Всё чаще в сводках МВД и ФСБ в качестве подозреваемых мелькают подростки. Они хватаются за оружие, «минируют» школы, избивают, издеваются, попадают в зависимость... Почему трудный возраст в наше время становится ещё и опасным? Как родители могут помочь своему ребёнку без потрясений пережить этот период? Чем нынешнее поколение отличается от предыдущих? На эти и другие вопросы ответила психолог Наталья Адаменко.
На примере семьи
Корреспондент "АиФ-Красноярск" Вера Ракова: Наталья Васильевна, подростковый возраст всегда был трудным, но почему именно сейчас правонарушений с участием школьников стало больше?

Наталья Адаменко: В подростковом возрасте идёт мощная перестройка организма с детского на взрослый. Перестраивается гормональный фон, в усиленном режиме работают надпочечники, идёт огромный выброс адреналина, который требует какого-то вложения. Но сейчас большей частью дети, которые должны в этот возрастной период активно двигаться, сжигать адреналин, полдня занимаются интеллектуальной работой. Те, кто после уроков бежит в спортивные секции, театральные кружки или занимается другой подвижной деятельностью, адреналин выплёскивают в мирное русло. А у детей, которые после учёбы садятся за компьютер или идут к репетиторам, потребность «выброса» остаётся нереализованной. Такие мальчишки начинают искать себе занятия, чтобы пощекотать нервы, а заодно и заставить поволноваться других, почувствовать себя хозяевами действа. Не все, конечно, но риск поиска приключений высок.
– Как родителям вовремя заметить тревожные звоночки и не допустить подобного?
– В 13 лет уже поздно. Есть такая давняя мудрая пословица: «Ребёнка надо воспитывать, когда он ещё лежит поперёк лавки». И собственным примером. Если родители не сидят вечерами перед экраном, не сбрасывают негатив на родных, не расслабляются алкоголем, а сами занимаются спортом, увлекаются чем-то полезным, тогда у маленького человека это откладывается в подсознании и воспринимается как само собой разумеющееся. Тогда специально заставлять ходить на секции и не нужно, это будет являться его внутренней физической потребностью.
– Бывает так, что в своё время родители совершили ошибку и теперь готовы исправиться. Неужели уже ничего нельзя сделать?
– Никогда не поздно, просто гораздо сложнее. Родителям нужно запастись большим терпением и работать прежде всего над собой, а не ссылаться на занятость. И обязательно разговаривать с ребёнком. 15 минут в день вполне достаточно, лишь бы это было искренне и с желанием понять проблемы подростка. Но на это время нужно отложить все домашние дела, сесть и поговорить с сыном, не думая параллельно о своих делах и проблемах. Если спросить мимоходом, как дела, думаете, он не поймёт, что вопрос задан просто для проформы? И также и ответит: «Да нормально всё». А потом выясняется, что это далеко не так. Ребёнок на нашем неучастии учится манипулировать, обходить острые углы, выкручиваться. Кстати, я проводила среди кадетов тестирование на стили общения, и выяснилось, что манипулятивный стиль сегодня доминирует. И это признак нашего времени: предполагаю, что такая тенденция идёт как раз от того, что родителям не до детей, идёт борьба за выживание. Зарплата всё меньше, нагрузки больше. Мужчина вынужден постоянно работать, женщина выкручивается ещё и в бытовых делах... Ребёнку внимание уделяется по остаточному принципу.
– В царские времена семьи были большие, женщины не работали, они были на хозяйстве и воспитывали первых детей, младшие уже росли на примере старших. В советские годы главным тезисом было «общественное», а не «личное», и семья ушла на второй план, но были октябрята, пионеры, комсомольцы – среда воспитывала. В перестройку ещё сохранялись советские стереотипы. Сейчас и семейного очага как такового нет, и общество воспитанием тоже не занимается. Ведь воспитание – это не «посадить ребёнка на табуреточку и воспитывать». Воспитание – как воздух, оно везде и всегда. И желательно, чтобы воздух был чистым! Поэтому не надо жить прошлым: время другое, и дети тоже другие. Нужно искать новые подходы к пониманию. Главное – желание понять своего ребёнка.
Прагматики и сочувствующие
– Часто слышу от родителей и даже педагогов, что дети стали более жестокими:«не такими, как мы». Вы как психолог с опытом что скажете?
– Каждое поколение отличается от предыдущего, но это не значит, что дети становятся хуже. Они просто другие. Сейчас растёт поколение прагматичных людей, они выбирают профессию не по душе, а по уровню дохода. Я провожу тестирование среди старшеклассников в рамках курса профориентации и по с результатам даю рекомендации по выбору профессии. И с каждым годом всё чаще слышу, а потом и вижу на практике, что дети выбирают не ту специальность, которая подходит им по роду деятельности, а ту, что принесёт им деньги.
А потом, даже поступив в престижные вузы и отучившись год-два на бюджете, срываются: душа не лежит. Это хорошо, что так рано приходит понимание. Есть и те, кто заканчивает и начинает работать не по профессии. Что их ждёт через 10–20 лет? Нервный срыв, зависимость, депрессия, которая ломает жизнь ему и его семье...
Что касается жестокости… У нынешних подростков уровень эмпатии ниже, чем у их родителей, бабушек и дедушек. Этому сейчас способствует и дистанционное обучение. Предыдущие поколения учили быть такими, как все, подстраиваться под обстоятельства, отличаться было небезопасно.
Сегодняшние подростки – это поколение ярких индивидуалистов-прагматиков, поэтому и общение у них не ради дружбы, а ради обмена информацией. Нельзя сказать, что они жестокие и не умеют сочувствовать и дружить. Если они встретят своего человека по интересам и личностным качествам или влюбятся, то эмпатия включится. У некоторых сохраняется природная эмпатия, но таких детей немного, и именно они выбирают профессию учителя, врача, становятся волонтёрами, несмотря на все уговоры родных и близких.
Кризис зависимости
– Бывает так, что родители вкладывают в своего ребёнка, семья хорошая, пример показывают правильный, а ребёнок всё равно вступает на скользкий путь. Неужели все проблемы идут из семьи?
– Да, бывает: и у примерных родителей ребёнок спивается, уходит в преступный мир… Многое зависит от индивидуальных свойств самой личности ребёнка. Кроме родительского воспитания, есть ещё и самовоспитание.Но в любом случае не может быть такого, что ребёнок всегда был хорошим, а потом опустился. Что-то произошло, и чуткий родитель не может этого не заметить.
Нередко у хороших родителей растут «заопекаемые» дети, этим особенно грешат мамы, которым ребёнок достался тяжело. Все подростки проходят возрастной кризис: одни – кризис независимости, другие –кризис зависимости. Первый очевиден – когда ребёнок отказывается слышать взрослых, считая, что сам уже таковым стал, и может выбирать всё, что хочет, и делать всё, что считает нужным. Но такой кризис менее опасен, хотя борются обычно именно с ним.
Сложнее преодолеть кризис зависимости, когда ребёнок не сопротивляется, он ничего не хочет: зачем бороться, если за меня подумают, сделают, решат... У такого ребёнка при любой трудности слёзы, капризы, мама за каждую двойку выясняет отношения с учителями, обвиняет всех, но не подростка. Здесь в первую очередь нужно работать с родителями.
Родителям нужно помнить, что подросток нуждается в любви больше, чем маленький ребёнок. Малышам нужна забота, а подросткам – безусловная любовь, не назидательная, не упрекающая, а понимающая и всепрощающая.
– Вы описываете идеальную семью с идеальным сценарием воспитания. Но ведь не все так могут и делают.
– Тут уже выбирать родителям, что они хотят пожинать. Если они не желают трудиться, жизнь вычтет у них за ребёнка. Да, я обрисовала идеальный вариант семьи, но мы всегда должны стремиться к лучшему, иначе к чему этот разговор? Тому, кто плывёт по течению, всё это неинтересно, и он даже задумываться не будет, а те, кто любит своего ребёнка и ищет ответы, обязательно их найдут.
«Не хотела учить буквы». Под Красноярском мать обвиняют в истязаниях дочери
Плохая компания. В Красноярске пять молодых людей пытали и убили школьницу
Шли в коньках по асфальту. Как детей эвакуировали из «заминированных» школ?
Берем тех, кто никому не нужен. Как осиротевшие дети нашли свои семьи
«Куда он денется?» Что делать, если подросток ушёл из дома