Примерное время чтения: 9 минут
2048

Легенды «Белой лебеди». О чём молчит Знаменский скит

«АиФ на Енисее» №6 (1943) 08/02/2018
С этой обители более ста лет назад начинался город Дивногорск.
С этой обители более ста лет назад начинался город Дивногорск. / Из архива Игоря Фёдорова / Из личного архива

Возле Дивногорска, на берегу Енисея, высится утёс под названием «Монах», напоминающий человеческую фигуру в монашеском одеянии. Говорят, эта фигура - дело рук человеческих. Изваяние давным-давно, выполняя послушание, делали иноки, но сорвались в Енисей и утонули.

Ещё ходят слухи, что скалу назвали в честь погибшего послушника, влюблённого в прекрасную мирянку, отданную замуж за другого. Теперь только легенды, названия: Филаретов ключ, Святой колодец - и старое здание на окраине города напоминают об известном всей Российской империи Знаменском ските. Именно с этой оби­тели, основанной более ста лет назад, когда-то и начинался город на дивных горах. Корреспондент «АиФ-Красноярск» рассказывает историю скита. 

Меценаты, богомольцы и святой Иоанн Крондштадский

Не один раз перестроенное строение из потемневшего бруса, в котором сегодня находятся мастерские дивногорских художников, в далёком прошлом выглядело совсем иначе. Красивую церковь процветающей Знаменской обители в народе именовали «белой лебедью» - из-за выкрашенных в светлые тона стен и архитектурных особенностей.

«Мужской скит, основанный в 1988 году иеромонахом Филаретом и епископом Красноярским и Енисейским Тихоном, был филиалом Успенского монастыря, - рассказывает историк, автор уникальной монографии о Приенисейских монастырях Игорь Фёдоров. - Строили скит всем миром - с участием меценатов и простых верующих. Почётный гражданин Красноярска Тимофей Матонин поддержал стройку деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории скита часовню в честь Святителя Николая Чудотворца и пароходную пристань. Зажиточные люди передавали монастырю земли и дома, свою копейку на святую стройку несли простые богомольцы. Немалые усилия к созиданию обители приложил тогдашний владыка Тихон. Пожертвование на обитель сделал сам святой праведный Иоанн Кронштадтский».

Строение в прошлом выглядело иначе. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова

Место духовной силы

Благодаря организаторским и духовным талантам Филарета из небольшой обители с несколькими послушниками, скит быстро стал духовным центром края. К 1909 году здесь трудились 50 монахов, в год бывало по 6 тыс. паломников.

В обители работала школа для послушников, приют для инвалидов войны.

Старец Филарет. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова

«Среди монахов было много интересных личностей - бывших военных, в том числе полковых священников, награждённых орденами, - говорит историк. - Кроме того, благодаря твёрдому характеру настоятеля в скит на перевоспитание направляли священников, грешащих пьянством и леностью».

Знаменская обитель была богата не только духовно, но и материально. У скита имелось хорошее подсобное хозяйство, пасека давала мёд, на взятом в аренду участке реки иноки добывали рыбу, в окрестных лесах послушники собирали грибы и ягоды. Монахи работали в кузне, сапожных, столярных и портновских мастерских, на кирпичном и свечном производствах. Кстати, из скитских кирпичей сложен забор красноярского Покровского храма.

Есть данные и о том, что в скиту в целях самообороны держали девять винтовок Мосина и два нагана.

Кстати
Настоятель Знаменского скита, иеромонах Филарет (Фёдор Васильевич Васильев). Отставной унтер-офицер, служил в лейб-гвардии вместе с Лермонтовым, вёл переписку с Амвросием Оптинским.

Путь к своему монастырю

Чудесным было и само появление иконы в скиту.

За несколько лет до основания оби­тели казак Кассиан Бабенков отправился в Екатеринбург - заказать по просьбе сельчан одной из деревень Енисейской епархии Богородичную икону. Образ сделали, но из-за высокой цены в 150 рублей, запрошенной иконописцем, заказчики от иконы отказались, о чём написали казаку. В тот же день он получил другое послание, от неизвестного адресата. Где писалось, что икону ждут в красноярском Успенском монастыре. По пути туда казак сделал остановку в селе Ишим, где встретил некую странницу по имени Марфа. Она долго молилась перед образом и спросила Бабенкова, куда он везёт икону. Услышав ответ, произнесла: «Нет, Матерь Божия в Успенском монастыре жить не будет. Она выстроит свой монастырь». Эти слова оказались пророческими. Казак прибыл с иконой в Успенский монастырь и передал образ иеромонаху Филарету, подробно рассказав, что с ним произошло. Будущий игумен принял слова близко к сердцу. А вскоре, во время закладки церкви для новой обители под Дивногорском, скит назвали в честь образа Знамение Абалакской Божией Матери. Икону торжественно перенесли в церковь скита.

Скит назвали в честь образа Знамение Абалакской Божией Матери. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова

Исцеляя тела и души

О чудесах, происходящих благодаря главной святыне Знаменского скита - иконе Божией Матери Знамение (Абалакской), много раз свидетельствовали верующие того времени.

Чудотворная икона Знамение. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова

«В архивных документах содержатся многочисленные записи об исцелениях по молитвам святыне, - говорит Игорь Фёдоров. - Вот лишь несколько примеров. В 1910 году красноярский мещанин по фамилии Мельников излечился от расслаб­ления - паралича. Сибиряки обращались к епархиальному начальству с просьбами устраивать в их сёлах крестные ходы с главной иконой монастыря, называя в прошениях икону Скитской-Чудотворной. После этих молитвенных процессий крестьяне избавлялись от тяжёлых физических и душевных болезней».

В 1914 году по молитвам пред святыней насчитывалось уже 40 чудес. Святейший синод, проведя их проверку, официально признал икону Божией Матери Знамение (Абалакскую), хранящуюся в обители, чудотворной. 

Храм - детдому, монахов - в ревком

После кончины игумена Филарета в 1910 году Знаменский скит постепенно пришёл в упадок. А через десять лет, после окончания Гражданской войны, обитель постигла та же печальная участь, что и почти все российские монастыри. Скит закрыли, его имущество растащили или уничтожили.

До наших дней сохранилась лишь главная святыня скита - Богородичная икона (сейчас она находится в дивногорской Знаменской церкви) и Евангелие, принадлежащее обители. Священную книгу без корочки, в обложке от томика Ленина, нашли после Великой Отечественной войны.

К моменту закрытия монастыря большинство монахов покинули скит.

«Некоторые из них вернулись в свои дома, а часть братии, обвинённая в контрреволюционной деятельности, увезли в Красноярский губревком, - сообщает историк. - Думаю, их дальнейшая судьба трагична. Некоторым удалось избежать репрессий. Неподалёку от разрушенного скита ещё долгое время жил старец Серафим. Один из монахов до 1970 года работал продавцом в посёлке Усть-Мана».

Помещения скита поначалу отдали детскому дому, затем на территории обители был учебно-опытный лесхоз, подсобное хозяйство техникума, общежитие. Почти все здания, кроме церкви, снесли. Дольше прочих - до 1955 года - простояла часовня Святителя Николая Чудотворца. Потом её переносили на другое место, делали в ней пекарню, сторожку, а потом разобрали.

Воскрешение возможно

Дивногорские общественники считают, что у сохранившегося храма Знаменского скита есть надежда на возрождение.

Восстановить церковь реально. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова

Организована рабочая группа по восстановлению церкви, есть планы по созданию попечительского совета для сбора средств на воскрешение обители. «Здание бывшей Знаменской церкви сделано из лиственницы. Специалисты уверены: провести его реставрацию и восстановить первозданный облик вполне реально, - заключает Игорь Фёдоров. - Учитывая святость и намоленность её стен, вполне возможно возродить там монашескую обитель». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах