По снежной дороге, проложенной сквозь тайгу и реки Эвенкии, колонна оранжевых бензовозов выполняет последний рейс с Юрубчено-Тохомского месторождения на Большую землю. Ледовая переправа, которая действовала четыре с половиной месяца, теперь закрыта, зимний завоз завершён.
Белою лентою вьётся…
Временные зимние дороги для проживающих и работающих на Крайнем Севере – главные транспортные артерии, имеющие важнейшее значение в обеспечении жизнедеятельности населённых пунктов.
По ним доставляется всё необходимое для обеспечения жизни северян в суровых условиях, где морозы иной раз доходят до минус 60 °С. Это топливо, стройматериалы, медикаменты, промышленные товары и, что крайне важно, продовольствие. Словом, зимники имеют важнейшее стратегическое значение.
Ежегодно с наступлением зимы в Богучанском и Эвенкийском районах «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» приступает к строительству временных зимних автодорог. Дорожники должны уложиться в строго отведённые сроки, построив их за полтора месяца, чтобы уже 15 декабря по ним пошли грузовые автомобили.
Протяжённость такой трассы от посёлка Беляки до Юрубчено-Тохомского месторождения составляет более 240 км.
Как рассказала начальник дорожного отдела ВСНК Оксана Вандерова, на строительстве в этом сезоне было задействовано 27 машин и механизмов, на которых в две смены работали 40 человек.
«На вечномёрзлых торфяниках и на заболоченных участках вездеходная гусеничная техника, чтобы промять трассу, проходила по одному следу не менее пяти раз. Чтобы основание получилось ровным и плотным, его утрамбовывали бульдозеры-болотники, гладилки и прицепные «волокуши». Ширина дорожного полотна – 7 м, так что два большегруза могут спокойно разъехаться», – говорит Оксана Вандерова.
Через ручьи и реки
Особая сложность прокладки зимних трасс Эвенкии в том, что строителям приходится сталкиваться с пересечением мелких ручьёв, выходом грунтовых вод на поверхность, которые образуют размывы и наледь. Ледовые переправы прокладывают и через крупные эвенкийские реки Иркинеева, Камо и Тохомо. За их состоянием ведётся пристальное наблюдение.
«Сложность обслуживания автозимника заключается в резкой смене погоды. Крутые спуски и подъёмы, опасные повороты регулярно обрабатывались противогололёдными материалами, на особо опасных участках круглосуточно дежурит бульдозерная техника», – объясняет тонкости Оксана Вандерова.
Итоги выполнения плана завоза на Юрубчено-Тохомское месторождение после окончания эксплуатации зимних автодорог – это тоже своего рода оценка работы дорожников. За четыре с половиной месяца, начиная с середины декабря до апреля, на производственную площадку было поставлено более 47 тыс. тонн грузов.
В день по зимнику проезжало в среднем около двадцати машин, выполнено более 1250 рейсов. На месторождение доставляли железобетонные изделия, кабельную и трубную продукцию, металлоконструкции, оборудование, цемент, горюче-смазочные материалы и другие грузы для строительства и обеспечения жизнедеятельности месторождения.
В обратную сторону шли КамАЗы с чёрным золотом для муниципальных коммунальных предприятий Северо-Енисейского и Эвенкийского районов.
Зимниками пользуются не только нефтяники, но и жители Эвенкии, которые каждый год с нетерпением ждут их открытия. «Для них это важнейшая составляющая жизнеобеспечения. Без них невозможно обеспечить людей топливом, продовольствием, товарами первой необходимости», – уверена Вандерова.
Кстати, общая протяжённость региональных зимних автомобильных дорог в Эвенкии составляет более 4 тыс. км, четверть из них приходится на ледовые зимники. Они связывают посёлки Байкитской группы поселений с круглогодичными дорогами общего пользования и дают возможность проезда в краевой центр.