Продукты категории «фрэш»
В 2011 году в краевом правительстве стартовал закон о дополнительных мерах господдержки организаций АПК. Суть его была в том, чтобы товары местных производителей смогли оказаться на полках краевых супермаркетов. Тогда участников этого проекта объединили под маркой «Енисейпродукт». Правда, проработал закон недолго - всего четыре месяца. «Он не имел аналогов в стране, и задумка была очень хорошая, - считает Тамара ОРТЫНСКАЯ, начальник отдела торговли министерства промышленности и торговли края. - Был создан логистический оператор, который всё и координировал, то есть заключал договоры с производителями, с торговыми организациями. В принципе, закон был удачный, и стартовал он хорошо - закуп товаров увеличивался от месяца к месяцу».
«У закона были свои недоработки, - замечает Сергей НОВИКОВ, заместитель генерального директора по экономике сети гастрономов «Красный Яр». - Но мы получили мощнейшую площадку для нормального бизнес-сотрудничества. И производители увидели в нас не врага, а партнёра». В результате доля продуктов местных производителей на полках супермаркетов достигла 20-25%. После того как закон перестал работать, сами участники рынка смогли не только удержать объём продаж, но даже его увеличить.
«Сейчас в нашей сети представлено 60-70 местных производителей, - рассказывает Лариса КУРГАНОВСКАЯ, коммерческий директор ТС «Каравай», «Спар Красноярск». - В основном они поставляют продукцию категории «фрэш», то есть всё свежее и натуральное, то, что не может долго храниться и быть привезённым издалека, - овощи, молоко, колбаса». Аналогичная ситуация и у двух других крупных торговых сетей - «Командора» и «Красного Яра».
Разные форматы
В последнее время многие производители открывают собственные магазины, павильоны шаговой доступности. В этом им активно помогает краевое министерство промышленности и торговли края. Такой формат становится всё популярнее у красноярских покупателей. Но, по мнению торговых ретейлеров, он не всегда выгоден самим производителям. «Проходимость трёх торговых сетей - «Командора», «Красного Яра», «Каравая» - 250 тыс. человек в день, - комментирует Сергей Новиков. - Какой смысл производителям открывать маленькие магазинчики, если можно отработать качество, отработать логистику?». Но и сами сети пробуют разные форматы. Так, у «Командора» наряду с крупными магазинами появляется всё больше небольших, площадью от 200 кв. м. Но там соотношение продукции «местной-не местной» остаётся таким же.
Программа развития торговой деятельности края, концепция которой сейчас разрабатывается в министерстве промышленности и торговли, будет в том числе помогать местным производителям входить в торговые сети. Пока над её созданием специалисты только начали работать, и действовать она начнёт ориентировочно с 2015 года. Но, возможно, в ближайшее время, по словам Тамары Ортынской, в крае создадут логистический центр, который будет упаковывать и продвигать продукцию краевых аграриев.
Своя марка
Кстати: | |
---|---|
Всё большей популярностью в супермаркетах пользуются продукты собственных кулинарий. Многие красноярцы покупают готовые блюда, чтобы не стоять у плиты дома. |
Доля местных продуктов в красноярских супермаркетах могла бы быть больше. Но производители не всегда выполняют требования торговых сетей. Не все соблюдают сроки и объёмы поставки, стабильное качество. Кроме того, супермаркеты требуют упаковывать и маркировать товар - не каждому производителю это под силу. А на продвижение, рекламу продукции у большинства попросту нет денег. Иногда затраты по этим статьям берёт на себя торговая сеть.
Так, «Командор» реализует продукцию под маркой «Наш Лидер».
Продукты, которые продаются с этим логотипом, производятся под полным контролем сети - от отбора сырья до упаковки и доставки. В основном в неё входят товары местных производителей. «У этой марки хорошее соотношение цены и качества, - считает Максим МАМИНОВ, директор по маркетингу сети супермаркетов «Командор». - Она стала любимой у наших покупателей. У производителей появляются целевые заказы - они могут планировать производство под объём продаж нашей сети. Кроме того, им не нужны дополнительные инвестиции в продвижение. Сеть гарантирует, что эти товары будут представлены на полках и мы будем их продвигать, как собственный бренд».
Всё большим спросом пользуются собственные продукты, произведенные на принадлежащей ритейлу, крупнейшей за Уралом фабрике-кухне. А в ближайшее время в супермаркетах торговой сети начнут торговать разливным молоком от местных производителей. В лучших советских традициях в магазин можно будет прийти со своим бидоном.
«Нам важно сотрудничество с местными производителями, чтобы отстроиться от федералов, - считает Маминов. - Конкуренция нарастает с каждым годом. Для сетей присутствие на полках местных продуктов - некое позиционирование. Предложение клиентам вкусной свежей продукции. Если производители не будут инициировать сотрудничество, его будут инициировать сети».
МНЕНИЕ
Рынок регулирует конкуренция
Андрей АСОЧАКОВ, генеральный директор ОАО «Молоко» (торговая марка «Сибиржинка», Минусинск):
- Как производители, мы никогда не будем работать по одному каналу сбыта. Чтобы уйти от рисков, разрабатываем разные форматы продвижения продукции. Сейчас мы ставим себе задачу продавать товар: 50% реализовать через собственные агентские сети, которые обслуживают конкретные города и районы, ещё 15% продукции уходит через кооперативную связь (лавки «Полезные продукты» - Прим. автора), через тендеры и аукционы и лишь около 10% остаётся на крупные торговые сети. В чём плюс работы с агентом? Мы контролируем конечную цену, совместно устанавливая с агентом. Супермаркеты сами делают наценку. К тому же они не торгуют, а лишь выделяют полки в магазинах. И мы, с точки зрения мерчандайзинга, влиять на них не можем - куда поставят наш товар, там и будет стоять. То есть покупатель его не всегда видит. Так что проблем со сбытом у нас нет, так как предприятие тут имеет собственную стратегию.
Что касается поддержки властей... Не верю в административное регулирование этих вопросов, тут должен регулировать рынок, конкуренция. Почему власти должны помогать? Ведь тогда появится тот, кто правее, кто любимее. Они не должны помогать, они должны создавать среду экономических отношений, которые бы позволяли работать.
Сегодня мы не можем увеличить поставки, потому что существует некий кризис сырья - нет в России молока. В связи с вступлением в ВТО и отсутствием внятной экономической политики в стране. За один год почти на 40% увеличился ввоз сухого молока в Россию, на 15% - масла, на 10% - всевозможных добавок, а самое главное - на 50% увеличился ввоз пальмового масла (сырья для спредов - Прим. автора). Производители не могут выдержать конкуренции - на полки приходит дешёвая продукция.