В краевой дорожной полиции бьют тревогу. С начала года аварийность на дорогах края резко возросла. Только за два первых месяца произошло более 400 ДТП. Погибли 46 человек, 538 жителей края получили травмы.
По данным краевой ГАИ, на сегодня рост аварий на 21% больше по сравнению с этим же периодом прошлого года. Погибших почти на четверть больше двух первых месяцев прошлого года. Количество травмированных выросло на 76%.
С аварийностью борются всеми способами – от профилактических рейдов и бесед с водителями до установки «умной техники», камер видеонаблюдения и увеличения штрафов. Эти комплексные действия стражей дорожного порядка дают плоды.
Тревожная статистика
За прошлый год зафиксировано около 3 млн нарушений правил дорожного движения. Об этом рассказал врио начальника управления Госавтоинспекции по Красноярскому краю Сергей Молявко. Иными словами, каждый житель края условно совершил примерно по одному правонарушению в год. Причина такой тревожной статистики в том, что часть водителей не соблюдает нормы ПДД регулярно. На протяжении многих лет основным видом ДТП на территории края остаётся столкновение автомобилей.
«Осложнение ситуации с аварийностью мы связываем с возросшим трафиком транзитного транспорта на фоне низкой пропускной способности как федеральных, так и региональных автомобильных дорог. Основной причиной ДТП со смертельным исходом является несоответствие скоростного режима конкретным дорожным и погодным условиям, а также выезд на полосу встречного движения», – рассказал Сергей Молявко.
Главной причиной ДТП со смертельным исходом признаны опасные манёвры на дорогах: чаще всего это выезд на встречную полосу в зоне слепой видимости.
Так, в этом году произошло несколько массовых аварий, в которых погибли люди.
В середине февраля на трассе «Сибирь» водитель автомобиля «ВАЗ-2107» выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком «Фредлайнер» с полуприцепом. В результате аварии погибли четверо пассажиров легковушки, один человек был госпитализирован с серьёзными травмами. Водитель грузовика не пострадал.
В последний день января на автодороге «Обход Красноярска» столкнулись два автомобиля: «КамАЗ» и иномарка. Водитель легковушки выехал на встречную полосу. В результате ДТП грузовик вылетел с дороги, а иномарка превратилась в груду металла. Её водитель и ребёнок-пассажир погибли. Водитель грузовика попал в больницу. Как выяснили стражи порядка, виновник аварии – водитель иномарки – оказался заядлым лихачом. В 2024 году он нарушил скоростной режим 21 раз.
Всего же в новом году зарегистрировано 21 ДТП из-за выезда на полосу встречного движения. В результате погибли 15 человек, что почти в два раза больше по сравнению с 2024-м, 36 человек были травмированы.
Чаще всего водители превышали скорость. По данным полицейских, в этом году за это оштрафовано 26,5 тыс. человек.
Самыми опасными местами для пешеходов стражи порядка сочли трассы за пределами населённых пунктов. Именно там, особенно в тёмное время суток, происходят самые страшные аварии. Как правило, такие одинокие путники двигаются без специальных светоотражающих элементов на одежде, и водители их просто не видят в ночи.
«Умная техника» в помощь
Помочь в укрощении лихачей помогут камеры видеофиксации: 40 новых камер появятся на дорогах края уже к 1 июня. Комплексы помогают отследить такие нарушения ПДД, как не пристёгнутый у водителей и пассажиров ремень безопасности, выключенные фары, а также разговор по телефону за рулём. Сейчас за соблюдением правил дорожного движения следят 274 камеры. Из них 202 стационарных, 72 передвижных, есть и 1 мобильный комплекс.
Скрывать такие камеры в дорожной полиции не намерены. Все объекты нанесены на интерактивную карту. А вот передвижные комплексы могут быть установлены в любом месте. Благодаря их применению удалось ликвидировать аварийность на 179 участках автодорог, подсчитали в ГАИ.
В авто без телефонов, но с ОСАГО
С нового года автомобилистам-болтунам приготовили новый закон и порядок. Теперь разговоры по телефону за рулём не просто признаны потенциально опасными, а грубым нарушением правил дорожного движения. Новые правила таковы: за смартфон возле уха, в руках или даже на коленях водитель может схлопотать штраф 1,5 тыс. рублей.
Мера наказания уже работает. Более 8 тыс. штрафов получили автомобилисты в Красноярске за телефонную болтовню за рулём с начала 2025-го.
Но есть исключения, пояснил начальник отдела пропаганды ГИБДД региона Антон Гостев. Например, телефон может быть использован как навигатор и размещён на передней панели авто. В этом случае наказания не будет.
Ещё одно важное нововведение в ПДД касается постановки автомобилей на учёт в ГАИ. Ранее для этого был необходим полис ОСАГО. Сейчас эту норму отменили. Но это не освобождает водителей от административной ответственности.
«Полис ОСАГО в любом случае должен быть. При остановке транспортного средства согласно ПДД водитель обязан предъявить его инспектору ДПС», – рассказал Сергей Молявко.
Пересаживаться на электросамокаты, велосипеды или коней в краевой дорожной полиции не намерены. Хотя в некоторых регионах инспекторы ДПС уже осваивают такие новые виды техники и передвижения. В арсенале же сотрудников краевой ГАИ есть и автомобили, и мотоциклы, и даже один квадроцикл.

«С 1 января 2025 года коэффициент территориальности для Красноярска, который умножается на базовую ставку, чуть понизился. То есть ОСАГО для красноярцев стало дешевле. Стоимость полиса на одного водителя может измениться от 500 до 1 тыс. рублей.
По выплатам ОСАГО было очень много недовольных водителей из-за постоянно дорожающих деталей для ремонта после аварий. Поэтому теперь регулятор четыре раза в год, ежеквартально, будет менять справочники цен на основании единой методики расчёта ущерба.
С 1 марта 2025 года водитель во время движения обязан иметь полис ОСАГО, независимо от факта регистрации автомобиля в ГАИ. Если будет установлено, что у водителя нет полиса, то штраф за первичное нарушение остаётся, как и ранее, 800 рублей. При повторном нарушении уже придётся выложить от 3 тыс. до 5 тыс. рублей», - рассказал корреспонденту krsk.aif.ru председатель краевого общества по защите прав автовладельцев Станислав Савчук.
