aif.ru counter
492

Торговые сети Красноярска и сельхозпроизводители - сотрудничество взаимовыгодно

Фото из архива редакции

О том, по каким направлениям уже достигнут успех, а где ещё требуется вдумчивая работа, рассказали в «АиФ на Енисее» представители крупнейших торговых сетей Красноярска.

Конкурентное преимущество - свежесть продуктов

Время, когда потребителя притягивала только красивая упаковка и импортный бренд, прошло. Сейчас покупателей больше интересуют продукты свежие и по возможности без лишних добавок – категории «фрэш». И понятно, что попасть на прилавок за несколько часов, максимум – дней, имеет больше шансов продукция местных производителей. И супермаркеты чутко отвечают на тенденции спроса, наращивая присутствие «местных» на полках магазинов. По данным директора по маркетингу сети супермаркетов «Командор» Максима Маминова, с 2011 года товарооборот местных продуктов, с учетом открытий новых магазинов, возрастает более чем на 20% ежегодно. К настоящему моменту общая доля продукции красноярских производителей в товарообороте сетевого ритейла достигла 25-30%. Коммерческий директор ТС «Каравай, «Спар Красноярск» Лариса Кургановская добавляет, что в категории скоропортящихся продуктов эта цифра приближается к 80%.

«В эту долю входит не только местная продукция, поставляемая в торговую сеть краевыми производителями, но и собственные продукты сети, произведенные на принадлежащей «Командору», крупнейшей за Уралом фабрике-кухне, которая производит ежедневно несколько тонн вкусной и свежей салатно-кулинарной, мясной, кондитерской продукции специально для магазинов «Командор» и «Аллея». Сейчас большой интерес к продукции фермерских хозяйств – свежей, вкусной, любимой, с короткими сроками годности. Соответственно, сеть сама инициирует работу с этими производителями и появляются совместные проекты. Акцент делается на местности продукции, на ее свежести, на вкусовых качествах», - рассказал Максим Маминов.

«Конкурентное преимущество - свежесть продуктов. То, что нельзя привезти издалека. Если эту характеристику усиливать и доводить это высокое качество до покупателя, то доля местных производителей будет прирастать», - подтвердил исполнительный директор ассоциации предпринимателей розничной торговли края Сергей Новиков.

«Енисей-продукт»: возможен ли рестарт?

В 2011 году стартовал закон о дополнительных мерах господдержки организаций АПК края. Был создан логистический оператор, который координировал взаимодействие сельхозпроизводителей и торговли. «В принципе, закон был удачный и стартовал он хорошо - закуп увеличивался от месяца к месяцу. Но подключить к работе большое количество производителей не удалось», - отметила начальник отдела торговли краевого минпроторга  Тамара Ортынская.

Идея с брендом «Енисей-продукт», который разрабатывался в рамках закона, по мнению исполнительного директора ассоциации предпринимателей розничной торговли края Сергея Новикова, провалилась, так и не наполнившись конкретным смыслом для покупателей. Предполагалось, что под зелёной наклейкой будут продаваться продукты местных сельхозпроизводителей, реализуемые в рамках закона о дополнительной поддержке аграриев. Хорошая мысль - напрямую связать производителя и розничного продавца,без посредников, накруток и платы за вход в крупную сеть – реализовалась лишь частично. Одна из целей, которые преследовал Закон о дополнительной поддержке сельхозпроизводителей, в рамках которого действовал проект «Енисей-продукт», была достигнута – производители и сети начали работать вместе. А вот идею бренда «Енисей-продукт» до конечного потребителя донести так и не удалось.

Действие закона приостановили через четыре месяца. Тем не менее, оставлять сельхозпроизводителей без своей опеки в правительстве края не собираются.

По словам Тамары Ортынской, сейчас разрабатывается ряд мер, который позволит увеличить региональную долю на полках супермаркетов. До какого уровня в итоге может вырасти объем товаров местных производителей, не указывается – всё будет определяться конечным спросом потребителя. Причем, реализовывать свою продукцию сельчане смогут не только в торговых сетях - будут создаваться и небольшие специализированные магазины. «Нужно развивать все формы торговли, чтобы покупатель имел возможность выбора», - уверена Ортынская.

Со своей стороны Лариса Кургановская отмечает, что разделение сфер деятельности пошло бы на пользу не только торговле, но самим производителям. «Если бы производители прилагали усилия к тому, чтобы обеспечить более высокое стабильное качество продукта и регулярность поставок, уделили бы внимание красивой упаковке, они получили бы лучший финансовый результат», - утверждает Кургановская.

Покупательский спрос на свежие продукты растёт

«Товары категории «фрэш» - с малыми сроками хранения, максимально полезные и здоровые, становятся всё более популярными. И на этом поле федеральным поставщикам сложно соперничать с нашими производителями», - отметил Максим Маминов. Это в первую очередь овощи-фрукты, молоко, колбасы.

«Командор» уже имеет положительный опыт создания торговой марки «Наш лидер». Продукты, которые продаются с этим логотипом, обладают хорошим соотношением цена-качество, производятся под полным контролем сети – от отбора сырья до упаковки и доставки, и пользуются неизменным спросом у покупателей, по свидетельству Маминова. Розничная цена на этот продукт ниже, чем у аналогичного по качеству товара известного бренда за счет менее дорогой упаковки и отсутствия у производителя расходов на продвижение – их берет на себя торговая сеть. Положительно сказывается также возможность гарантированного сбыта определенного количества продукции.

С другой стороны, красноярские торговые сети тоже заинтересованы в увеличении доли местных товаров – это даёт конкурентное преимущество перед игроками федеральной розницы, доля местных товаров у которых невелика. Но у торговых сетей есть свои требования к продукции, которые многие производители только учатся выполнять. Так, не всегда стабильны поставки товара, качество товара может колебаться от партии к партии, есть ещё над чем поработать в области упаковки. Тем не менее, уже около 60-70 местных производителей научились сотрудничать с сетями, привыкли,продукты надо соответствующим образом готовить к продаже. Например, картофель - мыть и упаковывать.

Сегодня сельчане ищут разнообразные пути сбыта своей продукции – от открытия собственных специализированных павильонов до сотрудничества с торговыми сетями. Представители ритейла отмечают, что в супермаркете шанс, что продукт попадет в корзину потребителя намного выше в связи с более высокой проходимостью. А цены при этом сравнимы. Работа с продукцией местных производителей отчасти – социальный проект, отмечет Максим Маминов. Так, «Командор» предъявляет для них минимальные условия на вход. В каких-то случаях магазин берет на себя функцию маркетинга, понимая, что на селе может даже не быть соответствующего специалиста.

Новое, интересное

Хорошими темпами идёт развитие собственного производства сетей. «Кулинарная группа, кондитерский цех набирает все большую популярность у покупателей и люди приобретают не только сырье для приготовления, но и готовый продукт, чтобы прийти дома разогреть, а зачастую - и в горячем виде. Спрос растет спрос стабильными темпами», - свидетельствует Лариса Кургановская.

Ожидает красноярцев и другой интересный проект по продаже свежего молока – напрямую от производителя. Для этого в «Красном яре» будут установлены молокоавтоматы, устроенные по принципу самообслуживания, а «Командор» планирует организовать более привычную торговлю фермерскими молочными продуктами на вес и через прилавок.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах