Примерное время чтения: 10 минут
2201

«Дуглас» ждет. Самолет, потерпевший катастрофу 70 лет назад, эвакуируют

«АиФ на Енисее» № 32 (1865) 10/08/2016
Самолет разберут и перевезут в Красноярск.
Самолет разберут и перевезут в Красноярск. АиФ

Подготовка международной экспедиции по эвакуации ленд-лизного самолета «Дуглас» подошла к концу. Сегодня, 2 августа, отряд из 15 человек, в составе которого специалисты Русского географического общества, авиакомпании «Аэрогео», а также родственники членов экипажа, вылетели на север Красноярского края. Цель поездки – разобрать самолет, перевезти его в Красноярск, а на месте аварии установить памятный знак.

Трасса смерти

11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу. Было принято решение об организации поставок по воздуху через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Началось строительство знаменитой трассы «Аляска-Сибирь». За короткий срок участки тундры, лесотундры и тайги становились посадочными площадками, а затем – аэродромами. Трасса оснащалась связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полетные карты прилегающей местности. Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 5000 км, 17 аэродромов для перегонки американских самолетов и была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия. Всего же за время войны по трассе было доставлено около 8000 самолетов. Однако за время работы трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Немало летчиков пропало без вести, часть самолетов с останками были найдены через десятки лет после войны. А некоторые до сих пор считаются пропавшими без вести.

«Папа назвал меня в честь авиалинии»

Максим Тюриков, командир самолета «Дуглас»
Максим Тюриков, командир самолета «Дуглас». Фото: «Русское географическое общество»

Одна из таких вынужденных просадок была совершена 23 апреля 1947 года и вошла в историю краевой авиации как невероятный пример мужества и героизма наших летчиков. Выполняя обратный рейс, бухта Кожевникова – Дудинка – Красноярск, командир корабля «Дуглас» Максим Тюриков, вылетел из аэропорта Бухта Кожевникова. На его борту было 26 пассажиров и 852 кг багажа. Но в воздухе у самолета неожиданно отказал левый мотор. Судно продолжало полет на одном. Однако через 4 часа от перегрева отказал и правый мотор. Просто чудом Тюрикову удалось совершить вынужденную посадку на болото – никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Но судно село в глухой тундре. Нужно было срочно выходить к людям, чтобы сообщить о своем местонахождении. Через три дня командир, бортмеханик, бортрадист и шесть пассажиров ушли от самолета в надежде выйти к населенному пункту. С тех пор живыми их никто не видел. Тем временем в Красноярске пропавший самолет уже искали.

Авелина Тюрикова, дочь командира Дугласа.
Авелина Тюрикова, дочь командира Дугласа. Фото: Илья Хустик

-  Я очень хорошо помню эту историю, хотя мне было на тот момент всего 6 лет, - рассказывает дочь командира корабля Авелина ТЮРИКОВА. - В доме повисла какая-то тревожность, приходили посторонние люди. Наша мама умерла за полгода до трагедии с папой, он очень переживал ее уход. А теперь мы остались с бабушкой и дедушкой. Братику на тот момент было всего два с половиной года. Позже я узнала, что как раз в это время уже шли поиски папиного самолета. Потом пришла телеграмма из Москвы от Сталина с распоряжением послать на поиски полярных летчиков. И через 18 дней после трагедии, 11 мая 1947 года, они нашли самолет с людьми в 200 км. севернее Волочанки. Нам было сказано, что самолет совершил аварийную посадку, но все пассажиры живы.  Однако отца и еще нескольких человек у самолета не было. Ему писали благодарственные письма за то, что он спас людей, мы верили, что он тоже найдется…

Останки Максима Тюрина были обнаружены лишь через шесть лет 23 октября 1953 года. Их нашел охотник в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Максима Тюрикова опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке. Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров до сих пор считаются пропавшими без вести. Есть версия, что Тюриков не хотел уходить от самолета, но его заставили заключенные, которые также летели этим бортом и пошли с ним. Что произошло дальше не знает сегодня никто.

- Никогда не забуду эти похороны, - продолжает Авелина Максимовна, - я училась в 7 классе, 26 октября в Красноярске был жуткий холод.  Траурная процессия шла от старого аэропорта до Троицкого кладбища. Ребята-летчики без головных уборов несли на плечах гроб, обтянутый красной материей. Мы с братом и бабушкой ехали на машине.  Папа настолько любил авиацию, что даже меня назвал в честь авиационной линии - Авилина - уже позже первую букву «и» заменили на «е». И я очень рада, что наконец-то его самолет достанут и я буду свидетелем этому событию.

До первого болта

Участники экспедиции уверяют, что подобной операции по подъему самолета, 70 лет пролежавшего в тундре, еще не было в России.

Игорь СПИРИДЕНКО, руководитель экспедиционного центра «Русского географического общества».
Игорь Спириденко, руководитель экспедиционного центра «Русского географического общества». Фото: Илья Хустик

-  Мы хотим, чтобы этот «Дуглас» стал одним из центральных экспонатов освоения русского севера, - говорит Игорь СПИРИДЕНКО, руководитель экспедиционного центра «Русского географического общества». - Он единственный из тех самолетов сохранился в таком хорошем состоянии. Поэтому его обязательно нужно достать. Также мы хотим почтить память командира корабля, который этой посадкой спас жизни людей. Ведь во время аварийной посадки не погиб ни одни человек. Ну и по возможности мы планируем восстановить самолет до рабочего состояния. Сколько времени займет операция, сказать сложно, об этом до первого болта лучше промолчать.

Игоря АБАКУМОВА, специалиста экспедиционного центра «Русского географического общества»
Игорь Абакумов, специалист экспедиционного центра «Русского географического общества». Фото: Илья Хустик

По словам Игоря АБАКУМОВА, специалиста экспедиционного центра «Русского географического общества», внешний вид самолета практически не изменился. Задача команды его разобрать, от стыковать крылья и фюзеляж. Затем по частям на вертолете и внешней подвеске все это доставить на баржу, которая будет находиться в 80 км. Далее по реке в гидропорт «Валёк», после в Дудинку и по Енисею в Красноярск. Для его разборки мы везем с собой весь перечень необходимых инструментов и средств. Более того, в составе экспедиции есть американец Глен Мосс, который летал на «Дугласах» в США.

Глен Мосс.
Глен Мосс. Фото: Илья Хустик

- Эта техника американская, поэтому надеюсь, что я буду очень полезен своим российским коллегам, - признался Глен МОСС. -  Мне самому очень интересно побывать на севере Красноярского края и разобрать самолет. Моя семья связана с «Дугласами» уже более 40 лет. Я сам впервые пилотировал на нем в 7 лет с отцом. А в 18-ть стал капитаном «Дугласа».

Фото: Илья Хустик

О том, как прошла эвакуация легендарного самолета мы узнаем в ближайшее время. Следите за нашими публикациями. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах