Ещё 30 лет назад шедевр деревянного сибирского зодчества был объявлен объектом культурного наследия и памятником архитектуры регионального значения, но его состояние было просто ужасно.
Первое, что приходит на ум при виде деревянного «корабля» церкви Параскевы Пятницы, 158 лет назад «пришвартовавшегося» в селе Барабаново под Красноярском, - повесть Н. В. Гоголя «Вий»: «Так и осталась стоять навеки церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником, и никто теперь не найдёт к ней дороги!»
На «железном коне»
Совсем недавно вместо окон и дверей здесь зияли дыры, а нетрезвые компании, чтобы согреться, разводили в церкви костры, на что с потемневших закопчённых сводов укоризненно и уныло взирали апостолы Пётр и Павел. Сегодня у храма есть дверь, а проёмы окон забиты досками, но от холода это не спасает, и во время службы чувствуешь себя настоящим древним русичем: изо рта валит пар, а вокруг крестят лбы бородатые мужики с непокрытыми головами в шубах и женщины в платочках с детьми.
Сквозь щели в полутёмный храм пробиваются лучики света, и кажется, что в очередной раз настала година бед и скорбей народных, на Русь опять пришли «вороги злые», и мы молим Бога о спасении наших жизней и жизней наших близких... «Почерневшая деревянная церковь за ветхой оградой уныло глядит в пустое поле и поглощённые ночным мраком луга», - пророчески писал классик, но даже он не предчувствовал времена, когда в пустом храме откроют зерносклад и МТС, и лихие трактористы будут раскатывать по нему, как по цирку, на «железных конях»!
Декорации для «Вия»
О заброшенном храме в сибирской глубинке узнали за рубежом. Побывавший здесь каталонский живописец Морис Азра запечатлел его в стиле фэнтези ушедшим на дно «градом Китежем», назвав картину «Выбор», видимо, имея в виду преимущества атеизма.
В 2011 году во время IX Красноярской музейной биеннале польский художник Матей Андраж Вогринчич, осмотрев пустую и загаженную святыню, где на алтаре валялась ржавая железная табличка «Охраняется законом», устроил тут инсталляцию, усыпав пол яичной скорлупой. Что, по замыслу гостя, означало утрату веры, потому что в церковной символике яйцо - прообраз гроба Христа, который тот покинул, обретя воскресение и жизнь вечную. Можно говорить о случайности, но гнилые доски не выдержали творца, и он провалился сквозь пол, сломав ногу, а его арт-объект на следующий день бесследно исчез.
Настоятель Свято-Троицкого храма в селе Частоостровское, в чей приход нынче включена барабановская церковь, иерей Андрей КРУЧИНИН, сетует, что проблемы «корабля» в том, что он «ничей» и по бумагам «не существует». «Мы просили администрацию Емельяновского района внести храм в муниципальный реестр, чтобы краевые власти могли выделить средства на реставрацию, но воз и ныне там. На проектно-сметную документацию деньги в итоге нашли, восстановление начали, но до постановки объекта культуры на учёт так и не дошло».
Хорошо известно о проблемах барабановской церкви и Елене МИРОНЕНКО, министру культуры края. «Для проведения полноценных реставрационных работ необходимо, чтобы храм был принят на баланс, но администрации Емельяновского района это не нужно, а в Красноярской епархии ждут, чтобы его сначала отремонтировали за государственный счёт, потому что иначе платить за это придётся собственнику. Список же объектов культурно-исторического наследия, нуждающихся в ремонтно-восстановительных работах, в крае очень велик».
Дрейф между бюрократическими Сциллой и Харибдой постепенно превращает «храм-корабль» в призрак. Могут ли его спасти от разрушения сами барабановцы? По словам Алексея ЯЗЕВА, церковного старосты, местные жители в храм ходят мало, а с населением менее двухсот человек полноценный приход создать трудно. Тут нет предприятий, кустарником заросли поля, большинство мужчин пропадает на вахтах в Красноярске, а детей возят в школу в соседнее Частоостровское, откуда они возвращаются вечером.
По убитой дороге за 500-600 рублей посмотреть на местную святыню привозят паломников. После службы в церкви потчуют чаем с печеньем и конфетами в местном Доме культуры и показывают превращённые в музей комнаты, где серпы и деревянные прялки соседствуют с предметами быта недавней советской эпохи - машинками для стрижки волос и таксофоном, с которого уже никому никуда не позвонить…
Сказка вместо скорлупы
Согласно архивам, в 1852 году сход крестьян Барабанова, Подподсошной, Додонова, Шиверы и Карымской постановил собрать средства на сооружение храма. Лес для него заготовили в Кантатском логу, вывезя его зимой через болота и Енисей, сушили два года. «Корабль-храм» в нетипичной для стиля енисейского барокко «кижевской манере» возвели местные плотники Черкашины, Минеевы, Айкановы и Черных, за 300 рублей и 35 пудов муки позолотив его киоты, иконостас и царские врата.
Священник Ситников открыл тут церковно-приходскую школу на 30 учеников, но с помощником ему не повезло: пономарь Пушкарёв в пьяном виде путал обряды, а однажды сочетал браком несовершеннолетних, за что его и попёрли из дьяков.
В 1916 году доходы храма составляли 450 рублей в год, и отмечалось, что дома служителей «ветхие, холодные и тесные». Пахотной земли у них не было, а 54 десятины церковных сенокосов находились за Енисеем. Богослужения в 30-50-х годах прошлого века тут полностью прекратились, и «храм-корабль» медленно, но верно шёл ко дну, а первые попытки спасти его были предприняты в 80-х, когда красноярские студенты-добровольцы, приехав на выходные в село, подлатали крышу храма.
Это были будущие историки, архитекторы, математики, физики, философы… «Что нас привлекало? - вспоминает один из участников «десанта» Иван ТИМОФЕЕНКО, ныне директор по развитию Интерактивного музея науки. - Красота храма! По структуре алтарной части он напоминал корабль, а свод-потолок так и именовался - «небом», куда хотели попасть, чтобы обрести спасение и жизнь вечную верующие православной общины Барабанова, Додонова, Карымской, Подсопошной и Шиверской». И почему-то эта сказка про воздушный корабль ближе, чем хруст пустой яичной скорлупы души…
Мнение эксперта
Юрий ТИХОНОВИЧ, заместитель руководителя службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края:
«Барабановская церковь в два раза моложе, чем знаменитые Кижи, но это крайне интересная и редкая для Сибири форма церковной архитектуры - деревянный храм в форме корабля. Заслуживает внимания сохранившаяся уникальная для красноярских церквей масляная живопись по дереву на евангельские сюжеты по потолку-своду и поддерживающим его «парусам». То, что эти картины уцелели, само по себе чудо, поскольку в церкви, пока она была действующей, употреблялось печное отопление. «Луковицы» и поддерживающий их «барабан» храма находятся в критическом состоянии и могут просто обрушиться. Часть брёвен, из которых сложен сруб, сгнили и требуется операция, напоминающая стоматологическую - одни нужно заменить, другие укрепить «пломбами». На реставрацию храма, по нашим подсчётам, потребуется до 35 млн рублей».