У него в трудовой книжке только одно место работы. «Сюда я пришёл сразу после института. Мне нравится этот ритм жизни, неизвестность, новые люди и новые задачи, которые пред тобой ставит профессия», - рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск» главный врач Красноярской станции скорой медицинской помощи Сергей Скрипкин.
В этом году красноярская скорая отмечает 100 лет со дня основания. Сергей Анатольевич работает здесь 30 лет, из которых 19 - в должности руководителя.
Жизнь или бахилы?
Корреспондент «АиФ-Красноярск»: Сергей Анатольевич, когда у людей что-то случается, в первую очередь звонят в скорую. И бывают случаи, когда больные и их родственники жалуются на вашу работу. Чем чаще всего недовольны пациенты?

Сергей Скрипкин: Конечно, это время приезда бригады. Считают, что она должна быть по адресу через 20 минут. Но многие забывают, что оказание помощи делится на экстренное и неотложное. 20 минут - регламент для экстренных вызовов, где есть угроза здоровью (инфаркты, инсульты, аварии, отравления, роды и другое). Ко всем остальным бригада отправится, только когда не будет срочных вызовов. В среднем в сутки зимой и в межсезонье скорую вызывают 1,5 тыс. раз, сейчас - 1,25 тыс., из них 30% - экстренные вызовы. Стоит отметить, что жалоб на них ни по времени, ни по оказанию помощи нет. Зато с каждым годом растёт число тех, кто вызывает медиков только потому, что не может попасть в поликлинику, сдать анализы, вовремя продлить рецепт, принять лекарство.
Всё чаще люди считают, что скорая - это сервисная услуга, требуют надеть бахилы или разуться, соблюдать другие гигиенические процедуры, которые не входят в нашу инструкцию. Но если человек вызывает скорую, значит, ему нужна срочная помощь, и разве тут будешь думать о полах и коврах? Люди стали непримиримы друг к другу, менее доброжелательны, угрожают письмами президенту. Не хочу учить людей, как правильно жить, но человеческого отношения к тому, кто по долгу своей службы оказывает помощь, тоже никто не отменял. И врач, когда он спокоен, быстрее поставит правильный диагноз, чем тот, на которого высыпали гору претензий.
«Зачем привёз?»
- Работа на скорой нервная, вы постоянно в дороге и ожидании нового вызова. Какими качествами должен обладать врач?
- Когда к нам приходят на практику будущие фельдшера, для них эта профессия еще имеет романтический налёт. Мы стараемся развеять это представление и сразу же отправляем их на суточное дежурство. Выдерживает не каждый. Человек привык ночами спать. Здесь приехал с вызова в час ночи, только приляжешь отдохнуть - опять поднимают. Нужно обладать таким характером, чтобы тебе нравилось быть в напряжении, движении, уметь восстанавливаться после смены. Более того, нужно быть готовым к любой ситуации: ты же не знаешь, в какую квартиру, к какому человеку попадёшь. Есть агрессивные люди, паникёры, и надо везде быть спокойным и делать свою работу.
Есть на одном участке бабуля с аритмией сердца, к ней всегда выезжала одна и та же бригада, чтобы снять приступ, она их в благодарность пирожками угощала. И вдруг от неё жалоба, потому что приехала другая бригада, которая молча оказала помощь, а от угощения отказалась, а она так старалась. То есть иногда пациентам не столько помощь нужна, сколько внимание.
Кроме того, важно, чтобы фельдшер скорой обладал особым умом, даже не умом, а профессиональным чутьём. При осмотре пациента кажется, что особых причин к госпитализации нет, но что-то скребёт на душе. Везёшь в стационар, а диагностика показывает: действительно, интуиция не подвела.
- А если нет, как реагируют ваши коллеги в больницах, куда вы привозите пациента? Часто приходится слышать недовольство?
- Наши фельдшера сталкиваются с непониманием коллег в стационарах, мол, находим что-то серьёзное в 40-80% случаев - в зависимости от заболевания. Но я считаю, что лучше убедиться, что всё в порядке, и отпустить, чем не привезти, а человеку станет хуже.
Есть мнение, что те, кто работает на скорой, знают меньше тех, кто сидит в стационарах. Конечно, у них есть диагностика, а у нас, кроме тонометра, фонендоскопа и кардиографа, ничего. При этом фельдшер со средним медицинским образованием обязан поставить предварительный и желательно правильный диагноз.
Фельдшер с дубинкой
- В последнее время медики скорой нередко подвергаются нападениям во время вызова. Может, уже пора дать врачам электрошокеры или газовые баллончики, оснастить машины тревожными кнопками?
- Нападения на врачей были и раньше. Только в последние годы благодаря информационному прогрессу новости об этом появляются в Сети чаще и распространяются быстрее. Пациенты стали более «грамотными», начитавшись в Интернете, ставят себе диагнозы и знают, как лечить. Если это не совпадает с мнением врача, возникает конфликт. Такое, как правило, случается у людей в алкогольном или наркотическом опьянении, а также у психически больных. Последний случай, когда реанимационная бригада из трёх человек ехала на вызов, где порезали человека. Бригада летит с сиреной и мигалкой… По приезде туда нашего фельдшера избивают женщины из пьяной компании - черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, разрыв барабанной перепонки… Наверное, средство защиты могло бы помочь, но… Тогда мы были бы не скорой помощью. Фельдшер едет спасать людей, а не защищаться от них. Представьте, заходит медработник с чемоданчиком для спасения в бронежилете, шлеме, с дубинкой и электрошокером… Не для этого нас вызывают. Это в обществе должно меняться отношение друг к другу. Даже на войне и в 90-е годы криминальные авторитеты во время разборок не трогали медработника, который пришёл, чтобы спасти человека.
Помню случай, когда я сам ещё на скорой работал: мужчина на правом берегу взял заложников и отстреливался с балкона второго этажа. Милиция пыталась его изолировать, одного из них он ранил. Приехала скорая, и он дал медикам вынести раненого. Сейчас такого понимания нет, и некоторые ведут себя по-хамски, считая скорую прислугой…
100 лет отмечает красноярская скорая в 2018 году. Фото: Красноярская станция "Скорой помощи"
- В последнее время медицинским работникам повышают зарплату, говорят, даже выше средней по краю. Насколько ваш труд соответствует сегодняшнему уровню зарплаты?
- Врач скорой в среднем получает 75,4 тыс., в апреле максимальная зарплата была 122 тыс. Естественно, если работать не на одну ставку. У фельдшеров средняя зарплата - 43 тыс. рублей. Когда нам сказали, что с октября 2017 года она вырастет в полтора раза, честно сказать, не верили. Фельдшера, которые приходили два года назад на ставку, получали 17 тыс. - сейчас тот же специалист получает за те же часы до 27 тыс. Три года отработал - надбавка 30%, 5 лет - 55%, 7 лет - 80%. Мы их называем «колёсными». Плюс категории, которые сказываются на зарплате. Молодых специалистов в нашем крае тоже не обижают, они получают 50% к окладу - это компенсирует отсутствие категории и опыта. Поэтому в последнее время хоть и есть дефицит кадров, но в профессии остаются самые преданные, которые любят свою работу, уверены в ней и сделают всё, чтобы помощь, которую они оказывают больным, была более качественной.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть