aif.ru counter
749

«Дуглас» вернулся. Самолет времен II мировой войны привезли в Красноярск

Легендарный «Дуглас» 70 лет ждал своего часа на севере Красноярского края.
Легендарный «Дуглас» 70 лет ждал своего часа на севере Красноярского края. © / АиФ

Эта история не оставила равнодушным никого. Американский самолет Си-47 «Дуглас», который в 1942 году вынужденно сел на болото с двумя отказавшими моторами и почти 70 лет простоял на севере края, разобрали и привезли в Красноярск. В ней есть все: и история чудесного спасения пассажиров, и трагическая гибель командира, и дочь, которая почти через полвека побывала на месте гибели отца, и загадка, которую, наверное, не суждено разгадать уже никому. Но обо всем по порядку.

Посадка с отказавшими моторами

11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. Было принято решение об организации передачи по воздуху через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Началось строительство знаменитой трассы «Аляска-Сибирь». За короткий срок участки тундры, лесотундры и тайги становились посадочными площадками, а затем - аэродромами. Трасса оснащалась связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полетные карты прилегающей местности. Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 5000 км, 17 аэродромов для перегонки американских самолетов и была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия. Всего же за время войны по трассе было доставлено около 8000 самолетов. За время работы трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Немало летчиков пропало без вести, часть самолетов с останками были найдены через десятки лет после войны. А некоторые до сих пор считаются пропавшими без вести.

Судно пережило снега и северные морозы.
Судно пережило снега и северные морозы. Фото: Русское географическое общество

Одна из таких вынужденных просадок была совершена 23 апреля 1947 года и вошла в историю краевой авиации как невероятный пример мужества и героизма наших летчиков. Выполняя обратный рейс, бухта Кожевникова - Дудинка - Красноярск, командир корабля «Дуглас» Максим Тюриков, вылетел из аэропорта Бухта Кожевникова. На его борту по разной информации было от 26 до 32 пассажиров (в том числе трое детей) и 852 кг багажа. Но в воздухе у самолета неожиданно отказал левый мотор. Судно продолжало полет на одном. Через 4 часа от перегрева отказал и правый мотор. Просто чудом Тюрикову удалось совершить вынужденную посадку на болото - никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Судно село в глухой тундре. Нужно было срочно выходить к людям, чтобы сообщить о своем местонахождении. Через три дня командир, бортмеханик, бортрадист и шесть пассажиров ушли от самолета в надежде выйти к населенному пункту. С тех пор живыми их никто не видел. Тем временем в Красноярске пропавший самолет уже искали.

«Мы верили, что папа найдется»

- Я очень хорошо помню эту историю, хотя мне было на тот момент всего 6 лет, - рассказывает дочь командира корабля Авелина ТЮРИКОВА. - В доме повисла какая-то тревожность, приходили посторонние люди. Наша мама умерла за полгода до трагедии с папой, он очень переживал ее уход. А теперь мы вообще остались с бабушкой и дедушкой. Братику на тот момент было всего два с половиной года. Позже я узнала, что как раз в это время уже шли поиски папиного самолета. Жена бортрадиста отправила телеграмму в Москву самому Сталину. И пришел ответ! В нем генералиссимус распорядился послать на поиски самых опытных полярных летчиков. И через 18 дней после трагедии, 11 мая 1947 года, самолет с людьми был найден в 200 км севернее Волочанки. Нам было сказано, что самолет совершил аварийную посадку, но все пассажиры живы. Отца и еще нескольких человек у самолета не было. Ему писали благодарственные письма за то, что он спас людей, мы верили, что он тоже найдется и ждали…

Командир Максим Тюриков не представлял свою жизнь без авиации.
Командир Максим Тюриков не представлял свою жизнь без авиации. Фото: Из личного архива

Останки Максима Тюрикова были обнаружены лишь через шесть лет 23 октября 1953 года. Их нашел охотник в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Максима Тюрикова опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке. Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров до сих пор считаются пропавшими без вести. Здесь есть несколько версий. Первая - Тюриков не хотел уходить от самолета, но его заставили заключенные, которые также летели этим бортом и пошли с ним в надежде сбежать. Вторая - на борту начали происходить недовольства, и Тюриков специально увел заключенных, чтобы спасти жизнь остальным пассажирам. Как было на самом деле и что произошло дальше, сегодня не знает никто. Никого из спасенных давно нет в живых.

- Никогда не забуду эти похороны, - продолжает Авелина Максимовна, - я училась в 7 классе, 26 октября в Красноярске был жуткий холод. Траурная процессия шла от старого аэропорта до Троицкого кладбища. Ребята-летчики без головных уборов несли на плечах гроб, обтянутый красной материей. Мы с братом и бабушкой ехали на машине. Мне это так врезалось в память, что тема авиации для меня до сих пор главная в жизни. Папа же настолько любил авиацию, что даже меня назвал в честь авиационной линии – Авилина. Уже позже первую букву «и» заменили на «е». Я всю жизнь мечтала найти хоть что-то о нем, даже специально пролетала над тем местом.

Подобной операции не было в России

Мечта дочери Максима Тюрикова сбылась. 2 августа 2016 года, через 69 лет после гибели отца, его дочь смогла зайти в кабину его самолета и прикоснуться к штурвалу, который еще хранил память о его руках.

Авелина Максимовна побывала на месте аварии самолета отца.
Авелина Максимовна побывала на месте аварии самолета отца. Фото: АиФ/ Илья Хустик

- Я, конечно, готовилась к этой поездке, - признается Авелина Максимовна, - но эмоции были выше. Такое чувство, что папа только что встал с этого кресла и вот-вот сядет в него вновь.

Международная экспедиция по эвакуации Дугласа стала возможной благодаря «Русскому географическому обществу» и авиакомпании «Аэрогео». Отряд из 15 человек, в составе которого специалисты общества и авиакомпании, а также родственники членов экипажа и американец Глен Мосс, который летал на подобных самолетах, вылетели на север Красноярского края. Их главной целью было максимально аккуратно и бережно разобрать самолет, перевезти его в Красноярск, а на месте аварии установить памятный знак.

Подобной операции по подъему самолета, столько лет пролежавшего в тундре, еще не было в России.

- Мы хотим, чтобы этот «Дуглас» стал одним из центральных экспонатов музея полярной авиации края, - говорит Игорь СПИРИДЕНКО, руководитель экспедиционного центра «Русского географического общества». - Он единственный из тех самолетов сохранился в таком хорошем состоянии. Ведь во время аварийной посадки не погиб ни одни человек. Ну и по возможности мы планируем восстановить его до рабочего состояния.

Самолет транспортировали на внешней подвеске.
Самолет транспортировали на внешней подвеске. Фото: Русское географическое общество

И меньше, чем через месяц самолет был разобран. Специалисты отстыковали крылья и фюзеляж. Затем по частям на вертолете и внешней подвеске доставили на баржу. Далее по реке в гидропорт «Валёк», а после в Дудинку и по Енисею в Красноярск.

Огромную помощь в эвакуации оказал американец Глен Мосс, который летал на подобных самолетах у себя на родине.
Огромную помощь в эвакуации оказал американец Глен Мосс, который летал на подобных самолетах у себя на родине. Фото: Русское географическое общество

Огромную помощь в разборе и транспортировке оказал Глен Мосс. Его семья связана с «Дугласами» уже более 40 лет. Он сам впервые пилотировал на нем в 7 лет с отцом. А в 18 стал капитаном «Дугласа». Уже с севера Глен заказывал отцу в Америку ключи, которые очень помогли при разборе.

Привет из прошлого

Во время разбора судна ученые обнаружили невероятную находку. На внешней обшивке самолета уцелели записки экипажа, выведенные химическим карандашом со словами: «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет», - вывел своей рукой командир корабля Максим Тюриков.

Записки экипажа и пассажиров до сих пор хорошо читаются.
Записки экипажа и пассажиров до сих пор хорошо читаются. Фото: Русское географическое общество

Как они могли сохраниться? Непонятно. Ведь самолет все это время стоял в тундре, летом омывался дождями, зимой заносился снегом. Однако надписи до сих пор можно легко прочитать. После того, как капитан и шесть человек ушли на поиски помощи, записи оставляли пассажиры: «Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело» написал кто-то 1 мая 1947 года.  Последняя запись сделана 11 мая. В этот день самолет и оставшихся пассажиров нашли живыми и практически здоровыми. В глухой тундре они провели 18 дней.

Самолет транспортировали по Енисею на теплоходе.
Самолет транспортировали по Енисею на теплоходе. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Самолет прибыл в порт Красноярска ранним утром на теплоходе «Кисловодск». Воздушное судно везли по частям, центральная и хвостовая части уже в Красноярске, крылья прибудут отдельно. Как рассказали участники эвакуации, самолет, как и предполагалось, очень хорошо сохранился. В колесах даже был воздух 70-летней давности. А в моторе масло, которое хоть сейчас готово к использованию. В середине центральной части зияет огромная рваная дыра. Это, по словам участников эвакуации, дымоход. Чтобы не замерзнуть, люди, ожидавшие помощь, топили, все, что было возможным: обшивку, бумаги.

След от Дугласа, который он оставил в тундре.
След от Дугласа, который он оставил в тундре. Фото: Русское географическое общество

Похоже, история легендарного судна завершилась. Но не завершилась его жизнь! Самолет отремонтируют, и он станет центральным экспонатом музея полярной авиации Красноярского края, который планируется создать. И, возможно, даже полетит.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество