство. Но есть несколько человек, которые не могут расстаться с пагубной привычкой. Ну как врач может говорить о здоровом образе жизни, если он сам курит или пьёт?
В группе риска
По данным краевого Минздрава, в настоящее время на учёте состоит около 50 тыс. онкобольных. В 2013 году умерло 5 830 человек. Среди причин смерти наиболее частыми называют рак:
- лёгких - 13,2%,
- кожи и слизистых - 13%,
- молочной железы - 12%,
- толстой кишки - 10,3%,
- простаты - 6,7%,
- желудка - 6,4%.
Проблемные территории
Средний уровень выявления в Красноярском крае онкозаболеваний в запущенной стадии составляет 26,6%. Наиболее проблемные территории, где на протяжении последних 5 лет уровень запущенности остаётся значительно выше, чем в краевом центре:
- Ирбейский р-н - 42,4%
- Бородино - 39,0 %
- Ужурский р-н - 38,9%
- Дзержинский р-н - 37,7%
- Абанский р-н - 37,5 %
- Идринский р-н - 37,0%
- Боготольский р-н - 36,8%
- Балахтинский р-н - 36,4 %
- Шарыповский р-н - 35,9%
- Казачинский р-н - 35,9%
- Назаровский р-н - 33,9%
- Тюхтетский р-н - 33,3%
- Иланский - 32,9%
- Курагинский р-н - 31,9%
- Емельяновский р-н - 31,7%
- Шушенский р-н - 30,6 %