В комитете Госдумы по информполитике поддержали предложение московского отделения Ассоциации юристов России отрегулировать работу рекомендательных сервисов. Если Дума одобрит законопроект, пользователи смогут сами отключать их и просматривать в сети, например, те посты или новости, которые захотят. Сейчас в этот механизм вмешивается система на основе предпочтений людей.
По мнению экспертов, большинство из людей даже не подозревают, что соцсети, маркетплейсы, игровые площадки, стриминговые видео и аудиоплатформы используют огромный массив информации о них. Это помогает им задействовать алгоритмы на основе искусственного интеллекта и безошибочно работать на интересы и предпочтения пользователей.
Как отмечает руководитель Макрорегиона Сибирь компании «Первый Бит» Евгений Шустов, сервисы являются ни чем иным, как существенной частью бизнес-модели площадок и, естественно, часто «подсуживают» якорным рекламодателям. «Алгоритм с одной стороны основан на социальной инженерии и психологии, с другой стороны - крайне непрозрачен. Думаю, бизнесу, потребителям и государству стоит передоговориться о правилах игры. С одной стороны, это поднимет доверие к инструменту, с другой стороны, позволит более четко понимать глубинную суть моделируемых трендов, новинок, процессов», - убежден Шустов.
По мнению же авторов предложения, рекомендательные сервисы - это не просто мощный маркетинговый инструмент. Они способны целенаправленно формировать потребности человека, влиять на информационную картину общества, повышая риск социальных конфликтов.
При этом, как отмечается в документе, речь не идет о полном отключении рекомендательных сервисов. У людей будет выбор: отключать алгоритмы или довериться предпочтениям искусственного интеллекта.
В целом же большинство представителей IT-сферы убеждены, что будущий закон позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента, сделав интернет более прозрачным и понятным для граждан.