У него нет постановочных кадров, его герои - врачи, медсёстры, ежедневно спасающие людей в операционной или реанимации. Рентгенолог Андрей Зима снимает там, куда обычные люди могут попасть лишь в качестве пациента. Как врач клинической больницы №20 увлёкся фотографией, он рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».
«Мир вокруг меня»
Мы вместе рассматриваем фото из серии «Мир вокруг меня», представленные на конкурс «Связь поколений в здравоохранении». «Вот на этой фотографии только руки ребёнка, в правой он держит апельсин. Получилось на переднем плане яркое оранжевое пятно.
Мальчишка лет семи очень боялся томографа, тогда я пообещал ему фрукт за смелость. Он согласился, так и поехал вместе с ним в томограф. А эту я назвал «Земные ангелы». Идёт операция, хирурги и анестезиолог полупрозрачны, как бестелесные существа. А за окном ярко освещённый купол церкви с крестом. На другом кадре ребёнок в операционной под наркозом, он без сознания, а медсестра-анестезистка, пока хирурги оперируют, гладит его по голове. Но ведь ребёнок ничего не чувствует. А она его жалеет...» - рассказывает Андрей Зима.
В клиническую больницу, где он трудится с 1986 года, пациенты поступают со всего региона. Задача рентгенолога - точно установить диагноз, чтобы хирург не просто знал, что он конкретно оперирует, но и где есть тонкие места. Работа - его призвание, и, если бы всё вернуть назад, снова выбрал бы свою профессию. Андрей Юрьевич из семьи потомственных врачей: дед, бабушка по отцовской линии, их братья и сёстры, мама Андрея, многочисленные внуки выбрали медицинскую стезю. В мединститут - он был всего в двух остановках от дома - поступил сразу после окончания десятилетки, это был 1979 год. Учился легко, на пятёрки, говорит, что так проще: ходишь на все лекции, получаешь зачёты «автоматом» и к тому же повышенную стипендию, и учёба идёт, как по накатанной.
Когда рентгенология была «мокрой»
Фотографией увлёкся в 7-м классе. Родители, дабы вырвать сына из компании шалопаев, которые бегали на берег Енисея и жгли костры, купили ему фотоаппарат «Вилия-авто». Дед, серьёзно увлекавшийся фотографией, приобщил к ней и внука, даже оборудовал для него в ванной комнате фотолабораторию. После 5-го курса Андрей скопил приличную сумму и купил крутой по тем временам фотоаппарат «Зенит-18» за 595 рублей. Средняя зарплата тогда составляла 120-130 рублей. Параллельно с учёбой занимался фотографией в клубе «Окна», там познакомился со многими корифеями фотодела: Александром Купцовым, Олегом Финогеновым, Александром Кузнецовым, Андреем Бурмистровым. Посчастливилось общаться с фотографом театра Пушкина Александром Мищенко.
После окончания вуза Андрей выбирал между рентгенологией и судмедэкспертизой, где подрабатывал, будучи студентом, но послушался совета мамы и выбрал первое. Сейчас в медицину пришли цифровые технологии, а в прошлом веке рентгенология была «мокрой», когда снимок проявляли, сушили, после чего врач его «прочитывал». Вот тут-то познания и навыки в фотографии Андрею очень пригодились. А в лихие 90-е, когда медикам и всем бюджетникам перестали платить зарплату, фотоаппарат стал настоящим кормильцем и помог семье выжить. Как ни странно, но и в те тяжёлые времена фотография была востребована.
Азарт охотника
На вопрос, что для него важнее: фото или его профессия, Андрей Юрьевич отвечает однозначно: конечно, рентгенология. Фотография - это хобби: увлекательное, очень интересное, но хобби.
«Я получаю удовольствие от процесса: появляется кураж, меня охватывает настоящий азарт охотника или спортсмена-стрелка по тарелочкам на траншейном стенде. В какой-то мере это и отдушина от той круговерти, в которой я пребываю каждый день, - говорит Андрей Зима. - Хотите, расскажу об одном дне врача-рентгенолога? Обследуются так называемые плановые пациенты. Вдруг привозят человека, упавшего с высоты, ему срочно нужно провести КТ головного мозга, позвоночника, грудной полости, таза, органов брюшной полости. Потом снова плановые, следом пациент после ДТП. А тут сообщают, что кто-то в отделении «затяжелел». Но ведь нужно ещё и всех плановых обследовать. Мозг закипает... Это такая нагрузка - вы представить не можете! И несмотря на это, от своей работы я тоже получаю удовлетворение. Знаете, что здесь важно? У меня есть знания, опыт, которые помогают лечащим врачам быстрее и точнее поставить диагноз, а значит, ускорить выздоровление человека.
Рентгенология - это, по сути, медицинская визуализация, которая даёт возможность врачам других специальностей более наглядно представить все «поломки в человеческом организме», а значит, и лучше их «чинить». Я называю нашу работу кооперативно-колхозным производством. И желательно всё смотреть с коллегой «в четыре глаза» - так работается быстрее и вероятность неточностей и недосмотров меньше».
«Стыдно снимать плохо»
Каждая фотография - это любовь, восхищение профессией врача, медсестры, нянечки и возможность передать свои чувства от увиденного. Вот в реанимации малыш без сознания, над его изголовьем кто-то из медперсонала повесил оранжевого жирафа. Когда ребёнок придёт в себя, он увидит яркую игрушку, а не белые стены. А здесь на кроху смотрит и улыбается белый медвежонок, словно ждёт, когда он откроет глазки и тоже ответит улыбкой. На другом фото врач бережно несёт девочку на операционный стол. На следующем она уже после операции, её спеленали с ног до головы, чтобы не упала, когда начнёт отходить от наркоза. Рядом доктор, он положил свою ладонь под голову ребёнка.
Вот фотокамера фиксирует, как одевают хирурга и медсестру перед операцией, на другой - только руки со скальпелем, а вот доктор вручную проводит ребёнку искусственную вентиляцию лёгких. Глаза медиков - особый язык: в них читаешь то немой вопрос, то сосредоточенность перед операцией или просто усталость. Мастер приоткрывает завесу повседневной работы врачей, подчёркивая, насколько она сложна и ответственна. К слову, фото, где нейрохирург Иван Малыхин бережно держит ребёнка на руках возле компьютерного томографа, поместили на обложку журнала «Первая краевая». «Мне стыдно снимать плохо. Я научился видеть мир по-другому. Ведь фотоаппарат - это инструмент, помогающий передать мои мысли, чувства, впечатления от увиденного и донести их до остальных людей. Если они почувствовали то же самое, что и я, значит, попал в десятку», - говорит Андрей Зима.
Андрей любит дарить фото тем, кого снимает, особенно своим коллегам. Говорит: кто им ещё это сделает - проработают всю жизнь в медицине, а детям и показать-то будет нечего. Однажды неожиданно для них самих подарок получила семья вьетнамских рыбаков, которую снимал Андрей Юрьевич, будучи на отдыхе в этой экзотической стране.
«Было очень интересно наблюдать, как на лодке мужчины выходили в море забрасывать невод, затем вытягивали его на мелководье, а женщины сортировали улов. Чтобы оставить на память снимки их быта, попросил разрешения на съёмку. Двое вьетнамцев говорили по-русски, они согласились и даже с удовольствием позировали. Так появилась серия «Рыбаки Вьетнама», - вспоминает Андрей. - Через полгода, когда дочь собралась туда же на отдых, попросил её найти рыбацкую семью и вручить их общую фотографию. Когда рыбаки её увидели, были очень удивлены и благодарили. Я на всю жизнь запомнил мультфильм про старика и его внука, где дедушка сказал мальчику: «Делай добро и бросай его в воду». С годами я всё чаще и чаще так делаю».