Примерное время чтения: 8 минут
227

Кто за язык тянул. Что делать, если у ребенка проблемы с речью?

«АиФ на Енисее» №13 (2158) 30/03/2022
Решить проблемы нарушения речи у ребёнка желательно до школы.
Решить проблемы нарушения речи у ребёнка желательно до школы. www.globallookpress.com

Когда дети должны произносить первые слова? Что будет, если вовремя не решить проблемы с нарушением речи у ребёнка? Почему не нужно бояться отдавать малышей в специализированные группы в детских садах? На эти и другие вопросы ответила учитель-логопед Зоя Арефьева.

Где границы?

Татьяна Бахтигозина: Зоя Анатольевна, есть же определённые возрастные границы, когда ребёнок должен заговорить?

Фото: Из личного архива/ Зоя Арефьева

Зоя Арефьева: Конечно, есть нормы. Правда, их сейчас пытаются изменить. Но признанные логопеды такие новшества не разделяют. К году у ребёнка должны появиться первые слова, к полутора он должен пытаться объединять эти слова в фразы, которые могут быть короткими – например, «мама, бух». Сочетание слова и жеста на этом этапе развития тоже можно считать фразой.

К трём годам ребёнок должен говорить так, чтобы мог выразить свои потребности – без использования жестов его должны понимать окружающие, не только мама и папа. С трёх до четырёх лет у него идёт процесс становления звукопроизношения, то есть допустимо, что не все звуки малыш произносит правильно. К четырём годам должны сформироваться свистящие звуки и мягкий «ль». Нижняя граница для шипящих – 4,5 года. К пяти годам ждём твёрдый «л». «Р» тоже ждём, но если ребёнок только один этот звук не произносит совсем или заменяет его на «л», то и до шести лет можно подождать.

Конечно, немного границы нормы плавают. Но искажение звука: прокладывание языка между зубами, раздувание щёк, горловой вариант «р» – это не норма в любом возрасте. И ещё – не надо слушать истории о детях, молчавших до пяти лет, а потом ставших академиками. Ребёнок, не заговоривший к шести-семи годам, скорее всего, так и будет молчать. Это уже не только про речевые нарушения.

– Когда ребёнка нужно вести к логопеду?

– Если малыш родился с патологией, наблюдается у невролога, если не начал вовремя переворачиваться, поднима­ться, если у него снижен слух или есть ещё какие-то проблемы, то можно и до года на консультацию к логопеду прийти. Конечно, таких специалистов немного, но при серьёзной проблеме их нужно искать. Пусть это ещё не занятия, а просто консультация, обучение мамы, например, поддерживать и развивать у ребёнка лепет.

Если родителям кажется, что всё хорошо, всё равно в три года ребёнка к специалисту нужно привести обязательно. Обычно в этом возрасте дети проходят комиссию в детский сад. Если окажется, что малышу требуется помощь логопеда в условиях речевой группы (а обычно туда попадают в четыре-пять лет), будет время спокойно пройти комиссию и встать в очередь. Шансов на своевременную коррекцию в этом случае гораздо больше.

Не сделать аутсайдером

– Не все мамы признают, что у ребёнка есть проблемы с речью. Кто-то боится отдавать его в такую группу, мол, это клеймо. Часто приходится сталкиваться с родительским сопротивлением?

– Очень часто. Я двадцать лет проработала на логопедическом пункте в обычном детском саду, и мне приходилось родителей с детьми отправлять на комиссию, которая даёт заключение о развитии ребёнка. Всегда говорю, что бояться этого не нужно.

Чем раньше начать коррекцию, тем больше шансов, что ребёнок пойдёт в школу с чистой, грамотной речью и сможет без проблем обучаться по общеобразовательной программе.

Речевые группы в детсадах – это способ сэкономить ваши нервы и деньги. Здесь меньшее количество детей, опытные воспитатели, бесплатные логопед и психолог, хорошая подготовка к школе. И те родители, у которых старшие дети посещали речевую группу, потом всеми правдами и неправдами стараются отправить туда младших, даже если у них нет показаний, потому что они уже видели результат.

Ребёнок с нарушениями речи в обычной группе может оказаться в аутсайдерах, потому что стихи на утреннике дадут тому, кто говорит чисто и красиво. В первую линию поставят танцевать того, у кого нет проблем с координацией. В речевой группе есть правило: во время утренника стихотворение должен прочитать каждый ребёнок. То есть он уже чувствует себя более успешным, окрылённым, у него есть возможность выразить себя.

– Но если всё-таки родители спохватились только в школе, есть возможность исправить ситуацию?

– В школе мы уже будем решать проблемы не с устной, а с письменной речью. Догнать чаще всего можно, но это требует огромной работы и от самого ребёнка, и от родителей. В плане школьного обучения можно обратиться к дефектологу, если он есть в школе, или к логопеду. Если нет логопедической проблемы, то специалист так и скажет: извините, просто правила не доучили. Консультацию можно получить и в центрах диагностики и консультирования (в каждом районе они есть).

В организме человека всё взаимосвязано. Речь как функция, по сути, вторична. Дыхание, язык, зубы нам были даны для биологической жизни. Речь надстроилась сверху. Поэтому ни одна проблема с ней не может не отразиться на здоровье. Точнее, речевое нарушение – это сигнал, что в организме что-то идёт не так, как должно. А значит, надо идти и разбираться. Грамотные логопеды часто отправляют на консультации к врачам – отоларингологу, сурдологу, неврологу, ортодонту, психиатру. Да, мы, педагоги, занимаемся воспитанием правильной речи, но вот такой комплексный подход с привлечением медицины очень помогает в нашей работе.

– Есть ли для речевиков особенные рекомендации по дополнительному образованию: какие виды спорта лучше, а может, танцы или музыка?

– Часто речевая патология – это нарушение иннервации (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой. – Прим. автора), отсюда проблемы с координацией и моторным планированием. Эти проблемы есть у 80% детей с нарушениями речи. И здесь хороши те виды спорта, в которых присутствуют двигательные связки, чёткая последовательность движений. Прекрасно работают народные танцы, где есть чёткая ритмизация. Хороши карате и ушу с их концентрацией на каких-то философских вещах, а не только на боевых приёмах. Для развития речевого выдоха хорошо плавание, для развития межполушарного взаимодействия – скалолазание. В принципе, любое направление спорта на пользу.

Помимо спорта, танцев помогает игра на музыкальных инструментах, особенно на духовых. Она работает и на дыхание, и на ритм, и на слуховое восприятие. У меня есть знакомая семья, в которой трое детей, и все обучались игре на флейте по совету логопеда. Действительно, речевые проблемы у них уходили быстрее.

Говорите медленно

– Что делать, если ребёнок внезапно начал заикаться?

– Заикание – очень сложная тема. И специалистов, которые решают эту проблему, в нашем городе очень мало.

Причин заикания много. Это может быть предрасположенность нервной системы, которая склонна к таким реакциям на стресс. Причём он может быть как отрицательным (испугался собаки, отругал взрослый, что-то упало рядом и прочее), так и положительным. Так, дети могут начать заикаться после насыщенного эмоциями и новыми впечатлениями отдыха – аттракционы, аквапарки, аниматоры и т. п. Стресс, конечно, может накап­ливаться – если есть проблемы в отношениях между родителями, например. Бывает, когда дети только начинают говорить, им хочется сказать так много, а артикуляционный аппарат ещё не успевает – возникают речевые запинки. Это ещё не заикание, но малыш в группе риска.

Первая рекомендация при внезапном возникновении заикания – оставьте ребёнка на неделю дома, забудьте про детский сад, дополнительное образование, уберите все гаджеты, выключите телевизор. И старайтесь сами говорить мало, тихо и очень медленно. Дети же подстраиваются под взрослых (особенно дошкольники, а заикание, как правило, проявляется в младшем возрасте). Если на работе аврал, отправьте к бабушке, попросите, чтобы соблюдали эти рекомендации. Но этот вариант сработает только в том случае, если с бабушкой у малыша доверительные отношения и такие поездки для него обычное дело. Сами параллельно ищите специалистов – логопеда и невролога. При соблюдении охранительного режима в течение пары недель проблема может уйти. Если нет – заикание переходит в хроническую форму, и с ним бороться становится сложнее.

Досье
Зоя АРЕФЬЕВА. Родилась в 1977 году в Красноярске. Детство провела в с. Атаманово. Окончила КГПУ им. Астафьева. Учитель-логопед детского сада № 257. Победитель городского конкурса профессионального мастерства специалистов сопровождения образовательного процесса – 2022 в номинации «Учитель-дефектолог». Есть дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах