Она хотела стать юристом, но воплотила мечту всей своей жизни и стала играть джаз. Знаменитая американская барабанщица, джаз-вумен, а также культурный посол государственного департамента США Лафрей Ски подготовила грандиозный проект, главные герои которого – студенты Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича.
Сибирь невероятная
Светлана Хустик, «АиФ на Енисее»: Лафрей, почему вы выбрали именно Красноярск, чем заинтересовал сибирский город?
Лафрей Ски: Первый раз побывала в Красноярске в 2012 году. Приехала на фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Подружилась с заведующей отделением колледжа «Музыкальное искусство эстрады» Екатериной Катаевой, студентами. Красноярск очень музыкальный, художественный, артистичный. Мне очень понравились и город, и люди, полюбила набережную Енисея и остров Татышев. Я давно заметила: чем красивее место, природа, тем красивее люди, которые там живут. В Красноярске хорошая энергетика, здесь я всегда пишу музыку. Сибирь - это невероятное место. Хотя я много где побывала. Как культурный посол посетила 33 страны, 8 лет жила в Японии, везде старалась рассказывать о культуре своей страны и узнавать о культуре других.
- Специально для Красноярска вы написали концертную программу «Путешествие во времени». Что именно вас вдохновило?
- В мой прошлый приезд я представила Красноярску музыку по мотивам произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Друзья из России мне посоветовали прочесть эту книгу. Я буквально проглотила её за несколько ночей. Для меня это не только потрясающая история любви, но и рассказ о большой жертве. Я представила свою группу, играющую на балу у Воланда, и услышала музыку. Так родилось произведение «Великий бал у сатаны». Это микс джаза и классического оркестра.
В этот раз я долго искала новые темы. Стала думать, что путешествую по разным странам, и я путешественник во времени. Так появился новый концерт - «Путешествие во времени». Фактически это моё приключение в разных частях света, встречи с разными людьми. В том числе и в Красноярске.
Это не только знакомство с новым местом, его природой, архитектурой, культурой, временное переселение в другой мир. Сегодня все могут заглянуть в будущее или прошлое - одни благодаря часовым поясам, другие - благодаря музыке. Мы уже полгода работаем со студентами колледжа.
- Почему репетируете и выступаете именно со студентами? С профессиональными музыкантами разве не проще?
- Это мой принцип. В Нью-Йорке я поступаю точно так же. Студенты более открыты, податливы, искренни, готовы на любые эксперименты. Перед тем как собрать группу в Красноярске, состоялись прослушивания. Отбор прошли как старшекурсники, так и студенты первых курсов.
- Но как вы понимаете друг друга? Ведь вы не говорите по-русски, они далеко не все знают английский?
- Неважно, на каком языке вы говорите: если вы понимаете музыку, мы с вами друг друга поймём. Хотя на репетициях присутствует переводчик и может конкретизировать, уточнить какие-то отдельные моменты. И я, конечно, пытаюсь учить русский язык. Работать с русскими ребятами не сложнее, чем с их сверстниками в Америке. У них одинаковые проблемы: лень, недосып, невозможность сконцентрироваться. Но я не строгий педагог, я прошу показать лучшее, на что они способны, и развиваю этот дар.
Всё для джаза
- А если обратиться к направлениям, вы работаете в стиле джаза?
- Всё есть джаз. Это смесь разных стилей: классики, фольклора. Это музыка, которую делает множество людей, собранных вместе. И в этой музыке есть место для каждого. Основа джаза - это блюз. А блюз - музыкальный жанр, в котором человек рассказывает свою историю. Именно этому я учу студентов. Прошу их с помощью инструмента рассказать свою историю.
- Вас называют повелительницей ударных. Но женщина-барабанщица - довольно редкая профессия. Почему вы выбрали именно этот инструмент?
- Редкая в России, но не в Америке. На барабанах больше играют мужчины, потому что они смелее. Я же на своих мастер-классах учу играть на барабанах девушек, так они становятся более раскрепощёнными и не боятся выражать свои эмоции.
Я родилась в очень музыкальной семье. Моя мама танцевала под звуки барабанов, бабушка играла на органе в церкви. В детстве я играла на пианино, флейте, барабанах, гитаре, пела. Музыка всегда присутствовала в моей жизни, но я не думала, что стану профессиональным музыкантом. В университете изучала экономику и юриспруденцию. Собиралась стать адвокатом или юристом. Но, услышав однажды джазовую пианистку Ширли Хорн, я поняла, что музыку люблю больше и хочу её играть. Переехала в Нью-Йорк, играла с еврейскими и фольклорными ансамблями, различными рок-группами.
- На ваш взгляд, в чём схожи жители Нью-Йорка и Красноярска?
- Можно весь день об этом говорить (Улыбается). У нас с вами много общего: любовь к культуре, к стране, к семье. Красноярцы, как и американцы, гордятся своей родиной, тем, что они из Сибири, сами говорят, что у них более открытые сердца, чем у москвичей. И это правда.