У Анатолия Тубольцева четыре дочки: Ольга, Ева, Евфросиния и Марфа. Все они танцуют, поют и занимаются музыкой. И папа уверен, что это заложено в девочках генетически. Каким-то неведомым образом они унаследовали гены своих польских прапрабабушек, чьи истории жизни вот уже больше 100 лет передаются в роду Тубольцевых из поколения в поколение.
Варшава – Минск – Иркутск – Минусинск – Канск - станция Иланская. Это только самые крупные населённые пункты, где приходилось жить их роду. Первая мировая, Русско-японская, Великая Отечественная – самые масштабные исторические события, которые перепахали их судьбы.
Семья Тубольцевых живёт в Железногорске, это закрытый город в 60 км от Красноярска. Весенним утром Анатолий привёз одну из своих младших дочерей, Марфу, на просмотр в Красноярский хореографический колледж. Балет для неё – мечта, а это шажок к её осуществлению.
Умения – по наследству
«Марфа названа в честь моей прабабушки Марфы Тубольцевой и очень на неё похожа. Евфросиния учится в пятом классе и тоже с раннего возраста танцует в образцовом ансамбле «Сибирята». Ева – гимназистка Мариинской женской гимназии. Старшая Ольга учится в Красноярском колледже искусств им. П. И. Иванова-Радкевича, она будущая певица», – рассказывает Анатолий о девочках.
Евфросиния тоже приехала с папой и сестрой. Девочки как две капли воды похожи друг на друга: гладкий пробор, танцевальная прическа, прямая спина. В этом году отец впервые рассказал им о том, что пришлось пережить их прапрабабушке Марфе Тубольцевой, которая родилась в Варшаве в семье польских евреев, и её близким.
На основе его рассказа Фрося написала школьное сочинение на конкурс «Моя семья в годы войны». Работа заняла первое место, а судьба близких прочно поселилась в её сердце. Оказалось, не просто так все девочки семьи танцуют и поют, а все женщины рода хорошо шьют. Этим же занимались их прапрабабушки в прошлом веке.
Фрося начинает первая. «Моего прапрадедушку звали Семён Игнатович Туболец, он был подпоручиком пехотного батальона Гродненской крепости. Летом 1901 года он приехал в Варшаву и влюбился в Марфу. Прапрабабушке тогда только исполнилось 19 лет, она работала в швейной мастерской своего отца. Семён зашёл в мастерскую, чтобы заказать шинель, ему предстояло ехать на службу в Красноярский край. Портного Адама Демича и его дочерей знали во всей Варшаве».
Дальше Анатолий и Фрося рассказывают вместе, дополняя друг друга и цитируя сочинение, больше похожее на рассказ или повесть.
«Марфа с особой любовью шила шинель для Семёна. Уже влюбившись, она представляла, что шьёт подвенечное платье. Поэтому и шинель вышла нарядной. А через полгода, на Рождество, Семён приехал в Варшаву вновь – свататься. Адам Демич благословил дочь и отпустил с любимым».
Вскоре Марфа уже шила платья барыням и крестьянкам Енисейской губернии.
Письма длиной в 40 лет
«В далёкой Сибири Марфа особенно скучала по своей племяннице Аннушке, потому что больше всех на свете любила её маму, свою старшую сестру. С Аннушкой они вели долгую переписку, которую остановила война».
Они писали друг другу 40 лет. Из писем Марфа знала, что Анна вышла замуж и родила двух дочерей: Марью и Софью, дала им обеим музыкальное образование. Девочки поступили на службу в польский театр имени Арнольда Шифмана. Марья – танцовщицей, а Софья – певицей.
«Варшавские Демичи и их сибирские родственники дружно гордились своими звёздочками. Осенью 1940 года Марья танцевала главную партию Нины в музыкальном спектакле по пьесе Лермонтова «Маскарад». Ей сшили очень красивое платье: голубая основа, рукава-фонарики, белые кружевные узоры и расшитый янтарными бусинами корсет. Всё это великолепие портила жёлтая звезда, пришитая вместо броши».
Демичи были польскими евреями, а Варшава во время Второй мировой была под немцами, и каждый еврей или подозреваемый в еврейском происхождении должен был носить на одежде жёлтую звезду Давида – еврейский символ. Перед выходом на сцену Марья отпорола звезду и приколола на её место бутон розы.
«Ей хотелось быть красивой и настоящей для публики». Во время танца булавка расстегнулась, роза упала на сцену. Девушка привлекла к себе внимание: в зрительном зале было много полицейских.
Жестокая расправа
После спектакля в гримёрную ворвались гестаповцы, сорвали с Марьи платье и вырезали на её груди звезду Давида. Маша потеряла сознание от боли. Гестаповцы запретили извозчикам и санитарам приближаться к театру. Танцоры и музыканты по очереди на руках несли истекающую кровью девушку в больницу. Марья умерла на пороге госпиталя.
После похорон её маму Анну бросили в варшавское гетто, где она вскоре погибла. А сестру Софью уволили из театра и выселили из квартиры. Режиссёр труппы помог ей достать билет до Бреста. Это спасло девушке жизнь. Софья провела в СССР все четыре года войны и смогла вернуться в Варшаву только в 1945 году.
«Зимой 1945 года, когда Красная армия защищала Варшаву от нацистской нечисти, Софья проникла в разрушенный, ещё дымящийся город. Никого из тех, к кому рвалось её сердце четыре долгих года войны, она не нашла. Родные улицы лежали в развалинах, а на могилах не было знакомых имён. В руинах родительского дома чудом сохранились обрывки маминых писем. Три года она писала по старым адресам уездных гарнизонов Восточной Сибири – это была её последняя надежда найти родственную нить. Однажды она получила сухой ответ из Иланского Красноярского края. В нём было мало надежды, но она приехала и нашла Марфу».
Так Марфа узнала, что случилось с её сестрой и со всей семьёй.

Орнамент из роз
«Когда закончились слёзы, Соня рассказала своей сибирской бабушке, что каждую осень вот уже почти десять лет она шьёт по памяти платье, которое было на Маше в день гибели, и дарит его детскому театру. Десять лет и десять платьев».
Следующие три ночи Марфа и Софья снова шили то самое платье.
«Они украсили его орнаментом из роз. На одной из них было пять лепестков, которые раскрывались звёздочкой, как на пилотке с фронтовой фотографии Павла, сына Марфы», – объясняет Фрося.
«Вот он, рядом с моим дедом, молодой и красивый, – помогает дочери Анатолий и показывает фотографию. – Павел – младший из сыновей Семёна и Марфы, ушёл воевать добровольцем на фронт вслед за старшим братом, моим дедом Ульяном. К началу войны ему только-только исполнилось 16 лет, он изменил в документах год рождения с 1924-го на 1922-й.
Уже с фронта он прислал родителям своё фото. На обороте подпись и дата рождения – 1922 год. Это был знак. Никто не отправляет родителям фотографию, подписывая дату своего рождения, они и так её прекрасно знают».

До сегодняшнего дня то платье, к сожалению, не дожило. Но сама история передаётся в семье Тубольцевых из поколения в поколение вот уже много десятков лет.
«Вот Семён и Марфа с дочками, – протягивает чёрно-белое фото Анатолий. – В нашей Марфе и правда можно разглядеть черты прапрабабушки».
Маленькая Марфа, услышав своё имя, широко улыбается, взмахивая густыми ресницами над огромными синими глазами.
«Моя семья теперь у меня как на ладони, – говорит Евфросиния, – я невероятно ею горжусь, и мне очень жалко, что ей пришлось пережить такое».
Белый офицер и модистка
Тогда, в 1950-м, это был единственный приезд Софьи в Сибирь. После она вернулась в Польшу, и никто не знает, как сложилась её дальнейшая судьба. А для Семёна и Марфы Сибирь стала второй родиной.
«Они приехали в Иркутск в 1903 году, – продолжает Анатолий, – но нормальная семейная жизнь поначалу не складывалась. Молодого офицера с хорошим образованием назначили ответственным за поставку нового вооружения, он постоянно ездил на Восток. Скорее всего, это были порты Маньчжурии».
Марфа ждала мужа и занималась любимым делом – шила на заказ. Она была очень востребованной портнихой в городе. «У неё удивительным образом получалось упрощать дамские наряды настолько, что они становились доступными даже малообеспеченным женщинам, но в то же время оставались невероятно модными, стильными и нарядными. Наверняка она привезла с собой из Варшавы выкройки, которых в Сибири не видели».
В 1904 году началась Русско-японская война, и Семён уехал в Маньчжурию уже не за новым вооружением, а воевать. Марфа осталась беременной в их иркутской квартире и, пока муж был на фронте, родила дочь Агафью. А вскоре поступила на работу в иркутский Красный крест. Она шила нижнее бельё для раненых, которых привозили в Иркутск эшелонами. Город стал перевалочным пунктом при возвращении солдат на родину. Исподнее расходовалось как бинты, его нужно было много.
Осенью 1905 года Семён вернулся домой и вскоре вступил в одну из оппозиционных политических партий, что серьёзно ударило по его армейской карьере. Ему сократили жалованье и фактически выслали из Иркутска в небольшой гарнизон в Минусинский уезд. Почти на четыре года Марфа вновь осталась в Иркутске одна. Через несколько месяцев после возвращения его опять перекинули на новое место – уже в Канский уезд. Туда, измученные жизнью друг без друга, они поехали вместе. Марфа ждала второго ребёнка.

Две Прасковьи
«Зима, холод, они с маленьким ребёнком в вагоне, поезд движется невероятно медленно. В дороге у Марфы начались роды. Попутчики, как смогли, соорудили им уголок за занавеской. Родилась вторая дочка, Прасковья. Доктора, которых удавалось найти на станциях, только разводили руками: «Шансов довезти ребёнка живым практически нет». Семён и Марфа в один из моментов смирились, что потеряют дочь, и договорились, что у них обязательно родится ещё одна девочка, и они назовут её Прасковьей в честь этой малышки. Но случилось чудо – ребёнок выжил. Через девять лет у них родилась ещё одна девочка. Так в семье стало две Прасковьи. Нарушить слово, данное друг другу в том зимнем поезде, они не смогли. Дома, чтобы не путать, девочек звали по-разному. Старшую – Паша, а младшую – Пана», – рассказывает Анатолий.
В честь отца и деда
Приехав в Канский уезд, Семён решил уйти в отставку. По Столыпинской реформе получил земельный надел и организовал крестьянско-фермерское хозяйство. Деревня Слобцы, где была земля, стала родовым имением семьи вплоть до 1930 года. Хозяйство было устроено с размахом: мукомольное производство, конезавод. В семье один за другим родились Клементий и Иулиан, а затем Павел и младшая дочка Наташа. Итого семеро детей.

«Иулиан, или Ульян – это мой дед. В честь него названы мой отец и я». Анатолий подозревает, что именно с 1928 по 1930 год семья поменяла фамилию с Туболец на Тубольцевы. Возможно, сыграла роль смена режима или Семён переживал за своё армейское прошлое в царской армии.
Они не только поменяли фамилию, но и бросили свою деревню, хозяйство, всё имущество, кроме одной лошади и гужевой повозки, сдали ВЧК и переехали в Иланский. Можно только предположить, что так Семён спасал семью в жёстких условиях тридцатых годов.
«Доживали свой век они в доме моих деда и бабушки. – Рассказывая о родных, Анатолий в какой-то момент не может сдержать слёз. – Семён умер в 1953 году. Его провожали в последний путь в шинели. И, мне кажется, той самой, которую ему сшила Марфа – он до конца жизни носил её, практически не снимая».
Марфа прожила после Семёна еще девять лет, восемь из них активно занималась воспитанием внуков, а их было тридцать три. До самого конца обшивала близких и передала своё мастерство всем девочкам семьи. Талант к шитью у женской половины теперь в крови. Похоронили Марфу и Семёна в Иланском.
«В нашей семье есть семь слов, которые мы получили в наследство от Семёна и Марфы, – продолжает Анатолий. – В самом начале девяностых друг детства предложил моему отцу заняться сельскохозяйственным бизнесом на землях Семёна, которые тот оставил. Оказалось, отец является их конечным правообладателем. Это было заманчивое предложение, друг взял кредит у государства, открывались колоссальные перспективы для бизнеса. Но отец ответил словами Семёна: «Последнюю лошадь продам, в колхоз не пойду». Именно их когда-то в тридцатые годы публично и громогласно произнёс Семён, когда ему, успешному крестьянину, предложили пойти в колхоз. Отдал всё имущество государству, остался ни с чем, но в колхоз не вступил. Эти семь слов – притча во языцех во всех семьях нашего рода. Они очень ёмкие и могут сегодня означать довольно много. И все мы так или иначе соотносим с ними решения, которые нам порой приходится принимать».
Дед Анатолия Ульян вернулся с войны. С братом Павлом они так и не встретились.
«11 мая 1942 года, в год своего 18-летия, защищая новгородскую землю, Павел Семёнович Тубольцев, внук мастера Демича, погиб в бою с нацистами, чтобы девочки на нашей земле всегда танцевали в красивых платьях, – заканчивает словами из сочинения Евфросиния. – Мы так и назвали сочинение – «У Великой победы красивое платье».
Чтобы фамилия не исчезла
Отец Анатолия оставил добрый след в истории Красноярского края. Он был заместителем главы администрации Железногорска, а позже – заместителем губернатора региона – руководителем департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края. Его запомнили как честного, порядочного и открытого человека, профессионала высокого уровня. К сожалению, он очень рано ушёл из жизни.
Несколько лет назад Анатолий решил вернуть себе фамилию прадеда. Правда, букву в середине поменял на «а», такой вариант был в одном из документов его деда. Теперь он Тубалец. Хотя его жена и все девочки остались Тубольцевыми.
«Это мой вклад в сохранение памяти о нашем роде, чтобы настоящая фамилия семьи не исчезла совсем. Больше этого я вряд ли могу сделать», – считает он.