Как квартал с Органным залом связан с Петром Словцовым, Дмитрием Хворостовским, Богоматерью, императором Николаем II и Василием Суриковым? Участники первой исторической экскурсии, проведённой «АиФ на Енисее» совместно с объединением горожан «Общее дело», пытались ответить на эти вопросы.
До 80-х годов XIX века часть города от ул. Горького (тогда Архиерейский переулок) до ул. Декабристов (бывший Батальонный переулок) оставляли для расширения городского парка. На месте краевого правительства тогда стоял красивейший за Уралом Богородице-Рождественский собор, и, может, поэтому архитекторы называли местечко Райским садом.
Застройку начали в конце XIX века. По красноярской традиции, поперечные улицы (переулки) делали широкими (для противопожарной безопасности) и с прозором на Енисей. Сегодня, прогуливаясь здесь, мы можем увидеть, как люди жили сто лет назад. На первую экскурсию в рамках проекта «Что теряет Красноярск?» собрались 15 читателей не только из столицы края, но и из Дивногорска. Гидами в увлекательном путешествии по времени стали архитекторы-реставраторы, супруги Евгений и Екатерина ГЕВЕЛЬ.
Горького, 9
Единственный дом в квартале, не национализированный после Гражданской войны: его владелец Колесников имел заслуги перед революцией. В одной из квартир до сих пор проживают его потомки! Правда, восстановлением дома в основном занимается мастеровой Алексей Лапин, купивший квартиру и подвал в 70-е годы. Если сравнить современный облик здания с фотографией начала XX века, вряд ли найдёте отличия. На воротах усадьбы красуются точёные вереи, так полюбившиеся Василию Сурикову.
Ажурным словом в Сибири называли резные столбы, на которых вертелись полотнища ворот и калитки. А родом оно из Древней Руси, где слово «вращение» считалось родственным слову «общество». Ведь люди тогда жили единым организмом, не только зная, но и участвуя в жизни друг друга - где словом, а где и делом.
Горького, 11
До революции второй этаж здесь занимала семья врача-венеролога Гланц. На первом шёл приём. В архитектурном решении гармонично соединяются элементы народного, греческого неоклассического стиля (шатры, арка, метопа) и модерна (растительный узор резьбы). Когда-то был и балкон. На это намекает оставшаяся от него дверь во всю высоту проёма. Усадьбу строили на деньги тёщи Надежды Моисеевны Королёвой, вышедшей из крестьян деревни Иудино, куда из европейской части ссылали русских земплепашцев, решивших перейти в иудаизм. Сама Надежда Моисеевна тоже жила в просторном одноэтажном флигеле, тут же во дворе. А у деревни, откуда родом была семья Королёвых-Гланц, название теперь Бондарево (по фамилии крестьянина Тимофея Бондарева, который вёл переписку с Львом Толстым). И находится она в Хакасии.
По окончании Гражданской войны дома в квартале национализировали. В 1920 году тут открылась Народная консерватория, где преподавали легендарный «сибирский соловей» Пётр Словцов (партнёр Фёдора Шаляпина в зарубежных гастролях) с женой Маргаритой Риоли-Словцовой и Павлом Ивановым-Радкевичем. Здесь начала образование Екатерина Иофель, которая потом помогла зажечься звезде Дмитрия Хворостовского.
Горького, 13 и 15
Созонт Телегин, купец II гильдии, родом из Енисейска, не только посредничал между продавцами участков в квартале (ими были именитые красноярские семьи Кузнецовых и Щепетковских) и покупателями и строил тут же некоторые дома, но и для себя два особняка возвёл. Схожих по стилю. Только один пятиосный (ось - вертикальная линия окон), другой - семиосный. Автор архитектурных проектов у этих зданий что и домов по Горького, 9 и Бограда, 106 - Роман Попов. Выпускник железнодорожного училища, в конце XIX - начале XX веков - городской архитектор.
Во дворе - основательная кухня (вросшая за сто лет в землю на толщину культурного слоя - 70 см) и двухэтажные конюшни. Никто, конечно, не заставлял лошадей громоздиться наверх - там хранили сено.
Горького, 17
Здесь по соседству с подрядчиком жил крестьянин Некрасов, приехавший из села Бельское в Пировском районе (где должен был проходить легендарный Обь-Енисейский канал). Он был настолько зажиточным, что провёл электричество сразу же вслед за красноярскими купцами Гадаловыми (у которых оно появилось раньше, чем у императора Николая II).
Здание самое раннее в квартале. Некоторые элементы - верчёные колонны на галереях, например, или пропильная резьба - относят облик здания к древнерусскому зодчеству. На наглухо заколоченных галереях второго этажа в тёплое время года крестьянин и подрядчик сиживали с семьями, попивая чаёк из самовара.
ул. Декабристов, 20, 22
Три здания на ул. Декабристов в начале XX века принадлежали польской католической общине. В бывшем доме ксёндза теперь детская музыкальная школа, в костёле - храме Преображения Господня - Органный зал. По образу это готика, с присущими ей башенками, контрфорсами, арочными сводами. На фасаде здания до революции размещалась скульптура Богоматери, а вместо кругов на башнях - христианские кресты. Построенное в 1911 году, местом духовных собраний здание послужило недолго. В советское время здесь находился радиокомитет.
Кстати, в начале века отсюда на ул. Горького (между домами № 9 и № 11) проходил пешеходный пассаж. В советское время в парке ещё сохранялась уличная эстрада, Зелёный театр. Если её, да Словцовскую Народную консерваторию возродить, то вкупе с Органным залом и музыкальной школой получится островок творчества в городе!
Между прочим, тут когда-то музицировал и художник Суриков! Была у него традиция: возвращаясь в родной город, вместе с другом - архитектором Леонидом Чернышовым (автором проекта краеведческого музея) - приходить в дом, где когда-то квартировал декабрист Давыдов, и играть на гитарах. Сейчас на месте этого дома на углу улиц Бограда и Декабристов стоит хрущёвка.
Декабристов, 16
Профессионалов опрятно отремонтированный дом на ул. Декабристов, 16 не радует. Ещё до «восстановительных» работ на нём красовались оригинальные столетние двери, ворота, наличники. Но предметы культурного наследия утрачены. Двери стоят металлические, а украшающие резные элементы и ворота - не более чем стилизация.
Год назад накладная декоративная резьба вокруг пластиковых окон смотрелась аккуратно - сейчас уголки пластин неряшливо отклеиваются. Из-за того, что исконные деревянные окна заменены на пластиковые, потребовалась установка кондиционеров. Смотрятся на вековом домике как чужеродный элемент. Ведь умели без них обходиться наши предки! На задворках усадьбы, впрочем, ещё сохранилась любопытная хозпостройка - бутовый сарай. И, по старому обычаю, одну усадьбу от другой - Декабристов, 16 от Горького, 9 - отделяет толстенная и высоченная стена - брандмауэр, выстроенный, чтобы в случае пожара огонь не перекидывался к соседям.
Мнение участников
Елена ЖИГУНОВА:
- Когда мы едем в другой город, более, как мы считаем, культурный, то обязательно идём на экскурсию по достопримечательным местам. А о родном мало что знаем. Меня не оставляет равнодушной, что многие уникальные объекты разрушаются. Сейчас, когда мы бродили по историческим усадьбам и около Органного зала, сердце радовалось. Думаю, будет правильным восстановить все здания в исконном виде.
Рената БРАТЧУН:
- Сегодня я познакомилась с внимательным и любящим взглядом архитекторов на прекрасное городское пространство, доставшееся нам в наследство просто по праву рождения. Думаю, крайне важно сберечь его.
Квартал вокруг Органного зала - ценный фрагмент городской исторической среды, связанный с музыкальной жизнью Красноярска. Нельзя строить здесь новоделы! Важно сохранить подлинность каждой усадьбы, имея в виду и усадебный принцип - флигели, конюшни, ворота, обустройство дворов. С 2012 года городская администрация обещает провести конкурс для инвесторов, но дальше обещаний дело не двинулось. Дома гибнут без хозяев. В составе коллектива авторов, профессиональных архитекторов, мы участвовали в подготовке проекта регенерации, выпущенного в 2011 году институтом «Красноярскгражданпроект». Работа велась по заказу администрации. Непонятно, зачем сейчас проводятся конкурсы, где эскизы представляют студенты.