Самонадеянность губит современных мужчин и их семьи, уверен иерей Родион ПЕТРИКОВ, известный в Красноярске православный священник, психолог и блогер.
Из технаря в иереи
- Отец Родион, вы получили инженерное образование, но потом приняли сан. Что вас привело к этому?
- Я получил профессию инженера систем автоматизированного проектирования, но ещё со второго курса понял, что это не моё. Каждый раз после лент шёл в библиотеку. Открыл для себя Довлатова, Веллера, Гениса, Бродского. Не найдя ни в литературе, ни в психологии, ни в философии истины, обратился к религии. И нашёл её в православии.
- Как близкие люди восприняли ваш уход в религию?
- Друзья воспринимали как лёгкое религиозное помешательство, «православие головного мозга». Мама - мусульманка, по её линии все родственники татары, башкиры, они болезненно отнеслись к этому, думали, что заблуждаюсь. Вспоминаю встречу с двоюродным дедушкой Равилем: я привёз показать богослужебную фотографию, он спрашивает: «А тебе платят зарплату?» Говорю: «Да». А я получаю плату как священнослужитель. Он закрывает альбом и говорит: «Всё это чушь и ерунда». Но всё равно я за них молюсь. Сейчас большинство родственников относятся с пониманием.
- А как совмещается работа священника и психолога?
- Есть огромное число ситуаций, в которых психолог или протестантский пастор бессилен, потому что они не священнодействуют, а ты через таинства можешь помочь человеку и дать утешение Божьей благодатью. Когда дети находятся на грани жизни и смерти, можешь их покрестить, дать надежду на наследование вечной жизни бабушкам и молодым людям под катетерами в реанимации, помолиться, исповедовать, причастить.
Наркомания - болезнь навсегда
- Много лет в нашей стране актуальна проблема наркомании. Зарабатывая на этом грязном бизнесе, наркодельцы всё больше втягивают в свои сети молодёжь. Церковь нередко упрекают в том, что она мало занимается реабилитацией наркозависимых. Как думаете, почему?
- Вы активны в социальных сетях. Высказываться не боитесь? Кажется, в церкви строго следят за тем, чтобы священники не говорили лишнего.
- Посты по церковной тематике порой вызывают неоднозначную реакцию со стороны сослужителей. А когда о внешних событиях говорю, от мирян достаётся: «попы лезут с оценками». Считаю, полезно выходить в пространство вне церкви, чтобы видели, что у духовенства есть своя позиция. Не получает тот, кто ничего не делает. Это вырабатывает смирение. Вы просите у Бога смирения, и он не даёт его просто так, а даёт ситуации, в которых ты можешь смириться.
- А позиционирование себя в соцсетях для вас не искушение гордыни?
- Надо забыть о себе и идти с проповедью о Боге. Став обзорным и доступным, ты можешь помочь большему числу людей.
- Монах Фотий стал победителем телевизионного проекта «Голос». Это нормально, что священники участвуют в шоу?
- С одной стороны, церковь проповедует в мире, с другой - происходит обмирщение церкви: она упрощается, сакральное становится обыденным и простым. Петь у нас всегда умели - красиво, хорошо. И Фотий показал, что в церкви тоже есть мастера, так поют, что Градский плачет. Сиди у себя Фотий в келье, о его обители бы не узнали. Теперь туда будут ездить паломники. Но это и пример, чтобы миссионеры осмелели, пошли в мир. Современных людей, кроме как через успешность, к сожалению, ничем не заразишь. В этом смысле больше плюсов, чем минусов.
Не стреляйте, мужики!
- Недавно в крае случились две чудовищные трагедии. Сначала предприниматель из Курагинского района убил собственных детей, беременную жену и покончил с собой. Через неделю аналогичная история произошла в Уярском районе. Женщины считают, что многие мужчины перестали быть опорой, бегут от ответственности. Как думаете, почему это происходит?
- С одной стороны, это самонадеянность: «никто, кроме меня». Мужчина не надеется ни на Бога, ни на окружающих, чувствует себя бесконечно одиноким. Это и городская проблема: утратился дух общинности, который был в деревне. Раньше у человека сгорал дом - миром ставили, сегодня так городскую квартиру восстанавливать не будут.
Есть и проблема инфантилизации мужчины, когда он перестаёт нести ответственность и за себя, и за семью. Нас воспитывали в крайней избалованности. Родители вышли из эпохи стрессовых 90-х, жили в стеснённых обстоятельствах, им не удалось поесть батон с красной икрой, и они пытаются закормить детей. Из-за сверхзаботы ребёнок не умеет нести за себя ответственность.
- Наверное, с этим связана и страсть людей к лёгким деньгам - кредитным.
- Когда человек оказывается не способным решать серьёзные жизненные задачи, он попадает в кредитную зависимость. В моей практике было два случая, когда родственники звонили после того, как их близкие совершили самоубийство из-за непосильных кредитов. В кредитную зависимость попадают инфантильные, незрелые люди. Отдал паспорт, дали 30 тыс., и ты доволен, пока коллекторы не начнут звонить.
- Женщина тоже сегодня утрачивает свою роль матери и хранительницы очага. Молодёжь семейные роли распределяет по-западному поровну - нет главы семейства. Чем это чревато?
- Я говорил с психологом центра искусственного оплодотворения, он отмечает, что приходят к ним девушки под и за 30, красавицы, успешные, умницы, но не могут забеременеть - слишком много усилий было отдано карьере. В семье заключается женское счастье, его не восполнить успехом.
- Бытует мнение, что в церковь в большинстве своём идут, когда случается несчастье…
- В основном в церковь идут, когда хотят избежать неприятности. Случилось горе, потрясение: развод, болезнь детей, потеря близкого - ищут утешения. Раковых больных много приходит в храм. Бабушки, похоронившие мужей, ищут общинности. Во-первых, они приходят к Богу, а во-вторых - к людям. Нельзя разделить это в церкви. Тех, кто приходит в церковь из жажды истины, мало, 5 к 95. Но всё-таки идут не в супермаркет, не в театр, а в церковь, и это подтверждает, что она обладает высоким потенциалом утешения.