Примерное время чтения: 10 минут
742

«Прислали бригаду мусульман». Как батюшка в Сибири храм восстановил

«АиФ на Енисее» №52 (2301) 25/12/2024
15 лет Андрей Кручинин - настоятель храма, который сам восстановил.
15 лет Андрей Кручинин - настоятель храма, который сам восстановил. / Андрей Кручинкин / Из личного архивa

Он мог сделать спортивную карьеру в лёгкой атлетике, для этого у Андрея Кручинкина были все задатки, но стал священником. Уже 15 лет отец Андрей – настоятель Свято-Троицкого храма в селе Частоостровское Красноярского края, который он восстановил вместе с местными жителями и благотворителями за пять лет.  

Когда колядовать на Руси?

Татьяна Фирсова, корреспондент krsk.aif.ru: Отец Андрей, 7 января мы будем отмечать один из главных христианских праздников – Рождество Христово. Что для вас этот праздник? И сохранилась ли на селе традиция колядовать на Святки, которые начнутся после Рождества?

Фото: Из личного архивa/ Андрей Кручинкин

Андрей Кручинкин: Праздник Рождества связан с духовной жизнью человека. Согласно Священному Писанию, Иисус Христос родился в пещере для стойла скота среди сена и соломы. Свободных мест на постоялых дворах в Вифлееме, куда пришли Дева Мария с Иосифом Обручником, не было. После рождения Пресвятая Дева положила младенца в ясли. Так явился в мир Спаситель, чтобы показать главный закон – миром правит любовь. В этот праздничный день в Свято-Троицком храме проведём Литургию, соберёмся с прихожанами, чтобы пообщаться за чашечкой чая.

Рождество для нашей семьи – это возможность почувствовать любовь Христа, с матушкой обнять своих четырёх сыновей, собраться вместе за одним столом.

Что касается Святок, то раньше местные ребятишки ходили по домам, пели песни про Коляду, я угощал их конфетами. Посмотрим, как будет в этом году. Надо сказать, колядовать – это скорее языческая традиция, которая со временем трансформировалась в христианскую.

– После рождественского поста разрешается есть мясную и молочную пищу. Есть у вас блюдо, которое обязательно готовите на праздник?

– Так как 7 января заканчивается пост, можно вкушать скоромную пищу. У нас всё довольно скромно: несколько салатов на быструю руку и запечённая в духовке курица с картофелем. Изысков нет, да мы все непривередливые.

Из Семипалатинска в Тобольск 

– Насколько я знаю, вы родом из Казахстана, из Семипалатинска. Росли в христианской семье? Почему решили стать священником?

– Папа – строитель, мама – швея. После развода ей пришлось одной поднимать меня и сестру. Жили трудно.

Когда мне было тринадцать лет, мы с мамой шли мимо Воскресенского храма в Семипалатинске. Мне стало интересно, что внутри, – предложил зайти. Потом ходил исповедоваться, причащаться, пел на клиросе.

Фото: Из личного архивa/ Андрей Кручинкин

Однажды настоятель храма отец Фёдор попросил помочь ему на службе, поручил зажечь лампадки. У меня от волнения руки тряслись. Потом стал пономарём. Так началась моя осмысленная церковная жизнь.

Хотя в школе успешно занимался лёгкой атлетикой и хотел стать тренером, ближе к совершеннолетию понял: важнее посвятить себя служению Богу, чем спорту. По предложению отца Фёдора поступил в Тобольскую духовную семинарию.

– Почему Тобольск? Ведь путь из Казахстана не близкий.

– Приглашение пришло из нескольких учебных заведений – Кишинёвской, Киевской, Московской, Санкт-Петербургской и Тобольской семинарий. Не знал, что выбрать. Отец Фёдор посоветовал помолиться Пресвятой Богородице и кинуть жребий. Какой город выпадет, туда и поступать. Сразу вытянул Тобольскую духовную семинарию, но решил перепроверить. Второй раз выпала Московская семинария. Подумал: «Какой я Фома неверующий… Всё. Куда выпадет третий раз, туда и поеду». Выпал снова Тобольск.

Отец Фёдор, не зная об этом, начал писать рекомендацию на имя ректора Тобольской семинарии.

– А как вы стали сельским батюшкой?

– После семинарии пять лет служил настоятелем Свято-Никольского храма в Надыме Ямало-Ненецкого округа, где у меня родились четыре мальчика. Так как дети на севере часто болели, меня перевели в Тюменскую область. Потом были Канск, Большая Мурта. С 2009 года – настоятель Свято-Троицкого храма в Часто­островском.

«Намаз читаешь?»

– Храм поражает своей величественной красотой, но ведь он долго был в плачевном состоянии. Каким вы увидели его первый раз?

– В состоянии руин. Уцелела только центральная часть и колокольня, зимняя часть была полностью разрушена. Внутри не было ни окон, ни пола, в стенах зияли огромные дыры, потому что жители выдалбливали из стен кирпичи, чтобы строить бани, ремонтировать печи.

С представителями благо­творительного фонда поддерж­ки Свято-Троицкого храма мы возродили православную общину, потом начали заниматься восстановлением, искали благотворителей.

Председатель фонда Василий Коряковцев, будучи в Красноярске, проходил мимо вывески одной строительной компании. Подумал: она-то нам и нужна. Встретился с генеральным директором Николаем Коваленко, и тот начал помогать восстанавливать храм.

Работы шли с 2010 по 2015 год. Однажды прислали бригаду мусульман. Как ни подойду к их вагончику, слышу – молятся. Как-то раз бригадир привёз нового рабочего, так я с ходу спросил: «Намаз читаешь?» Тот так растерялся, что православный священник его об этом спрашивает, даже не смог сразу ответить.

Свято-Троицкий храм восстановили буквально из руин.
Свято-Троицкий храм восстановили буквально из руин. Фото: Коллаж АиФ/ Максим Тодорашко

– Слышала, в храме есть чудотворные иконы. Это миф или правда?

– Правда. Феодоровскую икону Божией Матери красноярка Надежда нашла в московской разрушенной церкви, отреставрировала, привезла с собой, хранила дома. Наш храм ей так понравился, что она передала икону нам.

Был случай, когда к иконе приехали три девушки помолиться о замужестве. После этого в один год стали мамами. 

Икону «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками» подарила жительница Куваршино Ольга. Разбирала старые вещи, искала, чем растопить печь в доме, и нашла какую-то дощечку. Очистила от пыли и грязи и увидела святой лик. 

– В нашей беседе вы несколько раз упомянули, что заняты на работе. Вам приходится подрабатывать где-то ещё?

– С благословения архиерея работаю по своему профилю в православной сувенирной лавке в одном из торговых центров Красноярска. Вынужден это делать, потому что тех средств, которые имеет Частоостровский приход, недостаточно. Порой их не хватает даже на бытовые нужды и содержание семьи.

С наступлением зимы прихожан, паломников и туристов становится меньше, а расходы на отопление и электроэнергию постоянно растут.

Фото: Из личного архивa/ Андрей Кручинкин

Флажки на минном поле

– В Красноярском крае много восстанавливают церквей и храмов. Как вы считаете, люди духовно просыпаются?

– Сложный вопрос. Несколько лет назад была опубликована статистика по количеству православных верующих в России. Она показала, что тех, кто ходит в храм, соблюдает посты, молится, ведёт христианский образ жизни, от 2 до 7%. Многие считают себя верующими, потому что крещёные, но не особо следуют христианским традициям.

Считаю, чтобы это изменить, нужно показать людям путь в православие, не обременяя их строгими правилами, но и не расслабляя. Чтобы истинно верующих стало больше, Церк­ви нужно искать современные подходы, касающиеся жизни христианина в миру.

Священники, как посланники Бога, должны научить человека следовать Христовым заповедям, которые, как флажки на минном поле, предостерегают от греха, опасности и смерти.

Копелланы.
Копелланы. Фото: Из личного архивa/ Андрей Кручинкин

Мне пришлось с этим столкнуться. В 2004 году вместе с другим батюшкой я уехал на вторую чеченскую войну капелланом. У меня уже было четверо маленьких детей, и я понимал, что могу оставить их сиротами. Для боевиков мы были мишенями номер один.

Поймать, расстрелять и замучить священников было равносильно взятию в плен генерала. Они нас ненавидели, потому что мы молились, благословляли наше оружие. Но этот опыт помог мне как мужчине и христианину перебороть страх и оказать помощь в сложной ситуации, что очень важно.  

– Чего бы вы пожелали читателям в преддверии Рождества Христова?

– Помнить, что в этот мир мы пришли как избранные Богом, и у каждого есть предназначение, которое мы должны исполнить, прежде всего – помогать ближнему. Конечно, всем здоровья и благополучия.  

Досье
Андрей КРУЧИНКИН. Родился в 1973 году в Семипалатинске (Казахстан). Окончил Тобольскую духовную семинарию. Служил настоятелем Свято-Никольского храма в Надыме Ямало-Ненецкого округа, в Тюменской области, Канске, Большой Мурте. С 2009 года – настоятель Свято-Троицкого храма в селе Частоостровское Емельяновского района. Духовник Красноярской общественной организации «Союз казаков Енисея». Женат, четверо сыновей.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах