Переклеенные ценники с датами из будущего, грубые кассиры, очереди на кассах – пользователи соцсетей если и говорят о современных магазинах, то только в негативном ключе. Представители сразу нескольких общественных организаций, выступающих за права потребителей, решили нагрянуть в магазины крупных торговых сетей Красноярска и проверить, как там обстоят дела с удобством и безопасностью потребителей.
Вход с препятствием
За три дня команда из трёх общественников: Игоря Болбата, Станислава Максимова и Ивана Коростелева – обошла восемь магазинов. В каждом оценивались одни и те же факторы: порядок в магазине, наличие безбарьерного въезда для людей с ограниченными возможностями и мам с колясками, срок годности, внешний вид товаров, информационные стенды, противоэпидемические меры и другое.
В половине проверенных магазинов сразу же выявились проблемы с безбарьерным входом: в «Красном Яре» не убрали резиновое покрытие с зимы, коляска по нему не проедет, в «Командоре» нереально крутой разворот, в «Аллее» и вовсе нет дороги для колясок, а на лестнице с корнем вырвана плитка.
«Мы сознательно выбирали магазины, которые находятся не в центре: на левом берегу – в мкр Северо-Западный, на правом – в районе ул. Мичурина, Павлова, Щорса. Горожане часто жалуются, что в центральных магазинах уже более-менее порядок навели, продавцы вежливые, чистота. А в отдалённых всё меняется медленно», – говорит председатель РО ОО «Объединение потребителей России» в Красноярске Игорь Болбат.
Как отличить фальсификат?
Один из важнейших моментов, на которые обращали внимание, – правила торговли товарами с заменителями молочного жира (ЗМЖ). По закону информация о том, добавлен ли в молочный продукт растительный жир, должна находиться на каждом ценнике. А товары с ЗМЖ и без ЗМЖ должны чётко разделяться на полках. Покупатель не должен путаться среди множества молочных продуктов на полках, а сразу видеть, какого качества товар перед ним. В семи магазинах с этим возникли проблемы: в «Аллее» нет обозначения БЗМЖ ни на ценнике, ни на витрине, молочные товары лежат вперемешку. В «Магните», «Ленте» натуральная брынза или масло оказались среди суррогатных сыров и спреда. Это частый трюк в сетевых магазинах: если хорошее масло лежит рядом со спредом, покупатель чаще всего не различит их. По подобным нарушениям общественники написали не менее 20 жалоб в Роспотребнадзор. В «Командоре» и «Хорошем» обозначений БЗМЖ на ценниках нет, в «Батоне» они прописаны нечётко.
Добровольный отказ

Внешний вид продуктов в магазинах тоже вызывает вопросы: например, в «Красном Яре» обнаружили вздутые и лопнувшие банки с рыбными консервами и дайкон с плесенью, в «Командоре», «Аллее» и «Ленте» – гнилые помидоры, в «Хорошем» и «Батоне» – подгнившие яблоки. Что касается сроков годности, то в некоторых магазинах нашлись продукты, у которых он вот-вот закончится, но не удалось перепроверить, убрали ли их на следующее утро. Нарезанная колбаса в «Ленте» выглядела подозрительно, а в «Магните», по мнению экспертов, наклейки на тортах были слишком характерные, похожие на те, что переклеиваются несколько раз. Все эти нарушения были зафиксированы, за них сняли баллы.
Встретились в магазинах и грубые нарушения: отсутствие упаковки на хлебобулочных товарах в «Командоре» и «Ленте» – по новым требованиям это запрещено. В «Хорошем» настолько высокие стеллажи, что продавцы встают прямо в обуви на полки с продуктами, при этом вёдра с шашлыком на нижних полках стоят без крышки. А в «Аллее», со слов администратора, отсутствует информационный стенд.
По словам проверяющих, в отдалённых районах магазины расположены в маленьких помещениях: тесные коридоры, захламлённые проходы, невозможность чётко разделить товары и установить современное оборудование – такова плата за то, чтобы магазин был прямо у дома.
Результаты рейда по магазинам со всеми замечаниями отправятся в администрацию города, краевую администрацию и в надзорные органы.