Поддельное масло, непрокисающее молоко, резиновая говядина, дутый хлеб, ядовитая водка - поход в магазин стал подобен лотерее. Никогда не знаешь, на каком продукте счастье изменит тебе. О том, как в карнавале ярких упаковок найти съедобную еду и что такое региональный бренд, «АиФ-Красноярск» рассказал директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае» Василий Моргун.
Удар по потребителю
«АиФ-Красноярск», Михаил Маркович: Василий Николаевич, почему раньше все продукты были вкуснее?
Василий Моргун: Причин тому было несколько. Прежде всего на территории края, да и всей страны действовали крупные предприятия с отстроенной технологической дисциплиной, с централизованными лабораториями по исследованию готовой продукции, были налажены долгосрочные связи по поставкам сырья и комплектующих. Сейчас в крае мало осталось крупных перерабатывающих предприятий. И это, пожалуй, решающий фактор, поскольку организация производства на крупном предприятии и на маленьком - это совершенно разные вещи.
- По-видимому, есть и иные причины снижения качества?
- Конечно, законодатель в далёком 2002 году решил, что исполнение государственных стандартов - дело не обязательное, а сугубо добровольное. И единственное требование, которое с тех пор предъявляют к продовольствию, - это безопасность.
- Но у нас и сейчас богатейший рынок, причем как импортной, так и отечественной, и даже краевой продукции.
- Во-первых, если вы уберёте с нашего рынка всех посредников и зависимые фирмы, оставив только базовые компании, то увидите, что здесь в основном работают 5 зарубежных крупнейших корпораций и сравнительно небольшие предприятия местного уровня. Объединение двух причин: раздробленности пищевой промышленности края и неспособности противостоять западной рыночной экспансии - объясняют печальное состояние нашей «пищёвки». Есть и третья причина - неэффективная система надзора.
В связи с этим я хочу вспомнить слова главного государственного санитарного врача РФ - руководителя «Роспотребнадзора», которая сказала, что настала пора осуществлять мониторинг путём контрольных закупок продовольствия непосредственно на рынке, поскольку другие методы контроля и надзора необходимого влияния на рынок не оказывают. А мы уже 13 лет призываем к этому! Причём к самому широкому мониторингу, потому что точечные надзорные мероприятия, проводимые после предупреждения предпринимателя, эффекта не имеют и не будут иметь.
- Но ведь нас всё время убеждают, что снятие административных барьеров для бизнеса исключительно полезно для рыночной экономики, советуют брать пример с Европы.
- Снятие барьеров где-то хорошо, а где-то - перебор. Взгляните на жалобы предпринимателей России: надзорные органы даже не в пятёрке проблем. Русскому бизнесу сейчас необходим доступный кредит, а его нет, рынок сбыта, а он занят, и доступная аренда, а с ней не всегда просто. И мы, не решив первые три проблемы, берёмся за дальнейшее упрощение правил пищевого производства. К чему в итоге придём? Мы не сбалансируем рынок по качеству продукции, отменяя всё новые и новые правила, и в результате подставим под удар потребителя, который будет покупать еду, изготовленную безо всяких стандартов.
Регулярная гильотина
- В таком случае как расценивать недавнюю отмену государством сразу тысячи ГОСТов, оставшихся нам от СССР? Если это ГОСТ о ширине проезжей части во дворе, то я за: невозможно в 2019 году жить на норме 1974 года. А если это пищевые стандарты?
- Идея отказа от стандартов, уже не имеющих предмета применения, связана с кампанией по сокращению избыточных требований, так называемой регуляторной гильотине. С точки зрения ГОСТов не вижу тут проблем, поскольку рынок продовольствия в части требований качества практически ими не регулируется. Только 30% продукции предприятия декларируют в соответствии с ГОСТами, всё же остальное - так называемая «авторская кухня» или корпоративные стандарты. Я надеюсь, что даже отменённые ГОСТы будут архивированы. Важно понять, что пищевой госстандарт - это набор знаний о продукте, который накапливался поколениями товаропроизводителей и инженеров-технологов. Его необходимо сохранить как интеллектуальное наследие.
- В таком случае какова ситуация с соблюдением ГОСТов в крае? Мы очаг благополучия или наоборот клапан на паровом котле?
- Такой статистики соответствия ГОСТам, к сожалению, нет. Есть цифры Роспотребнадзора, в них речь идёт о безопасности, и поэтому доля продукции, не соответствующей нормативам, там всегда была не более 5%. Россельхознадзор, который выявляет фальсификат, то есть несоответствие реальных характеристик товара характеристикам, заявленным производителем, заявляет, что некачественной продукции в крае гораздо больше - десятки процентов. В итоге наиболее подробной получается статистика, полученная благодаря инициативе общественных организаций и учреждений Росстандарта.
Мы видим данные Российского института потребительских испытаний (РИПИ), который сравнивает уровень фальсификаций в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске, - это вполне сопоставимые цифры, около 50%. И эти данные вполне можно проецировать на всю страну.
Но вот о чём я особо сожалею, так это о том, что в последние годы край серьёзно сдал позиции в области пищевой промышленности. Раньше мы были форпостом, который выпускал продовольствие для всего Дальнего Востока, эту миссию выполняли около ста наших предприятий. Сейчас эти позиции утрачены. На нашем рынке мало краевого бизнеса - например, единственный в крае ликёроводочный завод принадлежит кемеровчанам.
- А как же наша «Пикра», которая с такой помпой в своё время вошла в международный концерн?
- Да, было много заявлений о пользе международного сотрудничества, а в итоге мы потеряли крупное производство, утратили популярные бренды, новый собственник постарался всё сделать таким образом, чтобы восстановлению предприятие уже не подлежало и не представляло интерес для других инвесторов.
- Тогда я не понимаю, почему до сих пор действует Абаканский пивзавод?
- Действует, хотя и не стремится наращивать производство, но сохраняет качество продукции. Объяснение, как мне кажется, очень простое: Абакан оказался слишком далеко и рынок сбыта там скромнее. Всё-таки миллионный Красноярск – это производственно-экономический центр с достаточно высокой покупательной способностью населения, потому он и манит дружественных и не очень инвесторов. Подтверждением моих слов служит судьба остальной красноярской промышленности: фармацевтической, химической, машиностроительной и электротехнической. Почти весь рабочий правый берег Красноярска превратился в рыночные ряды.
Когда кончится ягода
- Потому и возникает вопрос, чем же мы будем дальше торговать, если инвесторы уже «вырезали» наши заводы?
- А как же наши дикоросы? Сейчас это очень серьёзный тренд: папоротник, грибы, орехи. В правительстве края возлагают на них немалые надежды.
- Я правильно понимаю, что, когда кончатся ягоды, перейдём на торговлю водой. Её у нас тоже много….
- Да, экспортный потенциал нашей воды велик. На самом деле Красноярский край - водоносный регион, и это очень серьёзный экономический ресурс будущего. Нужно занимать место на рынке, позиционировать свою воду, заниматься её брендингом, добиваться звания территории воды эталонного качества из подземных источников. Летом президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на продвижение региональных брендов, и скоро их будут десятки и сотни.
У нас уже есть бренд комплексного инвестиционного проекта - «Енисейская Сибирь». Теперь необходимо наполнить его качественными, узнаваемыми товарными брендами не только продовольственного рынка, но и других - высокотехнологичных и наукоёмких - отраслей. И, конечно, бренд должен иметь под собой стандарт, в том числе стандарт качества. Для этого создана и начала работать национальная система сертификации. И сейчас мы наращиваем работу с предприятиями по изготовлению продукции, соответствующей всем требованиям ГОСТа.