Доступная городская среда для инвалидов — особое обстоятельство, ведь эволюция российских городов в значительной степени расходится с законами градостроительства Европы и Америки. В градостроительной политике нашей страны ещё недавно равнялись на развитие промышленности и обороны, а о гуманизации среды, в том числе и в отношении инвалидов, не задумывались. Поэтому городская инфраструктура, социальные услуги, образование и занятость для инвалидов и сегодня остаются препятствием на пути к независимой жизни. Это касается и дома, и улицы. В каких условиях в нашем городе живут сегодня люди с ограниченными возможностями?
Все, что нужно — человеческое отношение
О проблеме «открытости» городской среды «АиФ-Красноярск» рассказал Сергей, житель Красноярска, участник военных действий в Среднеазиатском регионе в 90-годы, получивший инвалидность из-за тяжёлых ранений. Сергей научился жить заново и смотреть на жизнь с оптимизмом. Он путешествует, многое, в том числе усовершенствование реабилитационных приспособлений, делает самостоятельно. В его одноэтажном доме нет порогов, мешающих коляске въехать или выехать, на участке – ровные деревянные настилы.
— Городской транспорт обязательно нужно приспособить для передвижения людей с ограниченными возможностями, - считает он. - Вы видели в наших городских автобусах оборудование для тех, кто не может передвигаться самостоятельно? Далеко не во всех оно есть. Особенно некомфортно в маленьких автобусах — попробуй-ка туда войти, даже с чьей-то помощью! В Дании, где я недавно побывал, автобусы большие и удобные, с низким порогом. В салоне есть откидывающиеся пандусы и специальные места для коляски. Заезжаешь туда, пристегиваешься (ремень безопасности предусмотрен) и спокойно едешь. Это же место в автобусе служит площадкой для детских колясок и велосипедов. Возле каждого сиденья есть кнопка «выход», и водитель видит на дисплее: человеку нужно выйти. И подождет, пока ты не выйдешь, несмотря на жёсткий график движения. Помогать в этом случае шофёр не обязан, в Дании это не принято. А вот в Германии, как мне рассказывали, водитель в некоторых случаях даже выходит из салона и помогает загрузить человека на коляске в автобус. И при этом улыбается, словно счастлив, что ты этот автобус посетил.
- В Дании вообще всё, что считается общественным, оборудовано для инвалидов, - продолжает рассказ Сергей. - Даже в маленьких забегаловках есть для них специальные туалеты. В заведениях побольше есть и душевые для людей с ограниченными возможностями. А в тесных кафе «старого» Копенгагена обязательно есть оборудованный для инвалидов туалет. Несмотря на то, что в городе такие узкие улочки, что трудно разминуться, людям на инвалидной коляске здесь комфортно. Я проезжал по городу километров 5-6, а коляска маленькая, может перевернуться от одного небольшого камушка. Но ни разу не перевернулась благодаря ровным дорожкам. Все здесь продумано до мелочей, чтобы человек ни в коем случае не чувствовал себя ущербным. Есть специальные кресла-каталки для детей-инвалидов, вышедших на прогулку. В метро тоже очень удобно – когда ты съезжаешь на перрон, выдвигается специальная площадка-пандус, по которой можно безопасно спуститься. На колесах можно заехать в душ, в сауну, подъехать к бассейну. Если ты испытываешь какие-то трудности, тебе обязательно помогут. Ещё один момент: в городе Ульборге я видел ливневую канализацию, благодаря которой после дождя улицы быстро высыхают, и проезд в коляске не опасен. К сожалению, в Красноярске «ливневку» убрали…
Сергей считает, что в городе обязательно должны быть удобные пологие пандусы, помогающие людям с ограниченными возможностями войти в дом и квартиру. Строящиеся дома по нормам обязаны их иметь, как и лифты. Сейчас новостройки комплектуются пологими пандусами: можно заехать. Если ты хочешь куда-то зайти – используешь пандус, а на этажи тебя поднимет оборудованный лифт.
- У меня коляска узенькая, компактная, мною же усовершенствованная, она «впритирку» ещё проходит, - сообщил Сергей. - Новые дома сейчас комплектуются не только пассажирскими, но и грузовыми лифтами, и многие инвалиды благодаря этому стали мобильнее. Знаю, что для решения этих проблем сейчас прилагается масса усилий, но реализация проектов требует больших денег, а в некоторых зданиях вовсе невозможна из-за норм пожарной безопасности.
Проблемы интеграции
Доступность городской среды сегодня предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности общества. И мало кто думают о том, что вещи, окружающие нас, создаются для обычного пользователя и труднодоступны для тех, кто не вписывается в « норму». Человеку в инвалидном кресле трудно, например, включить свет в комнате: выключатель находится за дверью, а её нужно сначала закрыть, затем дотянуться до выключателя и нажать кнопку. Барьеры среды создают инвалидам трудности с передвижением, неудобства, вызванные отсутствием или плохим качеством приспособлений для реабилитации. Возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, удобство колясок и протезов — важные условия самостоятельности и независимости этих людей.
Прогулка по городу
Чтобы увидеть, какие препятствия могут встретиться человеку, выехавшему на прогулку по городу в инвалидной коляске без сопровождения, мы прошли пешком по микрорайонам Северный и Взлётка. Первый объект для исследования – новый надземный переход на ул. Партизана Железняка.
Современные лифты в переходе работают исправно, по габаритам инвалидная коляска вполне проходит. Но пользуются лифтами не только маломобильные граждане, но и все желающие.
А вот пандусы, установленные внутри перехода, очень разочаровали. Их никак нельзя назвать удобными и пологими. Интересно, как себе представляли авторы проекта самостоятельный въезд маломобильного человека по этой крутой горке? Можно, конечно, надеяться на доброту горожан, которые помогут подняться, но мы же стремимся к самостоятельности?
Надеемся, мамы с колясками для подъёма выбирают лифт.
Следующий пункт экспедиции – находящийся на выезде с Октябрьского моста ТРЦ «Июнь». Удобные самооткрывающиеся двери приглашают войти. Для передвижения по торгово-развлекательному центру много вариантов: эскалаторы, лестницы, лифты, есть пологие съезды. И – сюрприз! Для инвалидов оборудована специальная туалетная комната.
А вот мы уже на другом, давно ставшим частью пейзажа, надземном переходе на улице Белинского. Горожане называют его «переходом на Мединституте». Лифт сегодня функционирует, что вызывает большую радость, - ведь в предыдущее моё посещение он не работал.
Кстати говоря, лифты в общественных местах становятся новым городским трендом. Отклонимся на минуту от нашего маршрута: в Министерстве образования Красноярского края, на улице Маркса, устроен необычный лифт – ты попадаешь туда прямо с улицы и без всяких ступенек. Безбарьерная среда!
Под эти позитивные мысли переходим границу между Взлёткой и Северным. Площадь перед ТРК «Планета». В поле зрения - интересный пример интеграции пространства: по пологим пандусам с поручнями покупатели везут для разгрузки в свою машину различные товары. Но по этим же пандусам удобно передвигаться и маломобильным гражданам.
Наш путь продолжается по улице 9 Мая. Переход.
Эта яма набила оскомину жителям Северного. Упасть туда – нет ничего проще. А если дорогу переходит инвалид по зрению, например? Повод задуматься.
Движемся к финишу, причем не без сюрпризов.
Ямы, выбоины и лужи на асфальте не украшают пейзаж и опасны для человека в инвалидной коляске. В районе Зелёного городка картинка выглядит более позитивной: хороший асфальт, удобные съезды с тротуара.
Для маломобильных граждан дома оснащены удобными пандусами.
Вообще-то, во многих зданиях Северного наружное крыльцо оборудовано этими удобными приспособлениями. Это касается и жилых домов, и коммерческих помещений. Правда, встречаются казусы, но это лучше, чем ничего.
Как мы убедились, среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям. Например, широкие съезды с тротуара на дорогу, сконструированные для «колясочников», успешно используют мамы с детскими колясками, люди, перевозящие грузы, велосипедисты.
Конечно, городское пространство можно превратить в безбарьерное и доступное, но это не решит проблемы социальной изоляции. Нужно обратить внимание и на условия жизни и потребности каждого человека с ограниченными возможностями. Ведь среда, доступная для инвалидов – обычная, только дооборудованная с учётом их нужд и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни. Но на пути к этому есть барьеры: недоступность транспорта (льготы на приобретение автомобиля отменены в 2005 году), лавочек у подъездов, наличие лестниц, бордюров, высоких порогов, в том числе и для выхода на балкон, скользких покрытий, отсутствие поручней, звуковых светофоров, пандусов и т.п. Сюда же отнесем тротуары, покрытые ямами, выбоинами, открытые люки и скользкое плиточное покрытие в общественных местах.