Хакасский костюм - это философия, в которой система знаков и символов, заключённых в одежде, соответствует картине мира этноса. От головного убора до обуви, покроя и вышивки - в национальной одежде ещё много нераскрытых тайн, убеждена специалист по хакасскому костюму Раиса Абдина, которая рассказала «АиФ-Красноярск» об особенностях национального костюма.
Практичная и красивая
«Сегодня при выборе одежды мы руководствуемся тем, чтобы она была удобная, красивая, практичная: кто-то отдаёт предпочтение моде, кто-то классике. А хакасская национальная одежда выполняет практическую, утилитарную, эстетическую, социальную функции».
Праздничный костюм хакасов яркий, красочный и самобытный. В изготовлении такой одежды использовались шёлк, парча, бархат, меха. Украшалась она оригинальной вышивкой, и всё это смотрелось очень органично.
«Территория современной Хакасии на протяжении многих веков была заселена народами, ведущими кочевой образ жизни. И одежда была приспособлена к быту. Так, например, мужская рубашка и женское платье одинакового кроя: широкие в подоле, что удобно для верховой езды, объёмные рукава, не сковывающие движений, а длинный узкий манжет подходит для занятий домашней работой. Такое платье (кӧгенек - хак.) женщины, чаще преклонного возраста, и по сей день носят в качестве повседневной одежды. Предпочтительными цветами женской одежды были оттенки тёплых тонов. Например, красный - считается, что он символизирует здоровое потомство. Мужской цвет - синий, приносящий удачу в охоте», - делится секретами хакасского костюма Раиса Петровна.
Комплекс национальной одежды хакасов, бытующий и сегодня, не будет полным без женской безрукавки (сигедек - хак.), надеваемой поверх праздничных шуб или платья с глубокими вырезами-проймами на спине, с отделкой полы и пройм. Другой вид верхней одежды - сикпен, сшитый из тонкого сукна свободного покроя с шалевым воротником. Праздничный сикпен расшивали перламутровыми пуговицами с мелкими кораллами. Обшлага и спинку вышивали растительным орнаментом.
Одежда оберегает
Головные уборы хакасов насчитывают более десяти видов. Шапка определялась видом меха, материала, покроем, сезоном, назначением, социальным положением человека и сферой его деятельности.
В середине ХIХ века повседневным женским головным убором стал платок. У хакасок он завязывается особым способом: платок складывается по диагонали, затем делается подгиб, образующий околыш, и двумя концами завязывается на затылке.
Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но ещё и оберегает его. Поэтому было немало предписаний, примет и запретов. Так, например, порванные вещи считались принадлежностью мира умерших и становились целыми в их стране. Умерших людей хоронили в платье навыворот, а шубу надевали внутренней полой наружу. В хакасском мировоззрении нижний мир противопоставлялся среднему (миру людей): любые непорядок, разрушение, ссора, порок притягивают обитателей нижнего мира. Поэтому нельзя пользоваться треснувшей посудой, носить грязную, рваную одежду, ходить с незастёгнутыми пуговицами, подавать вывернутое платье, перелицовывать одежду. Нежелательно продавать личную одежду, поскольку с ней могло уйти счастье.
«Зато хакасские женские украшения всегда пользовались популярностью. Им придавали большое значение и носили как дополнение к национальному костюму и в качестве оберега от злых сил. При изготовлении украшений любили использовать кораллы, перламутр, бисер, серебро, - продолжает мастер. - Но важнейшее место занимает нагрудник пого. Его изображение есть на некоторых каменных изваяниях, относящихся к окуневской культуре(II тыс. до н. э.)».
Древняя символика
В хакасской культуре пого всегда служило оберегом, заключало в себе множество древних символов: бесконечности, пространства, времени.
Пого содержало в себе посредством графически выраженных геометрических и растительных форм «диалектику» мировоззрения, стихийное природное начало. Код, скрытый за сложной символикой данного украшения, очень трудно расшифровать. Пого имеет определённые стандарты в размещении деталей на поверхности основы.
Хакасская традиционная одежда была вытеснена европейским костюмом. Сегодня национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники - Тун Пайрам, Чыл Пазы. Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы - интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть