Примерное время чтения: 7 минут
647

Повелительница ударных. Лафрей Ски о Сибири, студентах и музыке

«АиФ на Енисее» №25 (1858) 22/06/2016
Неважно, на каком языке говоришь, если понимаешь музыку.
Неважно, на каком языке говоришь, если понимаешь музыку. Фото из архива Лафрей Ски

Она хотела стать юристом, но воплотила мечту всей своей жизни и стала играть джаз. Знаменитая  американская барабанщица, джаз-вумен, а также культурный посол государственного департамента США Лафрей Ски подготовила грандиозный проект, главные герои которого – студенты Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича.

Сибирь невероятная

Светлана Хустик, «АиФ на Енисее»:  Лафрей, почему вы выбрали именно Красноярск, чем заинтересовал сибирский город?

Лафрей Ски: Первый раз побывала в Красноярске в 2012 году. Приехала на фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Подружилась с заведующей отделением колледжа «Музыкальное искусство эстрады» Екатериной Катаевой, студентами. Красноярск очень музыкальный, художественный, артистичный. Мне очень понравились и город, и люди, полюбила набережную Енисея и остров Татышев. Я давно заметила: чем красивее место, природа, тем красивее люди, которые там живут. В Красноярске хорошая энергетика, здесь я всегда пишу музыку. Сибирь - это невероятное место. Хотя я много где побывала. Как культурный посол посетила 33 страны, 8 лет жила в Японии, везде старалась рассказывать о культуре своей страны и узнавать о культуре других.

33 страны мира она посетила как культурный посол.
33 страны мира она посетила как культурный посол. Фото: АиФ/ Фото: Светлана Хустик

- Специально для Красноярска вы написали концертную программу «Путешествие во времени». Что именно вас вдохновило?

- В мой прошлый приезд я представила Красноярску музыку по мотивам произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Друзья из России мне посоветовали прочесть эту книгу. Я буквально проглотила её за несколько ночей. Для меня это не только потрясающая история любви, но и рассказ о большой жертве. Я представила свою группу, играющую на балу у Воланда, и услышала музыку. Так родилось произведение «Великий бал у сатаны». Это микс джаза и классического оркестра.

В этот раз я долго искала новые темы. Стала думать, что путешествую по разным странам, и я путешественник во времени. Так появился новый концерт - «Путешествие во времени». Фактически это моё приключение в разных частях света, встречи с разными людьми. В том числе и в Красноярске.

Это не только знакомство с новым местом, его природой, архитектурой, культурой, временное переселение в другой мир. Сегодня все могут заглянуть в будущее или прошлое - одни благодаря часовым поясам, другие - благодаря музыке. Мы уже полгода работаем со студентами колледжа.

Выступление молодёжного биг-бэнда под управлением Лафрей Ски можно услышать 25 июня в 19.00 в БКЗ.
Выступление молодёжного биг-бэнда под управлением Лафрей Ски можно услышать 25 июня в 19.00 в БКЗ. Фото: АиФ/ Фото: Светлана Хустик

- Почему репетируете и выступаете именно со студентами? С профессиональными музыкантами разве не проще?

- Это мой принцип. В Нью-Йорке я поступаю точно так же. Студенты более открыты, податливы, искренни, готовы на любые эксперименты. Перед тем как собрать группу в Красноярске, состоялись прослушивания. Отбор прошли как старшекурсники, так и студенты первых курсов.

- Но как вы понимаете друг друга? Ведь вы не говорите по-русски, они далеко не все знают английский?

- Неважно, на каком языке вы говорите: если вы понимаете музыку, мы с вами друг друга поймём. Хотя на репетициях присутствует переводчик и может конкретизировать, уточнить какие-то отдельные моменты. И я, конечно, пытаюсь учить русский язык. Работать с русскими ребятами не сложнее, чем с их сверстниками в Америке. У них одинаковые проблемы: лень, недосып, невозможность сконцентрироваться. Но я не строгий педагог, я прошу показать лучшее, на что они способны, и развиваю этот дар.

Всё для джаза

- А если обратиться к направлениям, вы работаете в стиле джаза?

- Всё есть джаз. Это смесь разных стилей: классики, фольклора. Это музыка, которую делает множество людей, собранных вместе. И в этой музыке есть место для каждого. Основа джаза - это блюз. А блюз - музыкальный жанр, в котором человек рассказывает свою историю. Именно этому я учу студентов. Прошу их с помощью инструмента рассказать свою историю.

- Вас называют повелительницей ударных. Но женщина-барабанщица - довольно редкая профессия. Почему вы выбрали именно этот инструмент?

- Редкая в России, но не в Америке. На барабанах больше играют мужчины, потому что они смелее. Я же на своих мастер-классах учу играть на барабанах девушек, так они становятся более раскрепощёнными и не боятся выражать свои эмоции.

Я родилась в очень музыкальной семье. Моя мама танцевала под звуки барабанов, бабушка играла на органе в церкви. В детстве я играла на пианино, флейте, барабанах, гитаре, пела. Музыка всегда присутствовала в моей жизни, но я не думала, что стану профессиональным музыкантом. В университете изучала экономику и юриспруденцию. Собиралась стать адвокатом или юристом. Но, услышав однажды джазовую пианистку Ширли Хорн, я поняла, что музыку люблю больше и хочу её играть. Переехала в Нью-Йорк, играла с еврейскими и фольклорными ансамблями, различными рок-группами.

- На ваш взгляд, в чём схожи жители Нью-Йорка и Красноярска?

- Можно весь день об этом говорить (Улыбается). У нас с вами много общего: любовь к культуре, к стране, к семье. Красноярцы, как и американцы, гордятся своей родиной, тем, что они из Сибири, сами говорят, что у них более открытые сердца, чем у москвичей. И это правда.

Кстати
Лафрей разработала джазовую обучающую программу и методику для студентов средней общеобразовательной школы. Написала книгу «Понимание истории джаза и культуры». Со своей группой играла в известных концертных залах по всему миру.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах