Красноярский край давно и прочно занимает ведущие позиции на экспортной карте страны, особенно благодаря крупным сырьевым и перерабатывающим компаниям. Но малому и среднему бизнесу выйти на зарубежные рынки непросто. И в этом им в том числе поможет созданный недавно по инициативе губернатора Совет по развитию экспорта Красноярского края.
Как это работает
«Красноярский край входит в десятку регионов страны по объёму экспорта. Но только 11% от объёма несырьевого экспорта приходится на малый и средний бизнес, – говорит руководитель Агентства развития малого и среднего предпринимательства края Татьяна Бочарова. – Для нас крайне важно «подтягивать» бизнес, у которого есть большой потенциал для развития экспорта. Для этого и был создан Совет. В его состав вошли предприниматели, представители общественных организаций и органов власти. Это позволит совместно вырабатывать решения по развитию экспорта и претворять их в жизнь. Совет создан на самом высоком уровне, на уровне губернатора Красноярского края. На первом заседании мы обсуждали и вопросы кадровой политики, потому что всё, что связано с экспортом, – это уникальные знания, умения и навыки. Мы можем предоставить и образовательные программы. Кроме того, предлагались совершенно конкретные меры поддержки. Например, транспортная субсидия. Край большой, поэтому есть большой спрос на субсидирование транспортных расходов».
Ближайшая цель – собрать воедино все возможности и меры поддержки для экспортёров, как в рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт», так и краевых ресурсов.
«Нашим агентством разработана региональная программа развития экспорта. Сейчас документ проходит согласование. В нём предусмотрено и актуализировано всё, что в ближайшее время будет реализовываться в партнёрстве с нашими отраслевыми министерствами и органами власти. Мы объединили всю информацию воедино», – пояснила Татьяна Бочарова.
Центр поддержки
В свою очередь руководитель региональной сети центров «Мой бизнес» Александр Граматунов рассказал, что в крае уже наработан опыт поддержки малых и средних предпринимателей при выходе на международные рынки благодаря работе Центра поддержки экспорта, который является подразделением центра «Мой бизнес». «Мы в содействии с Российским экспортным центром и Минэкономразвития России сформировали большой комплекс мер и услуг, как финансовых, так и нефинансовых, организационных, которые направлены на вывод наших предпринимателей на мировой рынок. Проводим маркетинговые исследования, ищем партнёров, помогаем регистрироваться на крупных электронных торговых площадках, возим на выставки и помогаем с международной сертификацией».
Главный показатель эффективности работы Центра поддержки экспорта – это количество и
объём зарубежных контрактов. «Наши услуги мы формируем в некие комплексные «коробочные» решения для того, чтобы вместе помогать достижению этих целей. Любой предприниматель всегда ищет рынки сбыта своей продукции. Однако наш регион имеет ограничения в силу удалённости от основных рынков и небольшой плотности населения. Поэтому наша задача – обеспечить присутствие наших предпринимателей на глобальном рынке», – уточнил Граматунов.
Тренд на экопродукцию
Красноярский архитектор и предприниматель Игорь Белоус несколько лет назад решил делать уникальные вещи для столицы края. Из специальной фанеры по особой технологии его небольшая мастерская под названием «Splice arch» (в переводе – «сплетённая, или сращённая арка») создаёт модную параметрическую уличную и интерьерную мебель и необычные предметы – лампы и декор.
«Первым нашим объектом стала скамейка, она была установлена на набережной Качи. Вообще, у нас много проектов в парках, скверах, частных домовладениях. В своё время, практически без опыта, я окунулся в сферу предпринимательства. Обычно архитекторы и дизайнеры сидят в офисе, придумывают, делают проекты на компьютере, а реализует их задумки кто-то другой. У меня всё сложилось иначе. Тогда, в 2015-м, я как архитектор выиграл творческий конкурс и получил субсидию на создание урбанистского объекта. Это был проект, рисунок. Чтобы его реализовать, нужны мастера. Куда ни обращался в столярные цеха – было очень дорого. Их ценник был в три раза выше той суммы, которую я получил на реализацию проекта. Поэтому решил вместе с товарищами сделать свою мастерскую», – рассказывает Игорь.
«Шишек» предприниматель заработал много: пришлось вникать в тонкости производства сырья, из которого мастерят свои чудесные и вызывающие восторг публики лавочки и объекты. Листы влагостойкой хвойной фанеры кладутся под ножовку специального станка, нарезаются, как по выкройке, на детали, которые потом при помощи специального крепежа превращаются в настоящие арт-объекты. Фанеру при этом пропитывают специальными маслами с колером, что подчёркивает их теплоту, фактуру и природную экологичность. Почему именно хвойных пород, тоже понятно: она более плотная по текстуре благодаря смолам. И показала со временем лучший срок службы.
Такие лавочки создают атмосферу расслабленности, на них удобно сидеть. А главное, выполнены они в экологической тематике, столь востребованной в урбанистике и новой градостроительной этике больших городов.
Беда таких изящных конструкций в двух компонентах – вандализме некоторых горожан и росте стоимости сырья. За последние пять лет фанера подросла в цене в пять раз. Как говорит архитектор, произошёл экономический кульбит.
Но Игорь Белоус с товарищами по команде предпринял все усилия, чтобы остаться на специализированном рынке, тем более сложном в период пандемии.
В мастерской освоили выпуск относительно недорогих малых предметов интерьера, чтобы каждый мог купить домой изящную вещицу. Даже стали делать лампы. Но малому предприятию требуется масштабирование, регулярный и стабильный сбыт, постоянный пакет заказов.
Поэтому в этом году ребята решили обратиться в Центр поддержки экспорта. Благодаря помощи нашлись партнёры в Нидерландах – фирма «Экоплант», которая занимается солнечными батареями. Они поворачиваются за солнцем, как подсолнухи. Для устройств потребовались огородки в виде стола и лавок. Долгая переписка и обсуждение проекта привели к тому, что в «Splice arch» сейчас для заказчика сделали лавочку и теперь ищут путь доставки. Это новый опыт, полученный благодаря господдержке, и новый виток развития для красноярской компании.
«За границей чутко чувствуют тренд на эко, нутром чувствуют. Вообще, выйти за рубеж – это круто и статусно. Мы думаем, что нашей продукцией мы можем заинтересовать страны СНГ и Прибалтику. Планируем обратиться за разными мерами поддержки в «Мой бизнес» и выставляться на маркеты. Нам показали много вариантов. Это очень здорово, что есть такие программы стимулирования бизнеса».