aif.ru counter
18.04.2014 15:07
917

Красноярские скульпторы не должны спускаться на уровень обывателя

Нина Зуева / АиФ

Какую смысловую нагрузку несут красноярские памятники? Некоторые из них просто неуместны в городе. Другие могли бы выглядеть иначе. Например, памятник Ивану Ярыгину мог быть менее натуралистичным. А «Астафьева» можно было посадить на берегу Енисея, а не устанавливать огромный монумент во фраке, который, кстати, писатель носил редко,  и спиной к великой реке. В международный день памятников об особенностях скульптуры Красноярска рассказывает искусствовед, член Союза художников России, главный специалист регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской Академии художеств  Наталья Тригалева.

Наталья Тригалева, специалист регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской Академии художеств Фото: АиФ / Нина Зуева

Нина Зуева, корреспондент АиФ-Красноярск: Наталья Вассиановна, в чем смысл скульптур пьяницы, сантехника или фотографа, установленных в Красноярске?

Наталья Тригалева: Во-первых, давайте разберемся. Многие ошибочно считают памятником любую скульптуру, стоящую на улице, на самом деле, это не так.

Такие категории, как пьяницы, фотографы и клоуны - совсем не памятники, потому что они не посвящены конкретному событию или человеку. В профессиональной классификации это называется монументально-декоративная скульптура. Бывает еще садово-парковая скульптура в сквере, например.

Декоративные скульптуры просто украшают город. Они могут быть установлены по разным поводам, по частной инициативе. Например, «Бременские музыканты» на проспекте Красноярский рабочий, или скульптура у «Водоканала» - «Слесарь-сантехник с помощником», или «Фотограф» у магазина «Кодак» в центре города.

Наталья Тригалева показывает примеры неудачных памятников Фото: АиФ / Нина Зуева

Памятник же должен напоминать о личности или событии, нести содержание и выглядеть солидно. «Поздеев», «Резанов», «Астафьев», «Суриков» -  это памятники.  А то, что неподалеку от Астафьева, - «белая лошадь» - это вообще не памятник и не скульптура.

-А что это?

- Любительская поделка, непонятно, каким образом установленная. Был даже объявлен конкурс на изготовление жеребенка для этой лошади, представляете? «Белая лошадь» -  частная инициатива   родственника местного депутата, который занимается ковкой. Он сам изготовил ее и «подарил» городу. А то, что в городе таких уродов ставить нельзя, это никого не касается.

-Почему уродов?

-Вы видели эту лошадь? Она поставлена неудачно, сделана с точки зрения художественной формы безграмотно. Там нет элементарных пропорций, анатомии. Когда было открытие этого, с позволения сказать монумента, председатель союза художников высказал свое замечание о том, что лошадь - не лошадь, а непонятно какой зверь. Автор ответил, нет, ветеринар смотрел, сказал, что лошадь правильная. Искусство должны оценивать не ветеринары, а профессионалы. Это любительская вещь, пустая с точки зрения содержания и смысла.

-Есть ли еще какие-то неудачные скульптуры в нашем городе?

-Сразу и не вспомнишь, но точно есть. Можно сказать здесь об элементах озеленения: расплодившиеся слоны, лоси, жирафы, на Красрабе - часовня  и пушечка с ядром, - все это тоже сделано очень непрофессионально и плохо с художественной точки зрения. Это можно поместить где-то на даче, но не на главной улице.

Слоны, фигура вертикального озеленения на Копылова Фото: АиФ / Татьяна Руденко

-Почему это плохо?

-Почему они плохи для обывателя? Вообще обыватель -  реально существующая категория людей. Но в формировании эстетической среды города не стоит ориентироваться на вкус обывателя. Здесь на первом месте профессионализм, художественные качества.

Объяснить в двух словах, чем все эти элементы озеленения плохи с художественной точки зрения, трудно. Но я попробую. В декоративном искусстве, особенно если это растительные формы, не должно быть натурализма. То есть они должны содержать какой-то художественный образ. Быть красивыми по объему, пропорциями, выявлять красоту самих растений, но не имитировать натуралистично какой-то реальный объект. Это противоречит сущности скульптуры.

Ведь скульптура  - это такое хитрое искусство. Почему? Если мы рассматриваем живопись, то здесь не полная имитация натуры, а ее условная передача на двухмерной плоскости холста. Возможен большой разброс внешнего вида нарисованного предмета, но предмет этот для нас все равно вполне узнаваемый. Или, если живопись не реалистичная, то различные ассоциации, возникающие под воздействием цвета, линий и так далее. Но правдоподобность на грани иллюзорности в живописи, в принципе, допустима.

