Красноярск, 29 мая — «АиФ на Енисее».
ГСМ всё дороже, качество - всё хуже
Власти ситуацию на рынке не могут либо не хотят контролировать, и нефтяные компании ведут себя так, как им вздумается. Местный - ачинский - бензин мог бы полностью закрыть потребности региона, однако его производитель предпочитает отгружать в другие регионы. При этом качество топлива на красноярских заправках далеко от нормального, и ситуация ухудшается каждый год.
Затишье перед баком
В апреле в Красноярске случилось небывалое явление - на некоторых АЗС подешевел бензин. Эта приятная мелочь заставила многих насторожиться и заподозрить подвох. На то он и маркетинг - сегодня сбросили 50 копеек, а завтра рубль накинули. Те, кто пристально наблюдает за ситуацией на рынке ГСМ, на сто процентов уверены, что повышения не избежать. «В стране хронически не хватает денег для различных планов, поэтому будут брать их, где только возможно, в том числе и путём повышения акцизов на бензин, - считает Павел СТАБРОВ, руководитель регионального отделения Федерации автовладельцев России. - Плюс есть модная сейчас тема перехода транспорта на газ, и так к этому будут подталкивать. Правда, никто не поручится, что, когда все перейдут на газ, не начнут расти цены и там».
На протяжении последних лет все с волнением следили, как стоимость литра бензина медленно, но верно приближается к психологической отметке в 30 руб. Сейчас, когда эта «высота» взята, в обществе начинается обсуждение, какие новые горизонты для себя наметили производители и продавцы ГСМ. Самый пессимистичный прогноз - уже 50 руб. за литр. «Сейчас сложно говорить о рыночной цене на нефтепродукты, - заявляет Владислав ЗЫРЯНОВ, депутат Заксобрания края. - По моему мнению, никакого рынка не существует, а есть олигополия в чистом виде. Есть несколько компаний, которые всё контролируют. Как гражданин, долгое время следящий за динамикой цен, никаких иллюзий не испытываю. Будет такой же медленный рост. Возможно снижение, добытое с боями, как сейчас, но затем - снова удорожание».
Контроль в прошлом
Параллельно с ростом цен автовладельцев Красноярского края всё больше волнует проблема качества бензина. Есть неофициальные оценки, по которым каждый третий литр ГСМ, который продаётся в крае, поддельный. Официально же эту цифру никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. До 2005 года существовала нефтяная инспекция, которая вела контроль качества на рынке. Затем её упразднили, передав функции Росстандарту, где она благополучно «потерялась» среди большого числа прочих подведомственных сфер.
По словам Ольги ШПИРКО, начальника инспекции госнадзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта, в год её инспекторы проверяют около 30 субъектов хозяйственной деятельности, которые продают бензин. Процент выявленных нарушений колеблется в районе 20-28% случаев. При этом, как заявляют в СМТУ, штатных специалистов на то, чтобы провести положенное по закону число проверок, хватает. Вот только стоит задуматься, а соответствует ли такая законодательная установка жизненным реалиям? Общественное мнение однозначно говорит «нет».
Отпустив вожжи, государство дало зелёный свет недобросовестной рознице. А бизнес на то и бизнес, чтобы выжимать прибыль всеми возможными способами. В результате бензин бодяжат, как только могут. Не так давно красноярские тележурналисты в рамках проекта «Бензиновая лихорадка» взяли пробы ГСМ на всех основных заправках в Красноярске и отвезли их на тестирование специалистам Института нефти и газа СФУ.
«Ни одна из них полностью не соответствовала всем требованиям! Тут вам и присадки, и механические примеси», - заявила куратор проекта Кристина ПЫРХ. Всё от того, что схема, по которой ГСМ доходят до конечного потребителя в крае, - это задача со многими неизвестными. О чём говорить, если даже госкомпания - ОАО «Красноярскнефтепродукт» - значительную часть бензина закупает у некоего ООО «Водолей» (название для фирмы, занимающейся поставками ГСМ, - лучше некуда). Закупает в нарушение закона, без проведения торгов, как недавно установило региональное УФАС. Как следует из открытых источников, это компания из Новосибирска с уставным капиталом в 15 тыс. руб. После таких фактов уже не удивляешься известиям из арбитражного суда о подаче Росстандартом заявления по поводу наложения штрафа на КНП.
