Примерное время чтения: 7 минут
244

Нужна любовь. Как финалистка «Воспитателя года России» ищет подход к детям

«АиФ на Енисее» №39 (2236) 27/09/2023 Сюжет Большая перемена. Рассказываем о новаторах педагогах и наставниках
Доверительные отношения – самое главное в работе с детьми.
Доверительные отношения – самое главное в работе с детьми. / Екатерина Гришина / Из личного архивa

В Волгограде набирает обороты финал Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2023». Лучшие представители системы дошкольного образования, 89 педагогов, представляют свои регионы. От Красноярского края на финал отправилась Екатерина Гришина, воспитатель зеленогорского детского сада № 18, абсолютный победитель краевого конкурса.

27 сентября, когда в России отмечают День воспитателя, публикуем интервью Екатерины корреспонденту krsk.aif.ru.

Визит с визиткой

Елена Бухтоярова, АиФ-Красноярск: Екатерина, прежде чем отправиться на финал, пришлось пройти большой путь. Доказать, что лучшая в городе, а потом среди четырёх десятков лучших представителей педагогической деятельности края завоевать симпатию жюри. Трудно было?

Фото: Из личного архивa/ Екатерина Гришина

Екатерина Гришина: Конечно. Подготовка шла с января. Разработать и сделать сайт, достойно продемонстрировать свои наработки, сделать видеовизитку – на всё это ушло много времени и сил. Но оно того стоило. Сразу хочу оговориться – я готовилась не одна. Мне помогала целая команда – и всем я очень благодарна.

– Что оказалось более сложным?

– Лёгких этапов не было. Например, пришлось проводить занятие с незнакомыми детьми в Красноярске. А перед этим необходимо было написать сценарный план проекта. В семь часов утра нам объявили тему. В аудитории десять человек – участников конкурса. И всем надо написать сценарий, построить модель из конструктора «Лего ВеДу» и после привести её в движение вместе с детьми. Сделать самой на две минуты фильм. Придумать проблемную ситуацию, успеть распечатать в двух экземплярах. И это всё за два с половиной часа. Многие просто не успели.

– Что помогло вам в этом случае?

– Я в принципе была готова к любому развитию сценария. Сыграло роль и то, что в нашем саду мы с ребятишками с конструктором «Лего ВеДу» занимаемся. Но к чести организаторов, для тех, у кого в садах нет таких конструкторов, были организованы курсы.

Дорога в сад

– Но это скорее деталь, частный случай, всё-таки победа была заложена в долгой и упорной работе до конкурса. И я не о подготовке, а о той дороге, которая привела вас в сад, в котором вы, как я понимаю, с удовольствием работаете.

– В этом году отмечу 13 лет педагогического стажа. Это не так много, но и не мало – уже три выпуска. За эти годы ни разу не пожалела, что оказалась в детском саду. А попала туда, уже имея двух собственных детей, в 30 лет. Возраст осознанный. До этого отучилась на швею, работала в ателье. Потом в магазине. Оттуда ушла в декрет. А когда надо было выходить на работу, категорически в магазин не хотелось. И в ателье тоже, хотя шила я хорошо. Стала прислушиваться к себе, чего душа требовала.

Когда дети пошли в детский сад, узнала о вакансии младшего воспитателя. Начала работать. Заведующая сада, Ольга Владимировна, сразу заметила мою тягу к детям. Зайдёт в группу, а я уже свою работу сделала и сижу с ребятишками играю, пою, рисую. Предложила отучиться на старшего воспитателя. Так я и стала тем, кем с радостью работаю.

– Есть выражение, что учитель и воспитатель – это состояние души. И рождается оно не случайно. Неужели в детстве не было никаких намёков, склонностей, желаний в этом смысле?

– В детстве очень долго играла в куклы, даже тогда, когда девочки-ровесницы уже перестали это делать. Я обшивала кукол вручную, играла с ними в школу. Любила оставаться нянчиться с братьями. В деревне у бабушки соседи просили помочь с малышами: подруги разбегались, а мне в удовольствие! И то, чем я увлекалась ещё, – всё мне помогает. Училась в музыкальной школе – теперь с удовольствием пою и танцую с ребятами. Отучилась на технолога швейного производства – шью кукольную одежду и пособия детям в саду.

– Но работа с детьми требует и хорошей психологической подготовки. Многие педагоги признаются, что не сразу к ней приходят. А кто-то не выдерживает – уходит из сада.

– Удивительно, но и психологией я начала интересоваться с детства. Помню, в библиотеке была полочка с литературой по педагогике и психологии. Я перечитала всю. Брала книги Макаренко, например, как вести себя со сложными детьми. И сейчас понимаю, что я как будто готовилась к этой профессии. Теперь точно могу сказать: идя в детский сад, чувствую себя счастливым человеком. Я смогла реализовать свои способности.

– Название вашей профессии – воспитатель. Но пословица говорит, что воспитывать взрослый должен себя, а не ребёнка. В вашем случае ещё и пример родителя, если он негативный, надо чем-то перебить.

– Могу сказать, что родитель в любом случае важнее, значимее для мальчика или девочки, чем воспитатель. Я не берусь лезть в чужой устав, в чужую семью с исправлениями. Да мне и с родителями везёт. Но бывает так, что приходят родитель и ребёнок к нам в группу – о них нехорошая слава: и ребёнок непослушный, и родитель неуправляемый. А я к ребёнку присматриваюсь: быть может, ему внимания не хватает, потенциал его не замечен, не раскрыт.

Был у нас мальчик. Всегда как-то в стороне, дичился ребят, да и они его. И мне поначалу казался странным. Но заметила, что здорово рисует. Начала ему карандаши, краски приносить. Организовали для него выставку, сделали экскурсию на неё. Он раскрылся перед другими детьми, и они на него другими глазами посмотрели. И мальчишка воспрянул! Тогда я поняла: важно найти талант в ребёнке. И попытаться создать условия для его развития. А родителям лишний раз про ребёнка рассказать очень важно: что делал, чем интересным занимался, как проявил себя. Иногда взрослые, узнав, удивляются и тоже открывают своего ребёнка с новой стороны.

Говорящий дневник

– Один из этапов конкурса – демонстрация педагогической находки. Какой можете поделиться?

– Линейный календарь, например. Обычно времена года в садах изображаются в виде колеса или прямоугольника с четырьмя секторами. А мы каж­дое время года в виде листов оформляем. Вот осень. Отмечаем месяцы, числа. Разговариваем, рассматриваем, раскрашиваем. Проходит осень – под потолок нашу «осень» прикрепляем. И к концу года все четыре времени года в виде длинной линии. Но это уже не просто бумага, а пережитое время. Или каж­додневник, где ребёнок сам отмечает, чем будет заниматься, отмечает своё настроение, рисует. И воспитателю, и родителю – своеобразный «говорящий» дневник.

– Накануне Дня воспитателя, который отмечают в России 27 сентября, поздравляем вас, желаем достойно выступить в финале конкурса. И знать, что ваша работа необходима, ценна и важна. А что вы пожелали бы нашим читателям, многие из которых – родители?

– Доверительные отношения – самое главное в отношениях с детьми. Родители всегда должны быть поддерж­кой и опорой детям, что бы ни случилось. Мои дочери взрослые – 16 и 18 лет. У меня был свой взгляд на их будущее. Но они отстояли своё право на определение. У каждого оно своё. Старшая поступила в Академию МЧС в Железногорске. Младшая вся в искусстве, творчестве. Чувства ребёнка – самое важное, а не оценки и оценивание. За поздравление спасибо. Повторю: чувствую себя счастливой!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах