74 года назад в Самарканде скончался человек. На его могильном камне можно было бы написать: сибиряк, революционер, писатель, авантюрист, этнограф, сепаратист, верховный каган, сказочник, ссыльный, путешественник, арестант, основатель заповедников. Всё это Василий Иванович Анучин.
В этом году в Красноярском крае выпустили книгу с его произведениями. Некоторые из них не издавались уже больше 100 лет, некоторые вообще читатель увидит впервые. О легендарном сибиряке корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал издатель Николай Истомин.
Раскаявшийся семинарист
Николай Истомин: - Родился Василий Иванович на окраине Красноярска в 1875 году. Его дом стоял на своём месте ещё в 2003 году. В идеале восстановить его несложно. Лучше всего Анучина как личность характеризуют слова «трудолюбивый, но неорганизованный». Впрочем, как и все рождённые в апреле. С другой стороны, когда подробнее узнаёшь о его жизни, то невольно задаёшь себе вопрос: как он мог столько успеть? Наибольшую известность ему принесла этнографическая сторона его деятельности. Благодаря своим исследованиям енисейских остяков (кето) и других малых народов края он стал всемирно известен. А его коллекция шаманского инвентаря (бубнов, оберегов, других культовых предметов) была и вовсе уникальной. К сожалению, он был вынужден продать её часть в Музей антропологии Нью-Йорка. И хотя его за это сильно упрекали ещё при жизни, благодаря сделке хоть что-то уцелело для человечества. Часть коллекции, хранившаяся в Красноярске, была сожжена в рамках борьбы с мракобесием и пережитками прошлого. Что-то уцелело в Томске, но это уже незначительные остатки.
Корреспондент «АиФ-Красноярск» Михаил Маркович: - Николай Геннадьевич, всё-таки что заставило учёного расстаться с такой уникальной коллекцией?
- Желание поделиться знанием. Вырученные деньги Анучин не проел, а сумел на них дважды издать своё исследование по остякам. Лично я считаю, что более полного исследования с тех пор не было ни в России, ни за рубежом. Выход книги вызвал широкое научное обсуждение и сопутствующие ему зависть и злобу конкурентов. Такая же судьба постигла в 1911 году Ивана Тимофеевича Савенкова, который за публикацию книги «Изобразительное искусство на Енисее» получил диплом члена-корреспондента Академии наук и отлучение от церкви одновременно.
- Анучин ведь тоже связывал свою жизнь со служением в церкви. Что случилось?
- Он по собственному желанию поступил в духовную семинарию, а на четвёртом курсе, за год до выпуска, перед получением сана подал прошение «отчислить в связи с тем, что пересмотрел свои взгляды на церковь и служение ей». Кстати, учился он в Томске, и на этом основании наши соседи считают Анучина своим земляком. Проводят научные чтения имени Василия Ивановича и ещё множество мероприятий.
Фантастическая переписка
- До сих пор много споров по поводу переписки Анучина с Лениным. Это всё-таки выдумка, или были реальные письма?
- Я придерживаюсь точки зрения, что переписка была реальной. Публикации о ней датируются 1940 и 1941 годами. Так сказать, последний всплеск интереса к Анучину, когда он проживал фактически в ранге ссыльного в Самарканде. Думаю, не надо напоминать, что это было за время и какое наказание грозило бы фантазёру, вздумавшему сочинять несуществующие письма великого вождя.
- А что касается целой пачки писем Максима Горького?
- Переписка с Горьким тоже долгое время была под подозрением. Одна из претензий - отсутствие почтовых конвертов. Впрочем, как раз эта загадка разрешилась достаточно легко. В описи изъятых вещей во время первого ареста Анучина эти самые конверты как раз указаны. Следователи собрали всё, что касалось переписки учёного. Наконец, есть такая наука - криминалистика, которая позволяет определить почерковедческие особенности, приметы печатных машинок, если текст был машинописным, и так далее. Точка в спорах вокруг этой переписки была поставлена в 1997 году изданием полного собрания сочинений Максима Горького. Все 27 писем Анучину включены в один из томов.
- О чём писали друг другу два литератора?
- Это переписка двух профессионалов. Я, может быть, скажу вещь крамольную для литературоведов, но Анучин в своё время был ничуть не менее популярен, чем Горький. Особенно как детский автор. Его книги выходили по всей России - в Москве, Петербурге, Казани, Екатеринославле, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Самарканде; другого такого сибирского писателя я не знаю. Наконец, его книга «По горам и лесам» - первая детская книга о Столбах - я считаю, лучшее, что написано о нашем заповеднике. И просто счастлив, что изучение этой книги входит в рамки регионального сегмента в школе. Уникальная повесть о мальчишках, отправившихся на Столбы. Это сегодня для нас привычное развлечение выходного дня. А в конце XIX века для компании ребят - целый поход. Моста через Енисей тогда не было. Дорог на том берегу тоже. Переправа через Базаиху. Да что пересказывать? Прочитайте книгу сибирского сказочника, если ещё не сделали этого.
Расстрел заменили на ссылку
- Говорят, Василий Иванович очень рано начал чувствовать пристальное внимание со стороны правоохранительных органов. Причём и при царской власти, и при большевиках.
- Самое интересное, трудно решить, кто гуманнее относился к непоседливому учёному с жилкой авантюриста. Большевики, например, приговорили его к расстрелу. Причём дважды. И оба раза не стали убивать. Сначала за «гнусный пасквиль на Советскую власть». Потом обвинение стало ещё страшнее - «сепаратизм, подготовка отделения Сибири от РСФСР». Трудно сказать, что помешало просто его убрать. Но можно понять и следователей, и судей. Вроде явная контра, а при обыске найдены письма Ленина. Что делать?! Известно лишь, что однажды Василия Ивановича спас всесильный Дзержинский, который лично отправил его в ссылку в Казань с правом преподавания в университете. Второй раз вмешался Менжинский.
- А что же тогда творилось при государе императоре?
- Ещё интереснее. Все этнографические путешествия Анучина вокруг Туруханска рано или поздно натолкнули полицию на мысль, что наука тут вовсе ни при чём. А занимается странный журналист и сказочник тем, что доставляет оружие и патроны политическим ссыльным. Возможно, был и полноценный донос. Так как очередную экспедицию Василия Ивановича окружил отряд полиции и распотрошил все его вещи. Невзирая на просьбы и предупреждения, полиция вскрыла даже коробки с фотопринадлежностями, засветив все плёнки. Возмущённому учёному было предложено сидеть в Туруханске и вызывать к себе остяков для разговоров. Кстати, к этому времени относится и неподтверждённая легенда, что среди покупателей оружия у Анучина был и молодой Сталин. Доказательств нет, но ведь и большевики его потом не расстреляли, а могли…
- Не жизнь, а калейдоскоп какой-то.
- Самое забавное, что Анучина могли убить и во время Гражданской войны. Когда он провозгласил себя верховным каганом государства Ойрот, объединившем алтайцев, хакасов, тувинцев и монголов. Этому образованию не были рады ни красные, ни белые.
Неизвестный Суриков
- Николай, насколько я знаю, в выпущенной вами книге есть и материалы, ещё никогда не издававшиеся?
- Кроме сибирских сказок, в книге есть обнаруженное Анучиным сказание «Ван-Ло-Хэй», джунгарское произведение. И главное - нам в результате кропотливой работы удалось восстановить одно из произведений Анучина «Красноярский бунт». Первая красноярская шатость 1695 года. А соавтором этой трагедии в четырёх действиях выступил другой Василий Иванович - Суриков. Эта сторона его творчества долгое время считалась неизвестной, или, скорее, мифической. Теперь у нас есть неопровержимые доказательства, что великий художник был и писателем. Кстати, одним из организаторов бунта был прямой предок художника по мужской линии. Книга же была обнаружена только после смерти Анучина.
- Когда мы узнаем всё о жизни этого удивительного человека?
- Когда ФСБ снимет гриф секретности с его личного дела. Это произойдёт 6 ноября 2018 года, ровно через 75 лет после его смерти.