«Сегодня контроля за качеством на рынке со стороны государства не существует, - резюмирует Владислав Зырянов. - Есть некая иллюзия этого контроля. Ситуация страшная. С одной стороны цены, непонятно на чём основанные, с другой - что мы за эти сумасшедшие деньги заливаем в свои автомобили?»
«Понюхайте, что течёт из шланга на заправке, - там вся гамма, от «шипра» до ацетона, - говорит Павел Стабров. - У меня есть информация, что в одну из красноярских лабораторий в день приходит по несколько человек, которые приносят на экспертизу бутылку дряни, не имеющей вообще ничего общего с бензином. Это просто бурда, самопал. Этой зимой у всех, кого я знаю, непропорционально вырос расход топлива. Аварий было неимоверное количество, в том числе и по этой причине: все дороги обледенели из-за конденсата».
КОММЕНТАРИЙ
Сергей НИКИТИН, зампредседателя горсовета Ачинска:
- Конечно, приходилось заправляться плохим бензином. Правда, залил всего пять литров. Сложилось впечатление, что это не бензин, а дизтопливо. Считаю, что к недобросовестным заправщикам нужно применять самые жёсткие штрафы, чтобы от одной только мысли заправить недоброкачественным топливом ему становилось плохо.
«Пять звёзд» для АЗС
Тема нефтяной инспекции, которая могла бы сегодня контролировать качество, ушла в прошлое в рамках борьбы с административными барьерами.
Функция передана Росстандарту, и сейчас она осуществляется силами семи специалистов на весь край, с проверками бизнеса раз в три года. Для инспектора попасть на АЗС, даже имея на руках жалобу потребителя, - история, которая может длиться месяцами. А после того как туда надзор всё-таки попадает, причём зачастую с полицией, всё уже «подкорректировано» - залито другое топливо, и что-либо доказать почти невозможно. Между тем ситуация может быть совершенно иной. Наш регион вошёл в список из трёх пилотных в стране, где в порядке эксперимента разрешён контроль розничной торговли нефтепродуктами. К сожалению, пока это право никак не реализовано - инициатива остаётся на согласовании в правительстве края. Речь идёт о создании Ассоциации продавцов качественного топлива. Она обеспечивала бы приёмочный контроль топлива и мойку топливных резервуаров раз в два года по хорошей технологии - ведь грязные ёмкости прямо влияют на качество бензина за счёт осадка. Думаю, что правительство должно проявить активность и способствовать созданию такой системы добровольной сертификации. Это выгодно и потребителям, и законопослушным заправщикам - для них это дополнительное рыночное преимущество в борьбе с нечестными конкурентами. Своеобразные «пять звёзд» для сетей АЗС в Красноярском крае.
Василий Моргун, директор ФГУ «Красноярский ЦСМС»
С ИНТЕРНЕТ-ФОРУМА
Сергей Козлов, Красноярск:
- Давайте все разом начнём продавать хлеб по 100 руб. за булку. Не пройдёт и дня, как наше правительство, антимонопольная служба и т. д. встанут в штыки. Проверки... комиссии, штрафы... А бензин можно? Огромная страна с такими запасами нефти и газа всё продаёт за границу. А мы, граждане этой страны, не можем убрать хлеб с полей, так как просто не в состоянии купить бензин и дизельное топливо.
Axeich-1980:
- Какая разница, что за заправка? Просто надо такую заправку закрыть, а хозяина лимонов на 10 штрафануть, да ещё и срок дать. И сразу другие зачешутся: а вдруг такая же участь будет? А так чего? Максимум штраф в пару десятков (в лучшем случае) тысяч, так он снова бодяжный бензин возьмёт и с первым же бензовозом их вернёт с лихвой.
Роман ЕРАШОВ, директор департамента послепродажного обслуживания автомобильного центра:
- Автомобили, доставленные на эвакуаторах, - в 90% случаев такая ситуация связана с использованием низкооктанового некачественного топлива. При замере октанового числа видим - в бак залит 76-й бензин.