Примерное время чтения: 9 минут
710

«Корабль» - призрак. Реставрация старейшего храма Красноярья началась

«АиФ на Енисее» №1 (1834) 11/01/2016
Владимир Раков / АиФ

Ещё 30 лет назад шедевр деревянного сибирского зодчества был объявлен объектом культурного наследия и памятником архитектуры регионального значения, но его состояние было просто ужасно.

Первое, что приходит на ум при виде деревянного «корабля» церкви Параскевы Пятницы, 158 лет назад «пришвартовавшегося» в селе Барабаново под Красноярском, - повесть Н. В. Гоголя «Вий»: «Так и осталась стоять навеки церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником, и никто теперь не найдёт к ней дороги!»

На «железном коне»

Совсем недавно вместо окон и дверей здесь зияли дыры, а нетрезвые компании, чтобы согреться, разводили в церкви костры, на что с потемневших закопчённых сводов укоризненно и уныло взирали апостолы Пётр и Павел. Сегодня у храма есть дверь, а проёмы окон забиты досками, но от холода это не спасает, и во время службы чувствуешь себя настоящим древним русичем: изо рта валит пар, а вокруг крестят лбы бородатые мужики с непокрытыми головами в шубах и женщины в платочках с детьми.

Сквозь щели в полутёмный храм пробиваются лучики света, и кажется, что в очередной раз настала година бед и скорбей народных, на Русь опять пришли «вороги злые», и мы молим Бога о спасении наших жизней и жизней наших близких... «Почерневшая деревянная церковь за ветхой оградой уныло глядит в пустое поле и поглощённые ночным мраком луга», - пророчески писал классик, но даже он не предчувствовал времена, когда в пустом храме откроют зерносклад и МТС, и лихие трактористы будут раскатывать по нему, как по цирку, на «железных конях»!

Фото: АиФ/ Владимир Михайлов

Декорации для «Вия»

О заброшенном храме в сибирской глубинке узнали за рубежом. Побывавший здесь каталонский живописец Морис Азра запечатлел его в стиле фэнтези ушедшим на дно «градом Китежем», назвав картину «Выбор», видимо, имея в виду преимущества атеизма.

Фото: АиФ/ Владимир Михайлов

В 2011 году во время IX Красноярской музейной биеннале польский художник Матей Андраж Вогринчич, осмотрев пустую и загаженную святыню, где на алтаре валялась ржавая железная табличка «Охраняется законом», устроил тут инсталляцию, усыпав пол яичной скорлупой. Что, по замыслу гостя, означало утрату веры, потому что в церковной символике яйцо - прообраз гроба Христа, который тот покинул, обретя воскресение и жизнь вечную. Можно говорить о случайности, но гнилые доски не выдержали творца, и он провалился сквозь пол, сломав ногу, а его арт-объект на следующий день бесследно исчез.

Настоятель Свято-Троицкого храма в селе Частоостровское, в чей приход нынче включена барабановская церковь, иерей Андрей КРУЧИНИН, сетует, что проблемы «корабля» в том, что он «ничей» и по бумагам «не существует». «Мы просили администрацию Емельяновского района внести храм в муниципальный реестр, чтобы краевые власти могли выделить средства на реставрацию, но воз и ныне там. На проектно-сметную документацию деньги в итоге нашли, восстановление начали, но до постановки объекта культуры на учёт так и не дошло».

Хорошо известно о проблемах барабановской церкви и Елене МИРОНЕНКО, министру культуры края. «Для проведения полноценных реставрационных работ необходимо, чтобы храм был принят на баланс, но администрации Емельяновского района это не нужно, а в Красноярской епархии ждут, чтобы его сначала отремонтировали за государственный счёт, потому что иначе платить за это придётся собственнику. Список же объектов культурно-исторического наследия, нуждающихся в ремонтно-восстановительных работах, в крае очень велик».

Дрейф между бюрократическими Сциллой и Харибдой постепенно превращает «храм-корабль» в призрак. Могут ли его спасти от разрушения сами барабановцы? По словам Алексея ЯЗЕВА, церковного старосты, местные жители в храм ходят мало, а с населением менее двухсот человек полноценный приход создать трудно. Тут нет предприятий, кустарником заросли поля, большинство мужчин пропадает на вахтах в Красноярске, а детей возят в школу в соседнее Частоостровское, откуда они возвращаются вечером.

Фото: АиФ/ Владимир Михайлов

По убитой дороге за 500-600 рублей посмотреть на местную святыню привозят паломников. После службы в церкви потчуют чаем с печеньем и конфетами в местном Доме культуры и показывают превращённые в музей комнаты, где серпы и деревянные прялки соседствуют с предметами быта недавней советской эпохи - машинками для стрижки волос и таксофоном, с которого уже никому никуда не позвонить…

Сказка вместо скорлупы

Согласно архивам, в 1852 году сход крестьян Барабанова, Подподсошной, Додонова, Шиверы и Карымской постановил собрать средства на сооружение храма. Лес для него заготовили в Кантатском логу, вывезя его зимой через болота и Енисей, сушили два года. «Корабль-храм» в нетипичной для стиля енисейского барокко «кижевской манере» возвели местные плотники Черкашины, Минеевы, Айкановы и Черных, за 300 рублей и 35 пудов муки позолотив его киоты, иконостас и царские врата.

Фото: АиФ/ Владимир Михайлов

Священник Ситников открыл тут церковно-приходскую школу на 30 учеников, но с помощником ему не повезло: пономарь Пушкарёв в пьяном виде путал обряды, а однажды сочетал браком несовершеннолетних, за что его и попёрли из дьяков.

В 1916 году доходы храма составляли 450 рублей в год, и отмечалось, что дома служителей «ветхие, холодные и тесные». Пахотной земли у них не было, а 54 десятины церковных сенокосов находились за Енисеем. Богослужения в 30-50-х годах прошлого века тут полностью прекратились, и «храм-корабль» медленно, но верно шёл ко дну, а первые попытки спасти его были предприняты в 80-х, когда красноярские студенты-добровольцы, приехав на выходные в село, подлатали крышу храма.

Фото: АиФ/ Владимир Михайлов

Это были будущие историки, архитекторы, математики, физики, философы… «Что нас привлекало? - вспоминает один из участников «десанта» Иван ТИМОФЕЕНКО, ныне директор по развитию Интерактивного музея науки. - Красота храма! По структуре алтарной части он напоминал корабль, а свод-потолок так и именовался - «небом», куда хотели попасть, чтобы обрести спасение и жизнь вечную верующие православной общины Барабанова, Додонова, Карымской, Подсопошной и Шиверской». И почему-то эта сказка про воздушный корабль ближе, чем хруст пустой яичной скорлупы души…

Мнение эксперта

Юрий ТИХОНОВИЧ, заместитель руководителя службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края:

«Барабановская церковь в два раза моложе, чем знаменитые Кижи, но это крайне интересная и редкая для Сибири форма церковной архитектуры - деревянный храм в форме корабля. Заслуживает внимания сохранившаяся уникальная для красноярских церквей масляная живопись по дереву на евангельские сюжеты по потолку-своду и поддерживающим его «парусам». То, что эти картины уцелели, само по себе чудо, поскольку в церкви, пока она была действующей, употреблялось печное отопление. «Луковицы» и поддерживающий их «барабан» храма находятся в критическом состоянии и могут просто обрушиться. Часть брёвен, из которых сложен сруб, сгнили и требуется операция, напоминающая стоматологическую - одни нужно заменить, другие укрепить «пломбами». На реставрацию храма, по нашим подсчётам, потребуется до 35 млн рублей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах