Сегодня в Красноярске работают десятки фирм такси. Одни себя позиционируют как лицензированные и обещают качество и безопасность, другие называются службами заказа и открещиваются от любой ответственности. Кто сегодня за рулём такси, во сколько обойдётся поездка и чем чревата экономия, проверил корреспондент «АиФ на Енисее».
Выкинул из салона и дал пинка
У них нет своего таксопарка, машин и водителей, они не называют себя перевозчиками. Службы заказа такси передают заказ пассажиров водителям и на этом умывают руки. И сами признаются, что «не несут материальной или иной ответственности за действия пассажира или перевозчика».
Тем не менее десятки и сотни людей притягивает выгодная цена. «Девушка, вот вы как относитесь к неадекватным пассажирам?» - вопрос водителя, к которому я села в такси, заставил насторожиться. «Вот рассудите, - продолжает мужчина лет 50. - Подвозил я несколько недель назад пьяных малолеток. Орут, матерятся… Я остановился и попросил выйти. А когда они не захотели, вышвырнул на улицу и дал пинка под зад!» После такого признания тихо вжимаюсь в кресло и молюсь скорее доехать до пункта назначения. Стараюсь молча кивать водителю, пока тот рассказывает ещё парочку историй о своих подвигах. Если ты хочешь доехать из Ветлужанки до Покровки меньше чем за 200 рублей, приходится терпеть многое.
«А вам телевизор не мешает?» - не выдерживаю я, когда водитель, плохо говорящий по-русски, вновь заливается смехом, смотря сериал (мини-экран установлен на лобовом стекле) и пытаясь рулить на Брянском кольце. Окна на заднем пассажирском сиденье задёрнуты занавесками. На передней панели - картинки обнажённых девушек. Автомобиль больше напоминает место жительства. «Мнэ нэ мещает, красавица, - отвечает он. - Да ты садысь удобнээ да смотри!» Как он никуда не врезался, для меня до сих пор остаётся загадкой.
«Да я бы вообще не согласился вас везти за такие копейки! - уже после того как я села в машину, выпаливает Александр, подвозивший меня от театра оперы и балета до Взлётки за 110 рублей. - Платите 150, или я вас высаживаю, мне этот головняк не нужен!» Ультиматум мною принят. Успокоившись, мужчина рассказал, что работает электриком. «Раньше и не думал ни о какой подработке, денег хватало. А теперь выкладываешь по 5 тыс. на продукты. Вот и приходится колымить. Я такому заработку сам не рад».
А вот для 35-летней Ирины такси - единственная работа. «Я одна троих детей поднимаю, - говорит женщина. - Раньше работала на трёх работах, отовсюду уволили. Здесь тоже уже ни черта не заработаешь - на такси ездить дешевле стало, чем на своей машине! Бензин дорогой, а заказы по сто рублей!»
Дикий рынок
Есть и альтернатива - такси со штатными машинами и водителями. Однако пассажиру такая поездка обойдётся в 1,5-2 раза дороже. За маршрут от ул. Железнодорожников, 17 до ДК КрасТЭЦ в службе заказа попросят 200-220 рублей. А в лицензированном такси цена начинается от 350. В некоторых цену и вовсе не скажут: она начисляется по таксометру и зависит от километража (к примеру, 50 рублей посадка и 15 - каждый километр), пробок и времени ожидания водителя. Несмотря на все плюсы, «официальную» машину иногда приходится ждать дольше и заказывать заранее.
- У нас около 80 автомобилей, есть лицензия, работаем строго по закону. Водители официально трудоустроены, два раза в день - до и после рейса - у них медосмотр, - рассказывает Александр СЫСОЙКОВ, директор одной из лицензированных фирм такси. - Машины раз в полгода проходят технический осмотр. Да, у нас дороже, но клиент свой есть. Кто-то покупает одежду на рынке, а кто-то - в торговых центрах и бутиках. Так же и тут: кто беспокоится о своей безопасности, тот готов платить больше.
О том, что в сфере такси уже давно творится беспредел, говорит и последнее обращение к губернатору края, которое написали директора пяти крупных фирм, работающих с лицензией и со своим парком: «Мой город», «Премьер-авто», «Харатс», «Хорошее такси» и «Такси Шеф».
Бизнесмены пожаловались на рэкет, происходящий в аэропорту Емельяново. «Мы считаем, что в аэропорту действует ОПГ, устраняющая конкуренцию преступными методами, - пишут они. - Нападают толпой до 10 человек, блокируют наши машины и преследуют при въезде и выезде. Дошло до того, что одуревшие от безнаказанности преступники демонстративно режут колёса прямо в присутствии пассажиров. Бандитов не смущают ни камеры, ни свидетели, ни обращения в полицию. Столкновения с более серьёзными последствиями и самосудом - это лишь вопрос времени…»
* * *
Поменяется ли что-то в этой сфере - вопрос времени и, как водится, первого кровавого случая. Задумываться мы начинаем после массовой гибели людей, как, например, после летних аварий на трассах с участием автобусов. Надо было погибнуть 22 пассажирам, чтобы в офисах перевозчиков стали устраивать массовые проверки и выявлять откровенные нарушения.
- Рынок у нас дикий, но порядок навести можно, - уверен Павел СТАБРОВ, руководитель краевой Федерации автовладельцев России. - С одной стороны, с помощью саморегулируемой организации - профсоюза, где бы люди объединились по доброй воле и стали бы контролировать эту область. С другой - во многих странах существуют муниципальные такси. Возможно, это сработало бы и у нас.
А как у них?
Война против «виртуалов»
Этим летом Федерация автомобилистов России написала обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить деятельность онлайнслужб заказов такси. В это время по Европе прокатилась волна протестов таксистов, работающих официально и с лицензией, против виртуальных служб заказов. Во Франции и Испании вовсе запретили работу некоторых подобных компаний. А канадские таксисты даже предъявили иск на 300 млн долларов американскому сервису Uber. Извозчики обвинили их в ведении нелегального бизнеса и намерены решительно добиваться запрета работы посредников.