«Для краеведа главное - документы. Я всегда пользовался минимум тремя источниками. Изучаешь, сопоставляешь, анализируешь, и только тогда получается объективная картина», - рассказал о своих краеведческих исследованиях заслуженный учитель РФ и Красноярского края, член Союза журналистов Виктор Аференко корреспонденту «АиФ-Красноярск».
Как лирик стал физиком
Склонившись над обложкой школьной тетради, 14-летний подросток записывает истории, услышанные на покосе от взрослых. Когда строчки заполняют лист, мальчик берёт следующий. Потом исписанные листы сшивает ниткой, получается книга. Мог ли этот юноша из села Атаманово Красноярского края тогда предположить, что навсегда свяжет свою жизнь с изучением родного края, а из-под его пера выйдут 32 книги, более 20 из которых посвящены краеведению?
Коренной сибиряк, учитель физики Виктор Аференко наряду с преподавательской деятельностью всю жизнь занимался изучением своей малой родины. Его биография вместила годы жизни в СССР, перестройку 90-х и капиталистическую формацию.
Родился в многодетной крестьянской семье, но из десяти рождённых его мамой детей выжили лишь пятеро. Родители считались по тем временам грамотными: отец окончил 2 класса церковно-приходской школы, мама проучилась 3 года в школе, которую содержал золотопромышленник Матонин. В семье культивировалась любовь к книге. Вечерами все собиралась вместе, и старшие читали младшим вслух.
Прочли все произведения Пушкина, собранные в 1000-страничный том 1937 года издания, Горького и других советских классиков. Так у маленького Вити появилась тяга к чтению, причём поглощал он всё подряд без разбора: прозу, стихи, - а это, конечно, развило интеллект и любознательность мальчика. С 6-го класса начал писать стихи, с 8-го - заметки в школьную стенгазету.
Село Атаманово в середине 40-х годов - это довольно большое поселение с развитой промышленностью. Здесь работали предприятия, чья деятельность была связана с Енисеем. В селе располагалась нефтебаза, заготзерно, порт Сухобузимского района, через который проходили речные суда. Сельские дети учились в школе в три смены, так как помещений не хватало. Чтобы Виктор получил среднее образование, родители отправили его в красноярскую школу. После окончания поступил в пединститут на литфак. Но встретил на улице свою любимую учительницу математики Анну Васильевну Гритчину, и та убедила его перейти на физмат. «Естественные науки дадут возможность развиваться в профессиональном плане, а литературой можно заниматься всегда», - сказала она. Анна Васильевна договорилась на кафедре, Виктор сдал физику и математику, а в 1957 году получил диплом с отличием. Так лирик стал физиком.
По распределению молодой педагог уехал в Даурский район, который сегодня на дне Красноярского моря. Вступил в коммунистическую партию и был избран секретарём райкома комсомола, полгода работал заведующим отделом пропаганды и агитации. Возможно, так и пошёл бы по партийной линии, но наступила хрущёвская оттепель, а с ней и укрупнение районов. Даурский объединили с Балахтинским, родной Сухобузимский - с Большемуртинским. Виктор Аференко от предложения возглавить партком Северо-Енисейска отказался, сославшись на молодость (ему тогда было 27 лет), и вернулся в родное село простым учителем физики. Через год его назначили директором школы, через 8 лет с семьёй он переехал в Железногорск.
Побеждает космополитизм
Творчеством Виктор Аференко занимается уже более полувека, им написаны сотни статей для газет и журналов. А началась его серьёзная журналистская деятельность в 1966 году с сухобузимской районной газеты «Сельская жизнь», в которой постоянно публиковались его краеведческие материалы. Их печатают до сих пор. Его публикациям рады и в других изданиях. Первая книга Аференко «Земляки на войне» вышла тиражом 5 тыс. экземпляров в 1980 году.
Это был настоящий успех никому не известного автора. Он собрал опубликованные в газете очерки о земляках-атамановцах, прошедших Великую Отечественную войну. Однако, прочитав разгромную, с его точки зрения, рецензию, положил книгу «в стол». И лишь спустя год после того, как один из рецензентов - красноярский писатель Александр Щербаков объяснил, что такая критика начинающих писателей - нормальная практика, отдал рукопись в издательство.
- Краеведением сейчас интересуется лишь узкий круг людей. Я даже обозначил некую условную границу этого интереса - 2005 год. До этого времени книги по краеведению были востребованы и для научной деятельности, и для изучения в школе, потому что в программе был региональный компонент, и на изучение краеведения отводился час. Но просуществовал предмет недолго - три года. Теперь в школе краеведение не изучают. И напрасно, ведь это обширная область знаний, которая вбирает в себя историю территории проживания, её природу, географическое положение, социально-культурный слой, первичные наблюдения, житейскую практику родных мест. Эти познания формируют личность, интеллект человека, а потому просто необходимы. Считаю, что краеведение следует вернуть в школьную программу».
По мнению заслуженного учителя, это серьёзный идеологический просчёт в современной информационной борьбе, в которой, к сожалению, побеждает космополитизм. Выросло поколение, которое не хочет читать, всю информацию черпает из Интернета. Так что книги по краеведению потеряли смысл, признаёт Виктор Александрович. 84-летний краевед понимает, что его книги, как сам выражается, будут неходовыми, но не писать не может.
В духе справедливости
«Шивера - символ Сибири», «Гордость и судьба Додоново», «Там, где хранятся ТВЭЛы», «От казачьего форпоста до Атомграда», «Атомград и его окрестности от А до Я», - это лишь малая часть краеведческого печатного арсенала Виктора Аференко.
Сначала приходит идея книги, тут же рождается название, потом он начинает собирать материалы. Сколько часов провёл в библиотеках, архивах, в том числе и партийных, изучая документы, воспоминания очевидцев, подсчитать невозможно. В молодости был лёгким на подъем - чтобы собрать материал для очередной книги, отправлялся в дальние сёла и деревни, добираясь то на перекладных, то пешком. Помогала физическая деревенская закалка, коммуникабельность и пытливость, приобретённые в детстве. Пищу для ума давало общение с коллегами по обществу «Краевед», участие в конференциях и семинарах. Виктор Аференко был лично знаком с писателями Виктором Астафьевым, Анатолием Чмыхало.
«Для краеведа главное - документы. Я всегда пользовался минимум тремя источниками. Изучаешь, сопоставляешь, анализируешь, и только тогда получается объективная картина, - делится Виктор Александрович. - А вот нужна ли сегодня историческая правда - вопрос. Фильм «Адмирал», в котором Колчака представляют героем, посмотрели миллионы людей. Но на самом деле правдив там лишь один эпизод, где говорится, что с обеих сторон гибли люди. В остальном - художественный вымысел. У меня есть книга «Эхо Гражданской войны» о походе белой армии Каппеля. В её основе 30 собранных мною воспоминаний очевидцев и участников тех событий, записи бесед, письма, архивные документы, мемуары белых генералов и офицеров, из книги «Великий Сибирский Ледяной поход». Это замечательный труд. До сих пор удивляюсь, что в советское время она не стала приложением к учебнику истории. Потому что лучше о том, что такое Гражданская война и как всё это было, нигде не написано.
Виктор Аференко считает: чтобы возродить интерес подрастающего поколения к истории страны, своей малой родины, нужно изменить школьную программу в сторону реальности, правдивости и объективности. Россия, пожалуй, единственная страна в мире, где так небрежно относятся к своему историческому прошлому. Это формирует и воспитывает колониальное сознание, которое в конечном итоге приведёт к распаду страны.