Полтора года настоятель храма в Творогово Красноярского края находился в зоне СВО. Батюшка с позывным «Пересвет» окормлял и выносил из-под обстрелов раненых бойцов под Угледаром, Авдеевкой, Бахмутом. За всё это время он ни разу не взял в руки боевое оружие. Отец Роман убеждён, что, пролив кровь человека, даже врага, священник теряет право так называться.
Дорога к храму
Отец Роман Хамадиев (в миру Марат) – коренной сибиряк, родился в Сухобузимском районе, рос в многодетной семье, где было четверо детей. У батюшки два брата и сестра. Когда мальчику исполнилось шесть лет, в 1992 году, семья перебралась в небольшую деревню Творогово в Емельяновском районе.
В девяностых годах его мама приняла православную веру и однажды принесла домой икону Божьей матери Скоропослушницы, которая помогает верующим исполнять их просьбы и мольбы.
«Глядя на неё, понимал, что есть Творец, и он нас слышит. С детства молился Богу, хотя крещёным не был. Только в 17 лет вместе со старшим братом в Покровском кафедральном соборе принял таинство крещения. Очень понравилась благодатная атмосфера, которая царила в храме. По святцам мне дали имя Роман», – вспоминает батюшка.
С этим именем его рукоположили сначала в дьяконы, потом в иереи. Вот уже десять лет он служит настоятелем церкви иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Творогово, которую, начав в 2015 году, сам и построил. Спустя пять лет в ней прошло первое богослужение.
В начале февраля 2023 года отец пятерых детей ушёл добровольцем на СВО. Матушка Анна приняла его решение со смирением: знала, что супруг его не изменит.
«Дома не могу сидеть»
Благословил отца Романа на ратный подвиг митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
«Пришёл к владыке, сказал, что дома не могу сидеть, мне надо туда. Хочу послужить Родине. Митрополит благословил, сказал: "Поезжай"».
Батюшка попал на Угледарское направление в мотострелковую бригаду. Был командиром отделения сбора и эвакуации раненых в медицинском взводе.
По словам отца Романа, немногие священники находятся на самой передовой. В основном они служат в тылу. Их берегут.
При знакомстве комбриг сказал: негоже, чтобы батюшка солдатом по лесополке бегал. Хотел взять его в тыл своим помощником, но отец Роман остался на передовой.
«Мне хотелось быть рядом со своими ребятами, которые идут в атаку и держат оборону, хотелось пройти этот путь с ними. Окормлял бойцов, наставлял, учил их избегать опасности, крестил, исповедовал, причащал, служил молебны и панихиды», – делится настоятель.
Бойцов сначала удивило, что батюшка вместе с ними ест и пьёт из одной чашки, спит в окопах и вытаскивает из-под обстрелов раненых. Потом привыкли.
Внешне он от них почти не отличался: военная форма, каска, бронежилет. Единственное, никогда не носил разгрузку для БК и за всё время ни разу не взял на передовую оружие, только аптечку. Шёл на задание с молитвой и за полтора года на передовой ни разу не стрелял по противнику.
Там, за ленточкой, смерть очень близка, а потому, когда не за что зацепиться и спастись, человек начинает призывать Бога. Те, у кого раньше не было нательных крестиков, начали их носить.
«Когда находишься в окопе и ребята видят тебя рядом, в их душе начинает разгораться искра веры. У нас был замполит, который говорил, что он атеист. После моего отъезда с передовой позвонил и попросил вернуться. Ему нужно было поговорить. Вот вам и атеист. Другой парень – родновер, ходил со мной на службу, исповедовался. Ещё один боец даже крест не носил, потом тот, что я ему дал, потерял. Жена купила другой, но ему нужен был именно тот, что надел фронтовой батюшка», – делится священник.
По словам отца Романа, все к нему относились с уважением, хотя среди бойцов были люди разного вероисповедания: мусульмане, родноверы (это славянское неоязычество). Кстати, их много было и среди вагнеровцев.
«Мы рядом с ними стояли в окопах под Бахмутом в мае-июне прошлого года, когда они передавали нам свои позиции. Некоторые подходили за благословением, много с ними беседовал, в том числе о чудесах, которые там происходили», – рассказывает батюшка.
«С жизнью попрощался»
Там чудеса случались постоянно, говорит отец Роман.
В посёлке Владимировка под Бахмутом в купол храма попал снаряд, церковь сгорела, а крест остался невредимым. В деревне Отрадовка отец Роман в развалинах нашёл запрестольный крест, с ним прошёл крестным ходом по деревне.
Случай, когда мог попасть в плен, из памяти уже не вычеркнуть. Во время контрнаступления ВСУ под Бахмутом враг обстреливал позиции наших бойцов всем, что у него было.
После того как его контузило (уже второй раз), пришёл в себя и увидел остановившийся в 20 метрах вражеский БМП «Брэдли».
«У меня было два варианта: либо поднять руки, либо бежать в гору до своих. Попасть в плен для меня самое страшное, потому смерть лучше бесчестья, но у меня даже гранаты не было. Побежал. Враги начали стрелять, только искры от пуль вокруг разлетались. Упал в воронку. Вээсушники подумали, что убили, и поехали дальше. Я сдуру снова побежал и опять попал под обстрел. В итоге добрался до своих, и ни одна пуля в меня не попала. Знаю, что Господь невидимой рукой отводил от меня смерть», – рассказывает батюшка.
На Авдеевском направлении у населённого пункта Водяное он спас своего боевого товарища Георгия, которого тяжело ранило, сам тогда получил первую контузию.
«Думал, не выживем, даже с жизнью попрощался. Ползли с ним около трёх километров. Очень тяжело эвакуировать раненого днём, когда над тобой висят беспилотники. Ты для них живая мишень. В одном из окопов решили передохнуть. Там уже было двое, потом забежали ещё пятеро. И тут вражеский танк начал прицельно бить по окопу. Всех ребят вытолкнул, выбежал последним, и через десять секунд туда прилетел снаряд. Разве не чудо?» – говорит батюшка.
Благословлял перед боем
И таких случаев на передовой было множество: то мина под ногами не разорвётся, то арта бьёт и не попадает. Как объяснить, что вражеский танк, когда священник вместе с командиром прятался в специальном сооружении, расстрелял весь свой боекомплект и ни разу не попал?
«В тот момент я тихо молился. Мой командир, мусульманин, говорит: «Смотрю на тебя, Пересвет, что у тебя нет паники, и мне спокойнее становится». Уверен на сто процентов: это не совпадение, а промысел божий», – убеждён отец Роман.
Батюшка говорит, что служение на передовой в корне отличается от мирной жизни.
«Воинам, которые готовятся к штурму, нужно сказать, что они идут не умирать, а выполнять задачу, и должны остаться в живых. А Господь поможет и защитит. Благословлял ребят перед боем, окроплял святой водой», – рассказывает священник.
После возвращения с СВО митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон наградил отца Романа медалями Красноярской епархии в честь священномученика Амфилохия I, II и III степени. Теперь батюшка – полный кавалер этой награды. За боевые заслуги священник получил медаль Георгия Жукова и медаль «За спасение погибавших».
У батюшки в мирной жизни много работы. У него есть и второй приход – в селе Устюг, тоже в Емельяновском районе. Вместе со своими прихожанами с нуля построил там небольшой храм святителя Николая Чудотворца. Осталось сделать внутреннюю отделку, и можно проводить богослужения.