А скульптура к полному натурализму, подобию реальности не должна приближаться по одной причине - она трехмерная. Если сделать ее натуралистично, она уже становится не  произведением искусства, а просто копией, муляжом, восковой фигурой, манекеном. Она, может и выглядит, как настоящая, в каких то случаях, это может быть даже забавно, но это уводит ее от искусства. 

-Она может выглядеть страшно?

-Иногда может быть и страшно. Этот запугивающий эффект использовался в древнем искусстве в храмах, чтобы люди воспринимали богов как живых, поклонялись им, боялись.

В искусстве прошлых веков были такие казусы, но это было не высокое искусство, а развлекательное. Были и так называемые обманки, правда, чаще не скульптурные, а живописные. Например, на стене полочка, там книжки. Вы хотите взять -  книжки нарисованные. Или вы пришли в гости, а из-за двери выглядывает служанка. На самом деле, это  деревянная доска, на которой изображена очень реалистичная фигура. Можно обмануться.

Скульптура должна от этой обманности уходить. Она должна быть более обобщенной. Тут играют роль и размеры. Например, «Родина - Мать» в Волгограде настолько огромная, что если добавить ей натуралистических детали, она будет казаться монстром. То есть скульптура должна быть относительно условной, содержать образ, идею, но не копировать дословно. А тем более эту копию не нужно увеличивать до огромных размеров.

-Памятник Ленину тоже огромный.

- Он стоит с 70-го года. Его делал ленинградский скульптор Вениамин Пинчук. В этой работе  участвовал ставший потом знаменитым Юрий Павлович Ишханов. «Ленин» -  стандартный памятник, подобных полно в стране. Но как скульптура он выполнен неплохо. Во - первых, он похож. Во - вторых, имеет правильные пропорции, передано движение фигуры. И в нем нет натурализма, измельченных деталей: волосков, ресничек, складок на одежде. Поэтому он смотрится возвышенно. Это хорошая скульптура. Хотя она и  отражает идеологию, от которой мы отказались, не стоит ее убирать, так как это свидетельство того времени.

"Кандальный путь" на правобережье Красноярска Фото: АиФ / Инга Самошина

То же можно сказать про скульптурную группу «Кандальный путь» на проспекте Красноярский рабочий. Хотя лично мне она не нравится.  Но это памятник эпохи. И как скульптурная группа, произведение, он сделан профессионально, качественно. Там рассчитано расположение каменных блоков, их соотношение с основной фигурой. Правда, сама фигура по техническим причинам получилась немного приземистой. Но в целом это хорошая скульптурная композиция. То, что она меня не трогает душевно, это уже мое личное мнение.

-Какая здесь символика?

- Символика понятная - Сибирь, ссылка, революционеры в кандалах. Вообще скульптор Ишханов  (а «Кандальный путь» - его творение) - человек, который поставил памятники во многих местах страны. В Красноярске - Ленину, Кирову перед зданием бывшей районной администрации, художнику Ряузову. Его же «Дзержинский» на одноименной улице. Еще совершенно изумительный надгробный памятник «Годенко». Это лиричная, строгая, скорбная, но без слезливости, композиция.

Такая ирония судьбы: Юрий Павлович Ишханов - человек, который увековечил многих людей, украсил город памятниками, до сих пор не имеет памятника на могиле. Никак пока не получается установить. И мы, и Союз художников, и вдова его бьются над этой проблемой. Есть проект, готова модель, которую нужно перевести в бронзу. Но наш город никак не может найти деньги, решить вопрос, чтобы поставить хотя бы нормальное надгробие. Он умер  в 2009 году, но на могиле до сих пор стоит деревянный крест.

Правда, в последнее время этот вопрос с мертвой точки сдвинулся. Мы написали письма главе города, губернатору и, может быть найдем, средства и материалы, чтобы установить достойный памятник Ишханову.

-Очень популярен в народе памятник художнику Поздееву, ему все трут нос.

-Были даже акты вандализма, когда у «Андрея Поздеева» воровали зонтик. Автор этой скульптуры Юрий Злотя. В свое время он стажировался здесь, в Академии художеств в творческой мастерской у знаменитого скульптора Льва Николаевича Головницкого.  Сейчас Злотя живет в Подмосковье, он заслуженный художник России и известный скульптор. Он безусловно хороший скульптор, и я уверена в его профессионализме. 

Но, что касается его памятника Андрею Поздееву, и вообще работ Злоти, у его таланта есть свои особенности. Злоти по сути не монументалист, он мастер камерной скульптуры. То есть его скульптуры великолепно смотрятся в помещениях, в небольших уголках. Как пример могу привести его работу  - памятник Сурикову в Музее - усадьбе.

Памятник Андрею Поздееву - любимая достопримечательность горожан Фото: АиФ / Нина Зуева

Хотя конкурс проводился на создание памятника Сурикову для установки в обширном месте. Но такого проекта не получилось, и сидящего «Сурикова» установили во дворике, в замкнутом пространстве, где он отлично смотрится. В последний юбилей Сурикова вообще получилось забавно. Фигура в рост, много лет стоявшая около художественного училища и прекрасно там смотревшаяся, оказалась на площадке между церковью и Домом художника на несоразмерно большом постаменте, а на пьедестал, от нее оставшийся на прежнем месте, водрузили бюст. Бюст сам по себе хороший, но на высоком постаменте выглядит несуразно.

И мнение большинства специалистов насчет «Поздеева» - скульптура хорошая, но камерная, не монументальная. Ей бы в какой - то скверик, например, у Союза художников. Там замкнутое пространство, деревья, цветы, скамейки. Там фигура Поздеева была бы более уместна. В небольшом уютном уголке он бы чудесно смотрелся.

- То есть на центральной улице памятник Андрея Поздееву неуместен?

-На центральной улице - не очень, потому что в скульптуре важно такое понятие как сомасштабность. То есть то, с каким пространством она сочетается. Сама скульптура Поздеева небольшая по размеру. Она с довольно проработанными деталями и по размеру достаточно близка прохожим.

Кстати, это давняя идея - сделать скульптуру частью уличного людского потока, соразмерную людям, поставить ее на землю. Но это относится больше к развлекательным,  декоративным,  забавным персонажам. А памятник большому человеку должен возвышаться  над толпой. А в случае с «Поздеевым» этого нет. Он стоит там, как чудачок непонятный. Не каждый знает даже, кто это.

Моя племянница училась в педиинституте. И она рассказывала, что как-то шла, задумалась о чем-то и оказалась рядом с памятником Поздееву неожиданно, так, что она даже испугалась. А это, согласитесь, не очень нужная реакция.

-Он, наверное, недоволен тем, что все трут ему нос.

-Он вообще не рассчитан на то, чтобы ему нос тереть. Я понимаю, тереть нос клоуну, но не большому художнику! Тем более сам он был человеком закрытым, как бы сам в себе. Около Союза художников этому памятнику было бы «уютнее». То есть, это хорошая скульптура, но она не очень удачно расположена.

Тоже ирония судьбы: человек был непубличным а его сделали всеобщим достоянием. Всеобщим до такой степени, что с ним обращаются теперь фамильярно.

-Аналогичная история с памятником Астафьеву, который при жизни не хотел, чтобы его увековечивали.

-Да, ему поставили огромный памятник. А ведь Астафьев был человек простой, не как сибирский валенок, конечно, но он где-то даже бравировал своей народностью. Мог и матюкнуться, и выпить водочки. И его личность никак не вяжется с большим постаментом да еще в какую-то клеточку, которую в народе называют «кубиком Рубика». Он стоит почти как «Ленин». 

Между тем в 2005 году скульптор Василий Сивцев предложил свой памятник Астафьеву, более удачный и близкий личности писателя. Здесь характерная для Астафьева поза, он похож на самого себя. В этой скульптуре и образ, и масштаб чувствуются. Здесь есть широкое основание - земля, из которой фигура как бы вырастает. Детали – такие, как лицо, руки, босые ноги писателя – сделаны убедительно, но без натурализма. Все эти детали вписываются в форму пирамиды, устойчивую и одновременно устремленную ввысь.

Это придает эскизу значимость, торжественность. Здесь писатель одновременно и простой, и величавый. Если бы такой «Астафьев» был в Красноярске и глядел на Енисей, это, действительно, был бы он. А существующий памятник, можно сказать, не в образе, не соответствует характеру писателя и повернут спиной к реке.

-Почему был установлен такой неудачный памятник Астафьеву?

-Непонятно,  по каким признакам выбирается скульптура для реализации, как проводятся конкурсы. Чаще всего их проводит мэрия.

-Есть ли еще примеры альтернативных скульптурных решений для города?

-Другой пример - памятник Ивану Ярыгину на острове Отдыха, он неплохой, но стандартный. Его автор - московский скульптор Усов. Когда у нас в Академии художеств в проводился конкурс, работы приходили самые разные. Конкурс был открытый, в нем мог участвовать, кто угодно, и любитель, и профессионал. Были и откровенно смешные проекты. Но проект, сделанный Василием Сивцевым, на мой взгляд, был самым лучшим, но  получил лишь поощрительный диплом.

Памятник Ивану Ярыгину Фото: АиФ / Нина Зуева

На самом деле Сивцев представил хороший вариант памятника Ярыгину. Вот, смотрите. Тут есть и сходство в фигуре и мощь, и сила, и красота. И есть еще такое хорошее качество, которого не каждый скульптор может добиться, со всех сторон памятник смотрится выразительно!.

Фигура Ярыгина в работе Сивцева спокойная, но есть ощущение движения: спортсмен как бы поднимается с земли и сейчас встанет на ноги. То есть во внешней спокойной форме есть внутреннее движение, энергия, готовность к схватке. И образ Ярыгина от этого становится не мертвым, неподвижным, а живым. И при всей точности, здесь нет злоупотребления излишней проработкой деталей.

Памятник Ивану Ярыгину перед Дворцом спорта Фото: АиФ / Нина Зуева

 А наш «Ярыгин» стоит, как «апполончик», весь гладенький,  ровненький. В нем нет мощи, нет характера, не чувствуется, что это был такой мощный мужик.

-Получается, эти скульптуры не соответствуют личностям своих прототипов?

- Именно так. И с «Резановым» так же было. Он тоже какой-то чудной. Какая-та там Кончита рядом витает. А был альтернативный проект  скульптора Александра Ткачука, одновременно классический и современный, сдержанный и поэтичный. Он намного точнее отражал образ командора Резанова, но опять же победил другой.

Памятник Николаю Резанову на площади Мира в Красноярске Фото: АиФ / Татьяна Руденко

Причем чаще среди победителей оказываются одни и те же люди. Решения на уровне городских властей принимаются без должной профессиональной оценки. Проблема, наверное, в том, что в городе до сих пор нет художественного совета. Хотя создание положительного, благоприятного облика нашего города – очень серьезная задача.

Нужен художественный совет, состоящий из профессиональных экспертов, без резолюции которых вообще ничего нельзя устанавливать, тем более, на центральных улицах.

И народное голосование тут тоже неприемлемо. Пусть я буду не демократом, но вы можете себе представить, когда народным голосованием решается судьба науки, например?.. Нет, ведь это профессиональная сфера. Искусство тоже профессиональная сфера, просто она более активно вторгается в нашу жизнь.

Но поверьте, если в нашем городе будут устанавливать хорошие в художественном смысле объекты, то они понравятся людям. Просто когда народ ничего лучше Белой лошади не видел, ему и кажется, что все хорошо.

Скульпторы, архитекторы не должны спускаться на уровень обывателя. Наоборот,  обывателю надо превращаться в мыслящего человека, с эстетическим чувством. Не искусство должно спускаться к народу, а народ подниматься повыше.

Неправда, что высокое искусство не понятно народу. Это отговорка. Существует много примеров высокопрофессионального искусства, понятных людям и доступных. Например, Суриков, Репин, Айвазовский и далее до бесконечности.

-Какие еще скульптуры в Красноярске являются неудачными?

- «Андрей Дубенский» Гирича. Образ какой- то тяжеловесный, простоватый. Нужно учитывать, что памятник - это не просто скульптура, а скульптура в архитектурном обрамлении. Здесь неудачное архитектурное решение. И сама фигура Дубенского с каких-то ракурсов смотрится неустойчиво, кажется, что он вот-вот упадет.

-Что вы можете сказать про скульптуры Пушкина и Натальи?

-Здесь большая жизненная странность получилась. Пушкин в поэтическом экстазе декламирует жене стихи, посвященные Анне Керн , другой любви. Я могу объяснить это или неграмотностью создателекй или какой-то спешкой. Фигура Натали тоже оставляет желать лучшего: она некрасивая, манерная, мало похожа на себя. 

Памятник Пушкину в центре Красноярска Фото: АиФ / Татьяна Руденко

Натали ладно, но сам «Пушкин» – это какое-то недоразумение! Он непропорциональный, у него большая голова, очень длинные руки, если их опустить, они повиснут практически до колен. Не соблюдены анатомические принципы этой скульптуры, пропорции тела: соотношение высоты ног к туловищу или размер головы к фигуре. Все это должно быть просчитано. Это элементарные профессиональные требования. Если они нарушаются, значит, скульптор либо не умеет, либо поленился это сделать или схалтурил.

-Какие скульптуры, на Ваш взгляд, являются уместными, качественными?

- К их числу можно отнести «Памятник воинам - интернационалистам» Бориса Мусата. Очень достойная вещь. Или мусатовский памятник архиепископу Луке Войно-Ясенецкому, скульптуры на Мемориале Победы, исполненные московским скульптором Андреем Ковальчуком, памятник Чехову на берегу Енисея - еще одно произведение Юрия Ишханова.  Хочется, чтобы наш город развивал лучшее, что есть в его традициях, истории, культуре, чтобы были востребованы талантливые художники, скульпторы, архитекторы. У Красноярска огромный творческий потенциал, который ждет возможности раскрыться.

Памятник Святому Луке в центре Красноярска Фото: АиФ / Инга Самошина
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество